Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Виртуальный методический кабинет

Гусева Анна Владимировна,
старший воспитатель ОДОД ГБОУ СОШ №635
Приморского района Санкт-Петербурга.

Анализ интернет-источников, сайтов и страниц дошкольных организаций позволяет утверждать, что в настоящее время существует достаточно большое количество виртуальных представительств методических кабинетов образовательных учреждений. Подавляющее большинство их на сегодняшний день построены недостаточно эффективно, о чем свидетельствует проведенный анализ.
Впервые термин «виртуальный кабинет» появился в Принстонском университете на факультете социальной архитектуры в 1977 г. его появление связано с именем С. Келлер. Благодаря исследованию Р. Хильца «Виртуальный класс. Обучение без границ с помощью компьютерных сетей» (1995 г.) мы можем сделать выводы о том, что тогда под виртуальным кабинетом понимался учебный кабинет, похожий на учебный класс, но оснащенный самыми современными информационными технологиями, обеспечивающими разнообразные формы взаимодействия между участниками образовательного процесса, наполненное огромным количеством образовательный ресурсов.
Несмотря на прошедшие десятилетия, концепция развития виртуального кабинета до сих пор остается прежней. Пожалуй, с появлением интернета возможности для создания таких кабинетов стали практически безграничными. Интернет позволил разработать виртуальную модель мира, создал уникальные возможности для педагогов самостоятельно расширять, пополнять, изменять контент образовательного пространства; создавать эффективные условия для «самообразования и профессионального роста; использовать информационные ресурсы общества в своей педагогической деятельности; общаться с коллегами, принимать участие в обсуждении актуальных вопросов, участвовать в различных сетевых мероприятиях».
В настоящее время существует достаточное количество определений понятия «виртуальный методический кабинет» (ВМК). При этом следует выделить три подхода.
Согласно первому, ВМК – это инновационная форма методической работы, а также многоаспектная информационно-образовательная среда, ориентированная на создание необходимых условий для преподавателя к самостоятельной познавательной и научно-поисковой деятельности».
В рамках второго похода, ВМК является структурным подразделением конкретного образовательного субъекта: методической службы, кафедры, отдельного преподавателя и аккумулирует внутри себя все информационные потоки и сведения данного структурного подразделения, позволяет документационно обеспечить его деятельность.
Согласно третьему подходу, ВМК – это форма интерактивного общения педагога и других субъектов образовательных отношений: обучающихся, педагогов, специалистов, родителей.
Обобщая разнообразные подходы, можно сделать вывод о том, что: виртуальный методический кабинет – форма сетевого взаимодействия, интерактивного общения разных субъектов образовательного процесса, виртуальное методическое пространство, позволяющее педагогам обмениваться информацией, высказать свою точку зрения, получить консультацию по интересующему вопросу, поделиться полезными ссылками и собственным позитивным педагогическим опытом, разместить интересные медиаресурсы и т.д. Главными достоинствами ВМК являются его мобильность, доступность в любое время суток, возможность оказания методической поддержки начинающим специалистам опытными коллегами и наставниками, возможность участия в он-лайн мероприятиях, проходящих в различных уголках мира, ведение электронных баз данных и каталогов, проведение диагностики посредством электронных технологий с полной обработкой результатов, возможность совместной работы над проектом вне зависимости от местонахождения участников.
В изданиях последних лет ВМК представлен как важнейшее звено информационно - образовательной среды, которое предупреждает и сводит до минимума риски, связанные с модернизацией современного процесса обучения и воспитания. Эта среда соответствует ожиданиям и потребностям педагогов, функционирует в режиме профессионального общения и создает уникальные возможности для непрерывного образования и самообразования. Благодаря динамичности, структура и уровни ВМК находятся в постоянном режиме обновления и пополнения, создавая уникальные возможности для моделирования индивидуальной «образовательной ниши», позволяющей каждому успешно реализовывать свои профессиональные запросы.
Под «виртуальным методическим кабинетом» рассматривается многоаспектная информационно-образовательная среда, стимулирующая педагогов на совместное общение и сотрудничество путем объединения в своей структуре современной, многоаспектной и достаточной информации для решения совместных задач, предлагающий педагогам вариативные и удобные форматы сотрудничества (общение в личном кабинете, чатах, блогах, в условиях он-лайн трансляции и презентациях и т.п.)
ВМК, построенный с учетом запросов педагогов организует процесс постановки педагогических задач и нахождения путей их решения в режиме профессионального диалога на качественно новом уровне, позволяет раскрыться воспитателю в профессиональном и общеобразовательном планах, оказывает действенную методическую помощь.
Благодаря ВМК система самообразования педагогов реально становится непрерывной, ведь именно сам педагог в любое время суток в любом точке, оснащенной интернет, может заниматься познавательной деятельностью. Наличие ссылок на нормативно-правовые документы позволяет отслеживать последние изменения, происходящие в нормативном обеспечении образовательного процесса.
Таким образом, такая форма методической помощи актуальна и своевременна в условиях повсеместного внедрения компьютерной техники и телекоммуникаций в систему образования.
Основная особенность виртуального МК заключается в сетевом характере построения взаимодействия пользователей контента. Такое взаимодействие предполагает ряд преимуществ по сравнению с традиционной формой: отсутствие ограничения времени взаимодействия; возможность одновременного общения как с одним, так и с большим количеством пользователей; возможность создания сетевого педагогического сообщества, реализующего функции самообразования и обучения друг друга; использование в качестве проводника для выхода на другие ресурсы; привлечение родителей и иных социальных партнеров к работе ДОУ.
Несмотря на наличие явных преимуществ виртуального методического кабинета, существует ряд очевидных трудностей по его созданию и наполнению его необходимой информацией. Постараемся перечислить и рассмотреть эти проблемные моменты подробнее.
Первой проблемой может стать отсутствие оргтехники и информационно-технического обеспечения в детском саду. Но в перспективе, учитывая стратегию государства по развитию образования, существует вероятность, что в ближайшем будущем дошкольные образовательные организации будут оснащены всем необходимым оборудованием.
Второй проблемой при создании виртуального методического кабинета, которую мы предвидим, может стать трудоемкость и энергозатратность наполнения его необходимой для педагогов информацией. Если учесть, что организацию методического обеспечения детского сада, как правило, осуществляет один сотрудник (старший воспитатель или методист), представляется очевидным, что поиск необходимой информации, ее анализ и структурирование по направлениям ВМК вкупе с выполнением других должностных обязанностей, становится просто непосильной задачей для одного человека.

 Литература
1. Воробьев М. В. Виртуальный методический кабинет как базовый элемент функционирования регионального информационно-ресурсного центра по управлению системой дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2. С. 490
2. Костина Т. И., Молоканова Н. В., Битюкова Г. Н., Кудряшова Н. А. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 57.
3. Новицкая, В. А.Создание виртуального методического кабинета в современном детском саду./Сборник научных статей по материалам международной научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Институт детства. - СПб.: РГПУ им. Герцена, 2012. - с. 417 - 427
4. Новицкая В.А. Оценка деятельности методического кабинета ДОУ. //Справочник старшего воспитателя ДОУ. №10 //http://vospitatel.resobr.ru/archive/year/4412/
5. Семенова И. В. Виртуальный методический кабинет как одна из форм организации самообразования педагогов // Методист. 2011. № 9. С. 49–50.  
6. Фирсова Т. Г. Виртуальный методический кабинет как средство формирования профессиональной компетентности будущего педагога. //CyberLeninka.ru›article/n/virtualnyy…kabinet-kak

 

 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»