Работа с природным материалом в детском саду
Воробьева Галина Викторовна
воспитатель ГБДОУ д\с№93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Поистине волшебным является мир природы. Зимой и летом, весной и осенью не перестает она удивлять нас и очаровывать. Встреча с природой расширяет представление детей об окружающем мире, знакомит с различными явлениями.воспитатель ГБДОУ д\с№93 компенсирующего вида
Калининского района Санкт-Петербурга
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного отношения к ней, формирования первых трудовых навыков
Природные материалы, используемые для поделок, настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха. Особую радость доставляет детям видеть результат своего труда – готовую картину, поделку.
Занятия по изодеятельности с применением природных материалов очень полезны, важны и увлекательны. Они помогают ребенку всесторонне развиваться, открывать и познавать окружающий мир. Разная фактура природных материалов позволяет развивать мелкую моторику рук и сенсорное восприятие. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания — повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Труд по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера: формирует целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, требует определенных волевых усилий. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умения согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития.
Дети знакомятся с разновидностью материалов, усваивают способы их обработки, приобретают изобразительные и технические навыки, используя для поделок кору, ветки, листву, шишки, траву, бересту, сучки. Приобретенные навыки и умения закрепляются в повседневной жизни. В процессе работы учитываем уровень знаний и практических умений детей, сформированный на таких занятиях, как конструирование, изобразительная деятельность, аппликация, формирование элементарных математических представлений, ручной труд. Во время работы проводим физминутки, пальчиковые игры. Используем художественную литературу. Произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений пробуждают детскую фантазию, воспитывают художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. Для формирования устойчивого интереса к работе с природным материалом эффективно устное народное творчество: загадки, потешки, скороговорки, считалки, создающие богатую почву для размышлений, вдохновения, мудрости, воздействующие на ум и чувства ребенка.
Задачи, которые решаем в процессе работы с природным материалом:
-расширять представления детей о предметах и явлениях окружающей жизни;
-учить детей мастерить с удовольствием, развивать фантазию, воображение, творческие
способности;
-развивать сенсомоторные навыки, мелкую моторику рук;
-воспитывать у детей чувство коллективизма, учить видеть результаты и значимость
коллективного труда;
-воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Создавая поделки и композиции из даров природы, ребята знакомятся с многообразием природы, учатся видеть новое в знакомом, осваивают разнообразные соединения деталей. Самый доступный материал – желуди, каштаны, семена и листья собираем с детьми на прогулке. Участие в сборе природного материала позволяет знакомить детей с окружающей природой, развивает их физически и эмоционально. Коллективная форма работы помогает создавать детям интересные, красочные композиции, поделки.Очень нравится ребятам разглядывать готовые работы, выполненные их сверстниками, — каждый хочет научиться делать такие же игрушки, а если пофантазировать немного, можно придумать и что-то свое.
Детское творчество неистощимо: листья - рыбки, их вылавливают удочками - прутиками; это и тарелочки, платья, шляпы; можно сделать украшения, зонтик, лодочку, парус.
Много внимания уделяем работе с родителями. Стараемся, чтобы родители проводили, как можно больше времени со своими детьми. Привлекаем их к участию в различных выставках, проходящих в нашем детском саду. Детскими работами украшаем группу, дарим родителям.