Организация игровой деятельности как средство развития
произвольной памяти у детей старшего дошкольного возраста
Луканина Мария Николаевна
Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, поскольку усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.Главным способом познания окружающего мира для детей дошкольного возраста является игра, ведь именно с её помощью развиваются познавательные процессы. У ребенка во время игры происходят изменения в психике, от которых, в будущем, будет зависеть его успешность, поэтому мы смело можем сказать, что, играя ребенок формирует себя как личность. Взрослые используют этот вид деятельности с целью лучшего усвоения ребенком различных действий с предметами, а также способов и средств обучения. Правильно организованная игра поможет дошкольнику учиться выделять цель запомнить – вспомнить, ребенок начнет понимать необходимость повторять, обобщать, группировать, сопоставлять материал в целях запоминания.
Дидактические игры представляют большую ценность в развитии памяти дошкольников. Память ребенка формируется в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на данном возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. В игре складываются благоприятные условия для развития памяти ребенка.
Развитие произвольной памяти имеет важное значение для подготовки ребёнка к школе. Учебная деятельность окажется невозможной, если ребёнок будет запоминать только то, что его непосредственно интересует, не считаясь с теми задачами, которые выдвигаются школьной программой. Совершенно очевидно, что развитие памяти и её тренировка должны гармонично вписываться в систему обучения и воспитания. В процессе игры ребенок запоминает информацию, которая становится для него интересной. Впоследствии на подсознании появляется своеобразная программа, которая определяет, как лучше запоминается та или иная информация.
Игры имеют большое влияние на умственное развитие детей. В процессе занятия радость от игры способствует формированию получения удовольствия от учебы в дальнейшем.