Значение взаимодействия семьи и детского сада для всестороннего развития ребенка.
Воробьева Галина Викторовна
Воспитатель ГБДОУ д\с№93
компенсирующего вида
Калининского р-на г. Санкт-Петербурга
Дошкольное детство – уникальный период жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому, ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Семья – первая ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. От того, какое место занимает в семье ребенок, какова по отношению к нему воспитательная линия членов семьи, зависит многое. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. В семье ребенок учится жить подлинно социальной жизнью, общей с другими людьми – делить горе и радость, сострадать, ощущать единство с родными людьми. Если в семье нет любви, доверия, эмоциональной близости, то нет почвы для социального развития. Ссоры, разобщенность Эмоциональная холодность в семье самым неблагоприятным образом сказываются на психическом развитии ребенка, на его творческих способностях, на эффективности обучения, общении. Сила влияния семьи в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях.
Детский сад это не просто очередной этап в жизни ребенка, это первый значимый шаг к самостоятельности. До детского сада ребенок был единственным объектом опеки со стороны взрослых и его жизнь определялась преимущественно его желаниями. В детском саду собственные желания маленького человечка становятся вторичными, а на первый план выходит необходимость подчиняться общим правилам, нормам, условиям. Жизнь ребенка в детском саду организована, наполнена яркими событиями. У него начинают формироваться лидерские навыки: умение организовывать сверстников, распределять роли, планировать действия, анализировать результат. В детском саду ребенок приобретает первый социальный опыт, и навыки общения со сверстниками, приобретает знания, умения, готовится к обучению в школе. Детский сад предоставляет ребенку возможность упражняться в человеческих отношениях: умение поделиться, договориться, посочувствовать, принять любовь и доверие друга, отстоять свои позиции, находить эффективные решения в конфликтных ситуациях. Ребенок учится жить в коллективе, он ориентирован на общение с разными взрослыми и детьми. Соответственно у него формируется умение сотрудничать. В детском саду ребенок узнает, как попросить взрослого о помощи, обратиться с вопросом, выразить свои чувства, эмоции, заинтересованность, он учится общаться деликатно, вежливо, доброжелательно со взрослыми и сверстниками. От этих умений во многом зависит успеваемость ребенка в школе, его оценки, мотивация к обучению и, что немаловажно, эмоциональное благополучие.
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребенка, формирования основ полноценной гармонично развитой личности необходимо укрепление и развитие взаимодействия детского сада и семьи. Взаимодействие педагогов и родителей позволяет выявлять, осознавать и решать проблемы воспитания детей: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками. В повседневном общении с детьми сеются семена характера, которые потом дадут добрые или злые всходы. Известная народная мудрость гласит: “ Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”.