Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Методическая разработка
 

Опыт работы по развитию познавательных процессов
у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
 


Громова Алена Валериевна,
в
оспитатель  ГБДОУ №19
Калининского района Санкт-Петербур

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию познавательных процессов у
старших дошкольников через экспериментальную
деятельность

Срок реализации - 2 года

    Содержание

  1. Введение
  2. Целевой раздел
    1. Пояснительная записка
    2. Принципы и подходы
    3. Формы и методы
    4. Планируемые результаты
  3. Содержательный раздел
    1. Содержание психолого-педагогической работы
    2. План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет
      (старшая группа)
    3. План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет
      (подготовительная к школе группа)
    4. План работы с родителями
  4. Организационный раздел
    1. Особенности развития РППС
    2. Оборудование
    3. Литература

1 ВВЕДЕНИЕ

Использование инновационных технологий в детском саду

На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в
работу различных инновационных технологий.

В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?

Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.

Познавательно-исследовательская деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Е1апример: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю», так сказал еще много веков назад Конфуций.

Метод исследовательского обучения надо понимать, как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:

1)  ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;

предлагает возможные решения;

2)  проверяет эти возможные решения, исходя из данных;

3)  делает выводы в соответствии с результатами проверки;

4)  применяет выводы к новым данным;

5)  делает обобщения.

2.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  

 2.1 Пояснительная записка

Программа по опытно - экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.

Современный образовательный процесс направлен на поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-экспериментальная деятельность.

В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).

Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.

        Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

   Данные качества способствуют к дальнейшему более успешному обучению детей в школе.

   Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи:

   Цель программы - способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.

     Задачи программы:

Образовательные:

    - знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);

    - формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

    - расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира расширять у детей представлений о химических свойствах веществ;

      - обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;

  - формирование способов познания путём сенсорного анализа;

  - формирование умения работать в команде.

Развивающие:

  -развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её        изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость);

-развитие мыслительных способностей, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости.

Воспитательные:

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);

-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

2.2 Принципы и подходы:

1. Принцип научности:

     -предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;

  -содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.

 2. Принцип целостности:

      -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.

    3. Принцип систематичности и последовательности:

      -обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;

      -предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;

    4. Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания:

    -обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.

    5. Принцип доступности:

      -предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;

    6. Принцип активного обучения:

      -предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», тем самым узнают что-то новое;

      -обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.                                                                            

    7.Принципрезультативности:

        -предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

2.3 Формы и методы работы:

  • специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
  • экспериментирование;
  • наблюдения;
  • опытная деятельность;
  • решение проблемных ситуаций;
  • беседы и рассказ воспитателя;
  • рассматривание картин и иллюстраций;
  • чтение художественной литературы;

    2.4 Планируемые результаты:

  • ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой (неживой) природы, математики, и т.п.;
  • ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать;
  • ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

    3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

    3.1 Содержание психолого-педагогической работы

    Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) с учетом возрастных особенностей детей.

     Срок реализации программы -2 года.

     Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 2 раза в месяц (в вариативной части ООП): с детьми старшего дошкольного возраста по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.

    3.2 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 5-б лет (старшая группа)

месяц

1-я неделя

3-я неделя

      сентябрь

Тема: «Песчаный конус»

Цель: Установить свойства песка.

Тема: «Водопроницаемость  песка и глины»

Цель: Познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес.

октябрь

Тема: «Свойства воды» 

  Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Тема: «Живая вода»                      

Цель: Познакомить детей сживотворным свойством воды.

ноябрь

Тема: «Измерение размеров изображения с помощью различных линз»

Цель: Познакомить с оптическим  прибором - линзой, сформировать представления о свойстве линз  увеличивать изображения, развивать   познавательную активность.

 Тема: «Как обнаружить воздух»

 Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить  поток  воздуха в     помещении.

декабрь

 Тема: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры»

 Цель: Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.

Тема: «Зависимость таяния снега от температуры»

 Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

январь

 Тема: «Сколько воздуха в лёгких»

Цель: Сформировать у детей представления об организме человека      (о строении собственного тела).

 Тема: «Волшебное зеркало» (конспект) 

 Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

февраль

Тема: «Извержение вулкана»

Цель: Познакомить детей с природным явлением -вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.

Тема: «Лабирин»

 Цель:Установитькак растение ищет свет.

март

Тема: «Состояние почвы в зависимости от температуры» 

 Цель: Познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий.

Тема: «Где лучше расти?»

Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу.

апрель

 Тема: «Что нужно для питания растения?»

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Тема: «Какое значение имеет размер семян?»

 Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть.

май

 Тема: «Музыка или шум?»

  Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные   и шумовые звуки.

Тема: «Как солнце высушивает предметы?» 

Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы.

3.3 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

месяц

1-я неделя

3 -я неделя

сентябрь

Тема: «Песок - природный фильтрат»

Цель: Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

Тема: «Летающие семена» 

Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

октябрь

Тема: «Испарение»

Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого, в газообразное состояние и обратно в жидкое.

Тема: «Агрегатные состояния воды»                 

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком - вода; твердом - снег, лед; газообразном - пар.

ноябрь

Тема: «Свойства воздуха»  

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Тема: «Как работает термометр» 

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

декабрь

Тема: «Что выделяет растение?»

Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений.

Тема: «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений.

январь

Тема: Свойства магнита»  

Цель: Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

Тема: «Волшебное электричество» (конспект)  

 Цель: Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности.

февраль

Тема: «Мир бумаги»  

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнётся, рвётся, режется, горит).

Тема: «Удивительные камни» (конспект)   

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

март

Тема: «Как увидеть движение воды черезкорешки?» 

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции.

Тема: «Как образуется тень»  

Цель: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

апрель

Тема: «Секрет сосновой шишки»

Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Тема: «Для чего корешки?»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

май

Тема: «Как солнце влияет на растение»  

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Тема: «Свет повсюду»

Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

З.4 План работы с родителями по опытно - экспериментальной деятельности

сентябрь

  1. Консультация «Организация детского экспериментирования  в домашних условиях»

октябрь

  1. Памятка « Экспериментирование с водой»

ноябрь

  1. Консультация «Учить ли детей делать открытия?»

декабрь

  1. Консультация «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

январь

  1. Практикум «Занимательные опыты и эксперименты для умных пап и любопытных дошколят»

февраль

  1. Консультация «Расскажи, и я забуду, покажи - и я запомню!»

март

  1. Рекомендации «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

апрель

  1. Советы «Как помочь маленькому исследователю?»

май

  1. Консультация «Эксперименты на маминой кухне»

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

4.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:

Для реализации поставленных целей и задач в группе создаются специальные условия (мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами для проведения опытов и экспериментов с детьми).

   4.2 Оборудование:

   Наш центр опытно - экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:

1 зона -«Мини - лаборатория «Почемучка»

Вас здесь встречает Почемучка. Он помогает знания добыть, на все "почему" ответ получить. Он хозяин этой лаборатории.

Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.

В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:

-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);

    -Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);

    -Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);                          

   -Приборы - помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);

   -Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);

  -Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);

    -Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).

В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:

  • «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
  • «Невидимка - воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
  •  «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок), т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
  • «Звук» (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);

  • «Запах» (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические      масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);

  • «Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.

    В мини - лаборатории находятся:

     Коллекции: коллекция семян, гербарий, коллекция тканей, коллекция ниток, коллекция ракушек, коллекция камней;

    Модели: календарь природы (времена года), дни недели; календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе; алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.

    Макеты (выставляются соответственно темам недели): царство льда и снега; кто живет в жарких странах; животные наших лесов; пресмыкающиеся; насекомые.

    2 зона – «Центр природы»

    В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.

    На комнатные растения оформлен паспорт. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в центре природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.

    Есть тематические альбомы: (луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, деревья и кустарники, грибы, насекомые, домашние и дикие животные, наши питомцы, зимующие и перелётные птицы и др.)

    В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа- это тоже объект исследования.

    3 зона - методический центр

    Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в центре природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности), коллажи, мнемотаблицы, паспорт «Экологической тропы», картотека экологических сказок (речетворчество),  УМК  парциальной программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и др.

    В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.

    4 зона - центр «Хочу всё знать»

    Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.

    Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы, альбомы, папки-передвижки: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера.

    Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.

    5 зона - мини - музей «Чудесная кладовая»

    Один из элементов нашей опытно - экспериментальной среды - мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.

    В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой - либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный домовёнок Кузя. Он и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на его «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально - чувственного опыта.

    б зона - наша игротека

    В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, лэпбуки, созданные совместно с детьми. Имеются игры по валеологии и безопасном поведении на природе. Создана картотека игр: «Кто где живет?», «О животных», «О растениях», «Хочу все знать!», «Ассоциации», «Зоологическое лото», домино «На море, на суше», «Большие и маленькие», «Кто чем питается», «Как растет живое», «Кто как появился», «Что из чего сделано», «Времена года», «Развиваем наблюдательность» и др.

    В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.

    7 зона - «Огород на окне».

    На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету сказки "Репка", а также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.

    Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, способствуя развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-не будь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

4.3 Литература:

1. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через
экспериментальную деятельность.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-64с.

       2. Дыбина О.В, Рахманова Е.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина(отв.ред.).-М.: ТЦ»Сфера», 2001.-192с. (Серия «Вместе с детьми»)

         3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2010.

         4. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011

          5. Журнал «Воспитатель» №7/2011г.

          6. Журнал «Воспитатель» №5/2015г.

          7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музей в детском саду» - М.:Линка-Пресс, 2008.

          8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128с., ил.

          9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост.Е. А.Мартынова, И.М.Сучкова.-Изд.2-е.-Волгоград :Учитель,2013.-333с.

        10. КрашенинниковЕ.Е., ХолодоваО.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.

         11. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1, №2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. -СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013,-32с.,цв.ил.(Из опыта работы по программе «Детство»).

         12. А.И.Шапиро Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей (Набор развивающих карточек) ООО «Издательство «Речь»,2010

          13. Хелен Идом,Мойра Баттерфилд, Ребекка Хеддл и Майк Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с воздухом, растениями, на кухне. Издательство «Махаон»,1993.-73с. ил.

          14. Хелен Идом,Мойра Баттерфилд, Ребекка Хеддл и Майк Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом т зеркалами. Издательство «Махаон», 1999.-73с.ил.

          15. Наварро П., ХименесА. Тайны света. Простые и наглядные опыты для детей и взрослых / Пер. с англ..-М.:Пчелка,2015.-36с.:ил.-(Домашняя лаборатория).

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»