Мультимедиа технологии и их применение на музыкальных
занятиях с детьми дошкольного возраста
Седых Ирина Анатольевна
В современном мире происходит внедрение мультимедийных технологий в повседневную жизнь человека. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.
Использование мультимедийных технологий на занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей, сокращение видов работы, которые утомляют детей, использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) для обогащения и мотивации обучения, динамического представления материала, формирование самооценки ребёнка и создание условий для самостоятельной работы. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок) следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.
Информатизация непосредственно коснулась и дошкольного возраста. Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит, как от качества применяемых педагогических программных средств, так и от умения рационально и умело их использовать в образовательном процессе.
Одно из главных условий внедрения компьютера в дошкольном образовательном учреждении - с детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие умения и навыки работы с информационными технологиями, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Внедрение мультимедиа технологий в образовательный процесс является одним из ключевых моментов информатизации образования. В настоящее время мультимедиа технологии относятся к одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных направлений информационных технологий. Мультимедиа - это комплекс аппаратных и программных средств, позволяющий пользователю работать с разнородными данными, организованными в виде единой информационной среды.
Цель работы: теоретическое и методическое обоснование необходимости применения мультимедиа технологий на музыкальных занятиях с детьми младшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
1. Изучить основные психологические возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста.
2. Проанализировать содержание музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста.
3. Исследовать особенности восприятия мультимедиа сопровождения детьми младшего дошкольного возраста.
4. Выявить условия применения мультимедиа сопровождения музыкальных занятий с младшими дошкольниками.
1. Музыкальные занятия с детьми дошкольного возраста
1.1 Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является начальным этапом формирования субъекта деятельности, ребенка перестают удовлетворять простые манипулятивные действия, которыми он овладевал в предыдущие годы. В таком возрасте формируются как общие, умственные, так и специальные способности к изобразительной, музыкальной, хореографической и другим видам деятельности.
Дошкольный возраст - этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных механизмов поведения. К трем годам ребенок проделывает огромный путь в своем психическом развитии. Он уже свободно передвигается в пространстве, хорошо говорит, понимает речь окружающих, сознательно руководствуется (или также сознательно не руководствуется) требованиями и указаниями взрослых, проявляет инициативу и самостоятельность.
1.2 Содержание музыкальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении - музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия - художественно-педагогический процесс, способствующий развитию музыкальности ребенка, формированию его личности и освоению действительности через музыкальные образы. Благодаря целенаправленному обучению знания, усваиваемые детьми, систематизируются и углубляются, расширяется общий и музыкальный кругозор, формируются творческие способности. Музыкальные занятия играют важную роль в развитии выдержки, воли, внимания, памяти, в воспитании коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе. На них осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
Занятия включают чередование различных видов деятельности (пения, ритмики, слушания музыки, игры на детских инструментах, ознакомления с элементами музыкальной грамоты) и обеспечивают тем самым разностороннее развитие музыкальных способностей детей. Занятия содействуют воспитанию многих положительных качеств личности ребенка. Объединяют детей общими радостными, эстетическими переживаниями, совместными действиями, учат культуре поведения, требуют определенной сосредоточенности, проявления умственных усилий, инициативы и творчества.
Занятия оказывают несомненное влияние на другие формы организации детей. Самостоятельная музыкальная деятельность ребят будет активнее на основе знаний, умений, навыков, приобретенных на занятиях. Праздники, развлечения пройдут успешнее, интереснее, если выученные на занятиях песни, пляски, хороводы дети исполнят выразительно и непринужденно.
Тематическое занятие вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик вследствие объединения его содержания одной темой. На таких занятиях достигается целостность, взаимосвязь всех видов детской музыкальной деятельности. Начало, ход, окончание тематических занятий свободны от каких-либо установок. Они зависят от выдвинутых педагогом программных требований, особенностей развития детей данной группы, используемого музыкального материала, логики развития темы.
Занятие по слушанию музыки. Обычно оно проводится с детьми, уже имеющими опыт музыкальной деятельности, обладающими определенным запасом музыкальной терминологии, т.е. в средней и старших возрастных группах.
Занятия по развитию творчества также проводятся в старшем дошкольном возрасте, когда дети уже обладают некоторым объемом знаний, умений и навыков в области пения, музыкально-ритмических движений, игры на инструментах, когда у них в достаточной степени развиты самокритичность, самоконтроль, оценочные суждения, музыкальный вкус.
2. Особенности применения мультимедиа технологий на музыкальных занятиях с младшими дошкольниками
2.1 Особенности восприятия мультимедийных средств детьми младшего дошкольного возраста
Восприятие - это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие - не просто механическое, зеркальное отражение мозгом человека того, что находится перед его глазами или того, что слышит его ухо. Восприятие всегда активный процесс, активная деятельность. Оно является первым этапом мыслительного процесса, следовательно, предшествует и сопутствует всем видам музыкальной деятельности. Мультимедийные средства передачи информации подразумевают под собой работу с разнородными данными - звуком, графикой, текстом, видео, организованными в виде единой информационной среды. В связи с этим, анализировать восприятие мультимедиа технологий детьми младшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ следует как восприятие каждого из компонентов в отдельности и в совокупности с прочими в соответствии с возрастными особенностями данного этапа развития.
Музыкальное восприятие - сложный, чувственный, поэтический процесс, наполненный глубокими внутренними переживаниями. В нем переплетаются сенсорные ощущения музыкальных звуков и красота созвучий, предыдущий опыт и живые ассоциации с происходящим в данный момент, следование за развитием музыкальных образов и яркие ответные решения на них. Восприятие музыки осуществляется уже тогда, когда ребенок не может включиться в другие виды музыкальной деятельности, когда он еще не в состоянии воспринимать другие виды искусства. Восприятие музыки - ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах дошкольного детства. Слышать, воспринимать музыку - это значит различать ее характер, следить за развитием образа: сменой интонации, настроений.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если человек обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями. Поэтому в детстве, когда опыт восприятия музыки еще мал, как правило, требуется несколько прослушиваний, чтобы восприятие произведения стало более осмысленным, прочувствованным. Поэтому так необходимо развивать музыкальное восприятие дошкольников, тренировать его. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.
Восприятие музыки осуществляется не только через слушание, но и через музыкальное исполнительство - пение, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах.
Ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание-восприятие. Ведь для того, чтобы разучить песню ее надо сначала услышать, а выучив, прислушаться, выразительно ли она спета, как звучит. Двигаясь под музыку, надо слушать ее постоянно, следить за развитием, передавая настроение и характер произведения.
Музыкальное восприятие ребенка не будет развиваться и совершенствоваться в полной мере, если оно основано только на слушании музыкальных произведений. Важно для развития музыкального восприятия использовать все виды музыкального исполнительства. Важными особенностями репертуара, предназначенного для слушания, должны быть идейная и тематическая направленность, жанровое разнообразие с учетом возрастных возможностей ребят.
Репертуар, отобранный в определенной последовательности, отвечает задачам воспитания эстетического отношения к окружающему. Поэтому имеет значение, с какой музыкой нужно знакомить детей в различном возрасте, какие чувства при этом воспитываются. Особое значение имеет усложнение музыкальных образов, разнообразие средств их выразительности. В репертуар входят произведения классики, современной и народной музыки. Они отличаются своеобразием музыкального языка, а также жанровыми признаками, индивидуальным подчерком композиторов Ребенок воспринимает музыку непосредственно, активно откликаясь на художественный образ, поэтому так важно реалистическое, правдивое отображение действительности. Музыковед И. Нестьев отмечает, что существенным источником являются реальные звуки природы, интонация человеческой речи. Произведения, возникшие на их основе, очень любимы детьми. В процессе обучения ребята обогащаются впечатлениями, их кругозор с возрастом расширяется.
Слово педагога о музыке должно разъяснить, раскрыть чувства, настроение, выраженные музыкальными средствами. Даже голос педагога эмоционально окрашивается в зависимости от характера произведения.
Итак, произведения должны отличаться высокими художественными качествами - идейным содержанием, способом выражения, чтобы вызвать сопереживание и воздействовать на внутренний мир ребенка.
Таким образом, ребята слушают разнообразную вокальную и инструментальную музыку, самостоятельно отличают различные выразительные средства и характер музыки, узнают произведения различных композиторов современности и классики.
На основе психологических особенностей восприятия детей данного возрастного периода и особенностями их музыкального восприятия можно сделать некоторые выводы об особенностях восприятия ими мультимедийных средств. Напомним, что мультимедийными средствами являются технологии, объединяющие информацию (данные), звук, анимацию и графические изображения. Такими средствами на музыкальных занятиях в детском саду могут являться мультимедийные презентации, фильмы (обучающие и художественные) и компьютерные игры.
Игры в программе Power Point составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6 - 7 лет.
Основная функция игр - обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране - это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы.
Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира - реальные предметы, и картинки, схемы, слова и уравнения и наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
Детская память непроизвольна, дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали. Компьютер делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным. [Компьютерные игры имеют большое значение не только для развития интеллекта детей, но и для развития их моторики, точнее для формирования моторной координации и координации совместной деятельности зрительного и моторного анализаторов. Действия рук нужно сочетать с видимым действием на экране. Так, совершенно естественно, без дополнительных специальных занятий, развивается необходимая зрительно-моторная координация. Детям 3-4 лет не рекомендуется сидеть перед экраном больше 20 минут. Не стоит также забывать о том, что ведущую роль для ребёнка младшего дошкольного возраста играет взрослый. На занятиях это педагог, а дома - родители. Исследователи отмечают наличие у детей предпосылок к творческим проявлениям в музыкальной деятельности на основе подражания взрослому. Чаще всего эти проявления можно наблюдать в плясках и музыкальных играх, где дети самостоятельно используют знакомые движения.
Поэтому мультимедиа технологии на музыкальных занятиях должны являться всего лишь дидактическим средством передачи информации, которое не должно играть ведущую роль. Главным же всё-таки является оценочная характеристика, даваемая преподавателем, его заинтересованность в предмете и развитии обучающихся, и умение их заинтересовать.
2.2 Условия применения мультимедиа технологий на музыкальных занятиях с дошкольниками
Применять мультимедийные технологии на занятиях с дошкольниками следует с учётом особенностей их восприятия и при определённых условиях в связи с этим.
Для начала рассмотрим условия подбора и составления мультимедийного сопровождения, отталкиваясь от каждого из составляющих мультимедиа технологий.
Цвет - это одна из первых характеристик, которую воспринимает ребёнок. В 3 года - младший дошкольник - уже способен назвать основные цвета - красный, синий, зелёный, жёлтый и различить их оттенки, а также чёрный и белый. При составлении мультимедийного сопровождения нужно стараться применить наиболее яркие цвета. Не стоит забывать и о том, что девочкам и мальчикам нравятся разные цвета. Любимый цвет девочек часто красный, розовый, мальчики же предпочитают более тёмные цвета. Также не стоит злоупотреблять яркими цветами, чтобы освоение учебно-воспитательной программы не было затруднено особой пестротой.
Важно также чтобы цвет и форма соответствовали содержанию предмета (помидор - круглый и красный, огурец - овальный и зелёный). Форма предмета - это важная характеристика предмета, которую ребёнок младшего дошкольного возраста воспринимает почти наравне с цветом.
При составлении и подборе мультимедийного сопровождения к данным музыкальным занятиям используются некоторые художественные произведения. Подбирая художественное произведение, важно обратить внимание, прежде всего, на его эмоциональную окраску, выражение отношения к нему. Следует учесть, что имеет значение не только общее отношение ко всему произведению, но и характер отношения, оценка ребенком отдельных героев, поэтому нужно серьёзно отнестись к каждым отдельным деталям произведения. Имеет значение в художественном восприятии и степень близости, доступности образа. Так, например, младшие дошкольники в ролях находчивых, юмористических персонажей чаще всего предпочитают видеть животных с антропоморфическими признаками, проявивших себя положительно в знакомых им сказках.
Анимация привлекает внимание ребёнка своей яркостью и имитацией живости, но не стоит злоупотреблять особой подвижностью предметов. Скорость их перемещения и осуществляемых ими действий не должна быть чрезвычайно большой, но не должна быть и раздражающе медленной.
Звуки не должны вызывать раздражение у детей. Музыкальные произведения должны быть несложными для восприятия ребёнка. Самым оптимальным вариантом слушания музыки для ребёнка четвертого года жизни остается классическая и народная музыка. Классическая музыка оказывает большое влияние на развитие познавательных процессов, таких как память, мышление, воображение, речь. Народная же музыка открывает перед ребенком двери в жизнь наших предков, в их обычаи и праздники. Очень важно при подборе материалов воспользоваться наиболее качественными из них, по возможности, максимально выражающие исходный цвет, форму, звук. В графике не должно быть ничего лишнего, цвета должны быть чёткими, а предметы идеально узнаваемыми. Звук должен быть исключительного качества записи - без шумов и фальши.
Объяснение просмотренного с помощью наводящих вопросов занимает много времени, но является эффективным. Умело поставленные вопросы постепенно подводят детей к самостоятельному пониманию материала и к правильным выводам.
Обсуждение увиденного на экране следует проводить таким образом, чтобы детям не навязывались готовые точки зрения, а они сами подходили к тем или иным выводам, что способствует не только развитию активности мышления, но и формирует его самостоятельность, способность к умозаключениям. После просмотра можно дать детям задание придумать загадки, задачки, попробовать самим придумать сказку.
Далее рассмотрим непосредственно условия применения грамотно составленного и подобранного мультимедийного сопровождения музыкальных занятий с младшими дошкольниками по трем составляющим: мультфильмам, презентациям и играм, выдаваемым для домашнего закрепления материала.
Учебные мультфильмы должны длиться не более 5 - 7 минут, так как внимание ребёнка данного возраста не может долго удерживаться на одном объекте. Мультфильм должен соответствовать возрасту детей, быть понятным и нести познавательную функцию, имеющую непосредственное отношение к материалу, изучаемому на занятии. Не стоит использовать два мультфильма на одном занятии. В течение фильма педагог не должен комментировать его, давая детям самим проанализировать и понять его. После просмотра следует обсудить увиденное вместе с детьми, сначала, прокомментировав содержание, а затем, задавая наводящие вопросы, позволяющие сделать детям соответствующие выводы. В учебно-воспитательных целях можно использовать сказки. Все лучшие произведения русского и мирового сказочного фольклора экранизированы. Сказки пробуждают воображение, творчество, развивают фантазию и эстетические вкусы детей, являются носителями народной мудрости и нравственных ценностей. Здесь можно показать детям мультфильмы, где герои играют на тех или иных музыкальных инструментах. Можно также использовать сказки, в которых звучат шедевры мировой классики, актуальные для определённой темы занятия.
В детском саду художественные жанры фильмов основные. Их эффективность определяется занимательной сюжетной формой. Чем активнее в них действуют персонажи, тем выше интерес детей к развертывающимся событиям, вследствие чего улучшается качество усвоения материала. Используются такие фильмы главным образом для развития речи и формирования нравственных представлений.
Мультимедиа презентацию можно применять в качестве опорного средства при изучении нового материала или закреплении пройденного. Мультимедийную презентацию следует включать в занятие постепенно и только в соответствующий момент урока; наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет; необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций; демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала. Презентация должна соответствовать ряду требований: содержать не менее 10, но не должно превышать 25 слайдов; на первом листе красочно должно быть представлено название презентации, основанное на преподаваемой теме, а также должен быть указан автор презентации. Важен вопрос и об оптимальном времени усвоения содержания каждого слайда, т.е. величины интервала между слайдами, что зависит от их содержания. Если на экране появляются карты, схемы, чертежи и т.д., требуется больше времени для их понимания и запоминания, чем при показе портрета или пейзажа. Плодотворнее на уроке и занятии применять короткие презентации, имеющие меньшее число кадров и четко выраженную единую тему. В презентацию могут быть включены вопросы или задания [70].
Игры для домашнего повторения должны отвечать следующим требованиям - они не должны быть длинными, пёстрыми, заключать в себе материал более, чем одной изученной темы. Содержание игр должно быть понятно и просто, соответствовать возрастным особенностям. Сюжет игры должен быть добрым, а персонажи близкими по восприятию детям, возможно, какие-то животные, либо герои сказок. Очень важно, чтобы родитель мог правильно объяснить ребёнку игру и для начала сам выполнял задания, вслух комментируя свои действия и показывая на экране их осуществление и смысл. В свою очередь родителям учебный материал и инструкцию к обучающим играм должен дать педагог в устной или письменной форме.
Роль педагога при использовании мультимедийного сопровождения чрезвычайно велика. Ребёнок младшего дошкольного возраста впервые выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л.С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти.
В дошкольном возрасте такой формой становится мир взрослых людей.
Компьютер не даёт живой энергетики, в которой нуждаются дети данного возраста. Информационные технологии не имеют в себе той эмоциональной составляющей, на уровне которой на данном этапе дети знакомятся с миром. Поэтому очень важным условием является ведущая роль педагога, а мультимедийное сопровождение - это дидактическое средство к музыкальным занятиям. Компьютерное сопровождение, сопровождение мультимедиа - явление новое для детей трёх лет, и знакомство с ним должно проходить в том темпе, которого требуют способности детей, при чём, равняться в данном случае следует на тех детей, которые медленнее осваивают материал. Занятия нужно строить таким способом, чтобы в дальнейшем мультимедиа технологии не вызывали у таких детей негативных эмоций и, тем более, страха и психологического дискомфорта.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Экран доски сенсорный. Интерактивный экран обладает функциями компьютера, являясь практически его модификацией, продолжением.
Интерактивная доска имеет определенные преимущества: запоминает, как и всякий компьютер, акты взаимодействия (сохраняет обратную связь) и может их воспроизвести; позволяет наблюдать процесс и анализировать накапливаемый материал; позволяет выявлять промежуточные результаты, которые важны для понимания особенностей динамики изменений, точек выбора и влияний, которые для них были значимы; позволяет демонстрировать получаемые результаты самим учащимся или, например, родителям, которые в этом случае становятся активными помощниками учителю (специалисту) и своим детям в решении коррекционных задач. Изображение, как было выше сказано, передаётся проектором. Мультимедийные проекторы - универсальные приборы, дающие возможность просмотра проектирования любых источников изображения.