Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Консультация для воспитателей

Ознакомление детей с народами разных стран,
с  жизнью, бытом, традициями разных народов

        Во всем мире и в нашей стране происходит миграция (переселение) населения, а так же активный отдых людей за пределами родины. Национальный состав многих народов становится смешанным. Появляется много семей, в которых родители разных национальностей, разной веры, так называемые смешанные семьи.
Сейчас люди разных стран, каждый народ привносит в культуру своё,  и каждое достижение народа является общим для всего человечества.
Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство, где у ребёнка формируется отношение к окружающему миру.
По  мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, у ребёнка постепенно формируются определённые оценочные суждения, касающиеся тех или иных фактов окружающей жизни.
Поэтому начинать воспитание человека, как часть большого  мира,   нужно с младшего возраста, с культуры нашей Родины.  Отсюда наметились следующие приоритеты:
  • Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными.
  • Широко использовать все виды фольклора (потешки, прибаутки, сказки, хороводы, поговорки, пословицы).
  • Народные праздники, традиции.
  • Народно – прикладное искусство.
  • Знакомство с ближайшим окружением.
В русском народном творчестве, как нигде сохранились особенности черт русского характера и присущие ему нравственные ценности: доброта, красота, храбрость, трудолюбие, верность, дружба, отзывчивость. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает оценка различных жизненных позиций, высмеиваются недостатки и восхваляются положительные качества людей, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих  рук.
Любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё расширяет кругозор детей.
Но не всё, что окружает ребёнка равнозначно в воспитательном процессе, поэтому важен выбор объектов, о которых следует рассказать детям. Поэтому педагог должен сам хорошо знать материал, который будет предложен детям, продумать систему планирования работы. Работа должна проводиться планомерно, систематически, но, не перегружая ребёнка информацией.
Знакомство детей  с народами разных стран происходит через:  чтение художественной литературы (народные песенки, потешки, стихи, сказки, поговорки), знакомство с животными разных стран, предметами быта (обувь, одежда, игрушки, мебель), знакомство растительным миром, архитектурой…
Период четырёх – пяти лет является оптимальным для начала целенаправленного воспитания эмоционально – положительного отношения к людям ближайшего национального окружения.
Формирование доброжелательного отношения к представителям разных народов должно носить поступательный характер, органично входить в плановую работу педагога с детьми, идти от близкого - к далёкому, а так же  проводиться в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников.
Детям этого возраста доступно усвоение элементарных представлений о труде и быте некоторых народов, их национальных традициях, праздниках, творчестве.
В старшем дошкольном возрасте у детей формируются:
  • чувства дружбы между народами  единой  страны проживания;
  • чувство национальной и общенародной гордости принадлежности к  человеческому роду;
  • большой  и постоянный интерес к культуре своей страны и народов в ней проживающих;
  • уважительное отношение к национальному достоинству других людей к национальным культурам, традициям, обычаям.
На протяжении всей работы необходимо формировать у детей понимание, что, у всех людей на планете, есть что – то общее. Это - человеческие потребности (в еде, воздухе, воде, жилище, внимании, одежде, здоровье…), жизнь в семье, обществе, труд (производства, орудия труда, инструменты, материалы, ресурсы), символы государства,  жизненный уклад, праздники, традиции, обычаи, взаимосвязь живых существ на Земле и их зависимость друг от друга.
Но каждый народ имеет и свои  особенные стороны. Эти особенности обусловлены:
  • характером и психологией каждого народа,
  • особенностями исторического развития,
  • географическим  местоположением (степи, горы, леса,  тундра, на юге, севере, средней полосе и т.д.),
  • природными и социально – экономическими условиями (крупный или маленький город, деревня, и т.д).
Каждый  народ имеет и свои особенные нравственные черты.
Некоторые национальные черты наиболее характерны отдельным народам.
Например:
  • русскому народу присущи – открытость, самоотверженность, смекалка, находчивость, иногда – бесшабашность;
  • грузинам – горячность, щедрость, оптимизм;
  • татарам – верность в дружбе, надёжность;
  • немцам - склонность к порядку, системе, точность во всём, педантичность;
  • украинцам – неторопливость, исполнительность, общительность;
  • евреям - интеллектуальность, дипломатичность;
  • народам Средней Азии – почитание старших, авторитет аксакалов;
  • полякам – гордость, чувство собственного достоинства, франтоватость.
Каждый народ уникален, каждый народ вносит вклад в мировое общество, в развитие и культуру нашей планеты.  Поэтому, ненавязчивая, доступная, интересная, разносторонняя работа с детьми по данной теме поможет в формировании кругозора ребенка, познанию географических начал, воспитанию гуманистических чувств.
Педагогам предлагается диагностическая карта развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста по теме: «Знакомство детей с народами разных стран, их жизнью, бытом, традициями». Примерные графы для диагностической карты:
  1. Ф. И. ребёнка
  2. Знаешь ли ты своё имя, фамилию.
  3. Имя родителей, бабушки, дедушки.
  4. Домашний адрес.
  5. Номер домашнего телефона.
  6. Номер детского сада.
  7. Ближайшие станции метро.
  8. Город, в котором живёшь.
  9. Страна, Родина.
  10. Столица Родины.
  11. Название планеты.
  12. Материки.
  13. Страны.
  14. Океаны, моря, реки.
  15. Животные разных стран.
  16. Праздники.
  17. Изобретения и открытия.
Вопросы детям:
  • Знаешь ли ты своё имя, фамилию?
  • Знаешь ли ты,  как зовут твою маму, папу, бабушку, дедушку?
  • Знаешь ли ты свой домашний адрес: название улицы, номер дома, номер квартиры?
  • Знаешь ли ты свой домашний телефон?
  • Знаешь ли ты номер детского сада?
  • Какие станции метро ближайшие к твоему дому?
  • Как называется город, в котором ты живёшь?
  • Как называется наша Родина (страна)?
  • Найди на карте мира нашу страну.
  • Какой главный город в нашей стране? Столица нашей Родины?
  • Как называется наша планета?
  • Какие материки ты знаешь? Покажи на карте.
  • Какие страны ты знаешь?
  • Какие океаны и моря ты знаешь?
  • Назови животных севера, жарких стран.
  • Покажи на карте север, жаркие страны (Африка, Австралия).
  • Какие праздники ты знаешь? Как другие народы празднуют праздники? ( 2-4праздника).
  • Какие ты помнишь  изобретения, открытия?  В  какой стране они были изобретены?
Диагностическая карта поможет выявить знания детей и составить перспективный план игр, мероприятий, занятий для пополнения, расширения  знаний, кругозора детей.
                          Список используемой литературы
1.Алифанова Г.Т.   Петербурговедение для малышей от 3 до 7 лет.  – Санкт – Петербург «Паритет» 2005
 2.Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Акимова Ю.А., Белова И.К.    Здравствуй мир! Окружающий  мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – Москва  Баласс  2003
3.Виноградова Н.Ф., Козлова С.А.    Наша Родина. Пособие для воспитателей детского сада.  – Москва «Просвещение» 1984
4.Голицина Н.С.   Ознакомление дошкольников с социальной действительностью.  – Москва «Мозаика – синтез» 2005
5.Гризик Т.И.    Познаю мир.  Москва Просвещение 2005
6.Картушина М.Ю.  Праздники народов мира в детском саду.Часть1.
 Лето - осень  – Москва Скрипторий 2009
7.Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей.   Москва Баласс 2003
  8.Соловьёва Е.В.  Дети планета Земля: Тетрадь с заданиями и методическое пособие для работы с детьми дошкольного возраста.  – Москва Линка – Пресс 2001

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»