Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие речи детей третьего года жизни

Перова Екатерина Алексеевна
     Язык – это удивительное и совершенное творение народной культуры. Это орудие для выражения наших представлений, мыслей, познаний.
     Развивающаяся речь способствует развитию личности в целом, что содействует развитию языка. И здесь особое внимание к себе требует взаимоотношение языка и мышления. Язык - это продукт и орудие общественности, и возникает он из потребности в общении с другими людьми. Включение ребёнка в социальную среду и расширение его социальных связей является основным условием развития его языка. Ребёнок учится благодаря слуху и способности к подражанию. Ребёнок говорит то, что слышит. Учить ребёнка следует с помощью методических приёмов, указаний, через пример, образец. Язык развивается наглядным путём, поэтому педагог должен говорить правильной литературной речью.
     Развитие  речи детей обусловлено определённой закономерностью, которое выражается в постепенности процесса. Процесс овладения речью ребёнка условно отмечается несколькими этапами:
     Подготовительный этап -  развитие отделов речевого аппарата, принимающих участие в речевом акте – центрального отдела и периферического. Следующий этап – развитие понимания речи, появление первых осмысленных слов. И последний этап – наличие достаточного лексического словаря, умение пользоваться монологической речью, грамматическое оформление, чёткое и внятное произношение звуков и слов.
     Овладение речью и её дальнейшее формирование находятся в тесной зависимости от физического и психического развития ребёнка, от состояния и особенностей развития его высшей нервной деятельности. Дети,  имеющие нарушения в умственном развитии, физически ослабленные, часто болеющие различными инфекционными болезнями, как правило, отстают в речевом развитии. Итак, формирование речи ребёнка зависит от его общего развития в целом.
     Рассмотрим развитие речи детей третьего года жизни. В этом возрасте потребность ребёнка в общении со взрослыми и сверстниками возрастает. Малыш начинает понимать простые вопросы: «Где машинка?», «Куда положил игрушку?». Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться с вопросами: «Что это?», «Зачем?» и т.д.
     У ребёнка возрастает  понимание речи, он понимает, когда говорят не только о том, что произошло сиюминутно при нём, но и о том, что произошло или должно произойти. О понимании им речи можно судить по его действиям, которые он выполняет по заданию взрослого, по его высказываниям.
     Увеличивается словарный запас, ребёнок знает названия многих предметов (игрушек, одежды, посуды и т.д.), находящихся в ближайшем его окружении. В словарном запасе ребёнка преобладают существительные, он начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными. При помощи прилагательных малыш обозначает размеры предметов, цвет, свойства,  качества, форму предметов. В начале года малыш часто не согласует прилагательные мужского и  женского рода с существительными и употребляет их в именительном падеже единственного числа.
     В речи детей преобладают слова-названия, собирательные существительные отсутствуют. У ребёнка в пассивной речи имеются названия предметов, но в активной речи он пользуется ими не всегда. Реже начинает пользоваться облегчёнными словами. Начинает придумывать слова, то есть начинает осознавать звуковую сторону слова.
     На третьем году жизни малыш узнает и называет знакомые предметы, изображённые на картинке, называет действия, верно связывает слова в предложения, согласует их в роде, числе, но допускает ошибки в падежных окончаниях. Ребёнок различает и пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени, отвечает в основном простыми предложениями, при этом всё чаще появляются дополнения.
     На третьем году жизни ребёнок начинает пользоваться сложносочинёнными предложениями, а к концу года начинает употреблять и  сложноподчинённые предложения.
     В этом возрасте ребёнок способен воспринимать простые по содержанию и объёму сказки, отвечать на вопросы по содержанию. При пересказе же только договаривает отдельные группы слов, при этом при неоднократном повторении, полностью запоминает наизусть отдельные отрывки.
     На третьем году жизни артикуляционный аппарат ребёнка значительно повышается, но произношение его ещё далеко от нормы, что замедляет усвоение звуков. В этом возрасте дети часто заменяют недостающие звуки более лёгкими в произношении, нередко твёрдые заменяются мягкими. Правильно и чётко произносят гласные звуки (а, у, о, и), согласные (м, п, б , т, д, н, в, ф, к, г, х), йотированные звуки, усваивают мягкие согласные "ть" и "сь", начинают правильно произносить звук "ль", заменяя им звуки "р", "рь", "л".
     В этом возрасте ребёнок не всегда может воспроизводить слоговую структуру слова, переставляет слоги, заменяет или опускает некоторые звуки. Большинство детей в этом возрасте воспроизводят различные интонации, умеют пользоваться ими в своей речи. Голосовой аппарат ребёнка  ещё недостаточно окреп, дети редко умеют правильно им пользоваться, не умеют говорить шёпотом. Дети в этом возрасте часто отвлекаются, у них  недостаточно устойчивое внимание.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»