Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Мурыгина Татьяна Александровна

Советские психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн) считали, что мотивы и эмоции, подобно умственным и волевым процессам, формируются на протяжении всего детства, в результате овладения ребёнком опыта предшествующих поколений и усвоения вырабатываемых обществом нравственных норм, идеалов. В результате такого усвоения ребёнок приобретает своеобразную систему эталонов ценностей, сопоставляя с которыми наблюдаемые явления, он оценивает их эмоционально как привлекательные или отталкивающие, как добрые или злые, как красивые и безобразные.
Особенности эмоционального развития в младенческом возрасте:
- основу развития эмоций составляют примитивные эмоции, вызванные органическими причинами;
- социально обусловленные формы эмоциональных переживаний формируются в процессе общения младенца со взрослыми;
- в ситуативно-личностном общении у ребёнка возникает радость от доброжелательного внимания к себе, недовольство отсутствием общения;
- в ситуативно-деловом общении у малыша проявляются удовольствие от совместных манипуляций, радость при успехах и поощрениях, обида и гнев при порицании;
- складываются предпосылки высших чувств – любви и симпатии к близким.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
- эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
- происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребёнок осваивает способы их выражения;
- развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимает симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
- включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создаёт предпосылки для их регуляции.
Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребёнок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщёнными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.
Уже к четырём годам жизни, ребёнок может обладать чувством юмора. Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим. Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем дошкольном возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детёнышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которое является для них образцом. Плохое настроение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребёнка навыков самообслуживания и самостоятельности.
Вся жизнь ребёнка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Управлять своими переживаниями он ещё не может. Настроение ребёнка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
К началу дошкольного возраста ребёнок приходит уже с относительно богатым эмоциональным опытом. Он обычно довольно живо реагирует на радостные и печальные события, легко проникается настроением окружающих его людей. Выражение эмоций носит у него очень непосредственный характер, они бурно проявляются в его мимике, словах, движениях.
При благоприятных условиях у ребёнка-дошкольника интенсивно развиваются практические навыки, умственные и художественные способности, чувства и эмоции, формируются нравственные качества личности, складываются черты характера. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей приводит к возникновению чувства симпатии, уважения и сопереживания, что является непременным условием живого общения с окружающим миром.
Ребёнок находится как бы во власти внешних эмоциональных впечатлений и спонтанно возникающих чувств, его легко привлечь к чему-нибудь, но также легко и отвлечь, чувства его быстро возникают и также быстро исчезают. Он очень эмоционально реагирует на происходящее, но его эмоции неустойчивы.
В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребёнка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Её необходимо развивать
Таким образом, можно сделать вывод воспитание чувств ребёнка, начинается с первых лет его жизни, является важнейшей педагогической задачей.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»