Опыт работы по развитию познавательных процессов
у старших дошкольников через экспериментальную деятельность
Громова Алена Валериевна,
воспитатель ГБДОУ №19
Калининского района Санкт-Петербур
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию познавательных процессов у
старших дошкольников через экспериментальную
деятельность
Срок реализации - 2 года
Содержание
- Введение
- Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Принципы и подходы
- Формы и методы
- Планируемые результаты
- Содержательный раздел
- Содержание психолого-педагогической работы
- План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 5-6 лет
(старшая группа) - План работы по опытно-экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет
(подготовительная к школе группа) - План работы с родителями
- Организационный раздел
- Особенности развития РППС
- Оборудование
- Литература
1 ВВЕДЕНИЕ
Использование инновационных технологий в детском саду
На сегодняшний день коллективы педагогов, трудящихся в дошкольных
образовательных учреждениях (ДОУ), направляют все свои усилия на внедрение в
работу различных инновационных технологий.
В чем заключается инновационная деятельность в ДОУ?
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса. Для этого педагогические коллективы в детских садах разрабатывают отличающиеся от других дошкольных учреждений новейшие модели по воспитанию и интеллектуальному развитию малышей. В своей профессиональной деятельности воспитатели используют методический инструментарий, способы и приемы обучения, полностью соответствующие принятой модели. Современные образовательные технологии в ДОУ применяются все чаще, а результат их внедрения будет проявляться еще не одно десятилетия.
Познавательно-исследовательская деятельность
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности, как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте, о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.
В ходе экспериментирования ребенок познает объект. В практической деятельности осуществляет и выполняет познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Е1апример: в ходе реализации образовательного проекта «Осень» при знакомстве с овощами детей воспитатель проводит с детьми опыт «тонет, не тонет»: картошка, лук, помидор. В ходе этого опыта дети узнали, что картошка тонет, а помидор и лук плавают. «Что я слышу — забываю. Что я вижу — я помню. Что я делаю — я понимаю», так сказал еще много веков назад Конфуций.
Метод исследовательского обучения надо понимать, как обучение, при котором ребенок ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) педагогом. В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
1) ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
предлагает возможные решения;
2) проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
3) делает выводы в соответствии с результатами проверки;
4) применяет выводы к новым данным;
5) делает обобщения.
2.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
2.1 Пояснительная записка
Программа по опытно - экспериментальной деятельности разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) и предназначена для использования в дошкольных образовательных организациях.
Современный образовательный процесс направлен на поиск новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает опытно-экспериментальная деятельность.
В целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования выделены следующие качества: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире).
Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности - к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» чего-то нового.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.
В дошкольном возрасте детям присуще наглядно-образное и наглядно-действенное мышление и поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит стремление к исследованию окружающего мира, новым открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к их интеллектуальному и эмоциональному развитию.
Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, таких как: творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.
Данные качества способствуют к дальнейшему более успешному обучению детей в школе.
Учитывая практическую значимость опытно-экспериментальной работы для всестороннего развития ребенка, мною были выделены следующие цели и задачи:
Цель программы - способствовать формированию и развитию у детей познавательной активности, любознательности через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы:
Образовательные:
- знакомить детей с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
- расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира расширять у детей представлений о химических свойствах веществ;
- обучать детей в умении пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа;
- формирование умения работать в команде.
Развивающие:
-развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух - его давление и сила; Почва - состав, влажность, сухость);
-развитие мыслительных способностей, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность);
-воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту - воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
2.2 Принципы и подходы:
1. Принцип научности:
-предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
-содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип целостности:
-предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
3. Принцип систематичности и последовательности:
-обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников;
-предполагает повторяемость тем и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
4. Принцип индивидуально личностной ориентации воспитания:
-обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип доступности:
-предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми;
6. Принцип активного обучения:
-предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой дети сами делают «открытия», тем самым узнают что-то новое;
-обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7.Принципрезультативности:
-предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
2.3 Формы и методы работы:
- специально организованная деятельность (совместная, групповая, индивидуальная, работа с родителями);
- экспериментирование;
- наблюдения;
- опытная деятельность;
- решение проблемных ситуаций;
- беседы и рассказ воспитателя;
- рассматривание картин и иллюстраций;
- чтение художественной литературы;
2.4 Планируемые результаты:
- ребенок овладевает начальными представлениями о себе, элементарными представлениями из области живой (неживой) природы, математики, и т.п.;
- ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно давать объяснения явлениям природы, свойствам предмета; способен наблюдать и экспериментировать;
- ребенок проявляет инициативу и самостоятельность, обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.
3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Содержание психолого-педагогической работы
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная к школе группы) с учетом возрастных особенностей детей.
Срок реализации программы -2 года.
Совместная деятельность воспитателя с детьми организуется во второй половине дня 2 раза в месяц (в вариативной части ООП): с детьми старшего дошкольного возраста по 20-25 минут, с детьми подготовительной к школе группы по 25-30 минут. Работа проводится небольшими подгруппами с учётом уровня развития и познавательных интересов детей.
3.2 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 5-б лет (старшая группа)
месяц |
1-я неделя |
3-я неделя |
сентябрь |
Тема: «Песчаный конус» Цель: Установить свойства песка. |
Тема: «Водопроницаемость песка и глины» Цель: Познакомить со свойствами песка и глины; развивать познавательный интерес. |
октябрь |
Тема: «Свойства воды» Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета). |
Тема: «Живая вода» Цель: Познакомить детей сживотворным свойством воды. |
ноябрь |
Тема: «Измерение размеров изображения с помощью различных линз» Цель: Познакомить с оптическим прибором - линзой, сформировать представления о свойстве линз увеличивать изображения, развивать познавательную активность. |
Тема: «Как обнаружить воздух» Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении. |
декабрь |
Тема: «Снег и лед. Вода, изменившая свое состояние под воздействием температуры» Цель: Развивать наблюдательность детей, их умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. |
Тема: «Зависимость таяния снега от температуры» Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег. |
январь |
Тема: «Сколько воздуха в лёгких» Цель: Сформировать у детей представления об организме человека (о строении собственного тела). |
Тема: «Волшебное зеркало» (конспект) Цель: Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами. |
февраль |
Тема: «Извержение вулкана» Цель: Познакомить детей с природным явлением -вулканом. Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе. |
Тема: «Лабирин» Цель:Установитькак растение ищет свет. |
март |
Тема: «Состояние почвы в зависимости от температуры» Цель: Познакомить с зависимостью состояния почвы от погодных условий. |
Тема: «Где лучше расти?» Цель: Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. |
апрель |
Тема: «Что нужно для питания растения?» Цель: Установить, как растение ищет свет. |
Тема: «Какое значение имеет размер семян?» Цель: Показать, что чем больше и толще семя, тем лучше его всхожесть. |
май |
Тема: «Музыка или шум?» Цель: Научить определять происхождение звуков и различать музыкальные и шумовые звуки. |
Тема: «Как солнце высушивает предметы?» Цель: Наблюдать за способностью солнца нагревать предметы. |
3.3 План работы по опытно - экспериментальной деятельности с детьми 6-7 лет (подготовительная к школе группа)
месяц |
1-я неделя |
3 -я неделя |
сентябрь |
Тема: «Песок - природный фильтрат» Цель: Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования. |
Тема: «Летающие семена» Цель: Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений. |
октябрь |
Тема: «Испарение» Цель: Познакомить детей с превращениями воды из жидкого, в газообразное состояние и обратно в жидкое. |
Тема: «Агрегатные состояния воды» Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком - вода; твердом - снег, лед; газообразном - пар. |
ноябрь |
Тема: «Свойства воздуха» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. |
Тема: «Как работает термометр» Цель: Посмотреть, как работает термометр. |
декабрь |
Тема: «Что выделяет растение?» Цель: Установить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений. |
Тема: «На свету и в темноте» Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. |
январь |
Тема: Свойства магнита» Цель: Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком. |
Тема: «Волшебное электричество» (конспект) Цель: Познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества. Закрепить правила пользования электроприборами, соблюдая меры безопасности. |
февраль |
Тема: «Мир бумаги» Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства (мнётся, рвётся, режется, горит). |
Тема: «Удивительные камни» (конспект) Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. |
март |
Тема: «Как увидеть движение воды черезкорешки?» Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции. |
Тема: «Как образуется тень» Цель: Понять, как образуется тень, её зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. |
апрель |
Тема: «Секрет сосновой шишки» Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку. |
Тема: «Для чего корешки?» Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения. |
май |
Тема: «Как солнце влияет на растение» Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение. |
Тема: «Свет повсюду» Цель: Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) и искусственные -изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). |
З.4 План работы с родителями по опытно - экспериментальной деятельности
сентябрь |
|
октябрь |
|
ноябрь |
|
декабрь |
|
январь |
|
февраль |
|
март |
|
апрель |
|
май |
|
4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
4.1 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды:
Для реализации поставленных целей и задач в группе создаются специальные условия (мини-лаборатория, оснащенная всеми необходимыми материалами для проведения опытов и экспериментов с детьми).
4.2 Оборудование:
Наш центр опытно - экспериментальной деятельности состоит из 7 зон:
1 зона -«Мини - лаборатория «Почемучка»
Вас здесь встречает Почемучка. Он помогает знания добыть, на все "почему" ответ получить. Он хозяин этой лаборатории.
Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В мини - лаборатории хранятся оборудование и материалы, необходимые для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путём познают тайны живой и неживой природы:
-Специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, ситечки);
-Природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, сухоцветы, ветки деревьев и т.п.);
-Утилизированный материал (проволока, фантики, пенопласт, пробки, нитки и др.);
-Приборы - помощники (микроскоп, лупы, компас, зеркала, различные виды весов и др.);
-Медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, колбочки);
-Мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы, металлические предметы);
-Технический материал (гвозди, шурупы, болты и т.д.).
В нашей лаборатории есть материалы, которые распределены по блокам:
- «Волшебница-вода» (пищевые и непищевые красители, соль, сахар, мука, крахмал, чай, масло, контейнеры для льда, т.е. материалы для изучения свойств воды);
- «Невидимка - воздух» (трубочки, мыльные пузыри, воздушные шары, вертушки и т.д., т. е. материалы для изучения свойств воздуха);
- «Свет и цвет" (различные фонарики, зеркала, цветные стеклышки (вырезанные из пластиковых бутылок), т.е. материалы для изучения свойств света, цвета);
-
«Звук» (киндер-сюрпризы с различными наполнителями (горох, гречка, пшено, манка и др.), колокольчики, дудочки, трещотки, наушники, т.е. материалы для изучения свойств звука);
-
«Запах» (мешочки с лавандой, с ромашкой, с сосной, освежители, ароматические масла, свечи, пробники духов, тестеры, т. е. материалы для изучения свойств и различения запахов);
-
«Магнетизм» (разные магниты, скрепки, металлические предметы), т.е. материалы для изучения свойств магнита.
В мини - лаборатории находятся:
Коллекции: коллекция семян, гербарий, коллекция тканей, коллекция ниток, коллекция ракушек, коллекция камней;
Модели: календарь природы (времена года), дни недели; календарь наблюдений за сезонными изменениями в природе; алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Все алгоритмы распределены по блокам.
Макеты (выставляются соответственно темам недели): царство льда и снега; кто живет в жарких странах; животные наших лесов; пресмыкающиеся; насекомые.
2 зона – «Центр природы»
В группе есть центр природы, чтобы успешно решать задачи по живой природе, познакомить детей с функциями частей растений, чем растения дышат, питаются, как развиваются, размножаются; каково строение растений, значение растений.
На комнатные растения оформлен паспорт. Опыт показывает, что такой паспорт удобен для работы в центре природы, т.к. дети, ориентируясь на условные обозначения, учатся правильно ухаживать за растениями.
Есть тематические альбомы: (луговые цветы, садовые цветы, комнатные растения, деревья и кустарники, грибы, насекомые, домашние и дикие животные, наши питомцы, зимующие и перелётные птицы и др.)
В центре природы есть фартуки для дежурных, лейки, опрыскиватель, кисточки, тряпочки, лопатка и рыхлитель. Живая природа- это тоже объект исследования.
3 зона - методический центр
Это центр нашей мини - лаборатории. Здесь находятся перспективные планы запланированных опытов, методические рекомендации по проведению опытов, картотека опытов, экспериментов и дидактических игр по блокам, всевозможные алгоритмы познавательной деятельности (алгоритмы воспроизведения информации о последовательности трудовых процессов в центре природы и в цветнике, алгоритмы воспроизведения познавательной деятельности), коллажи, мнемотаблицы, паспорт «Экологической тропы», картотека экологических сказок (речетворчество), УМК парциальной программы О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» и др.
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Тут же находятся символы, разные схемы, а также информация для родителей (консультации, рекомендации) дневники наблюдений и опытов по экспериментальной деятельности, которые ведут и заполняют дети.
4 зона - центр «Хочу всё знать»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать.
Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Хочу всё знать». В него входят книги, энциклопедии "Все обо всем", атласы, альбомы, папки-передвижки: времена года, деревья, растительный мир, грибы, природные явления, насекомые, птицы, животные жарких стран, домашние животные и птицы, дикие животные, животные Севера.
Нельзя недооценивать роль познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов - книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию. Хозяин этого центра Буратино, с которым дети часто отправляются в страну знаний и чудес.
5 зона - мини - музей «Чудесная кладовая»
Один из элементов нашей опытно - экспериментальной среды - мини- музей, в котором расположен уголок самостоятельной деятельности, где находятся работы воспитателей, детей и родителей.
В зависимости от изучаемой лексической темы или в связи с возникновением устойчивого интереса к какой - либо области познания периодически оформляется мини выставка. Хранителем музейных экспонатов является музейный домовёнок Кузя. Он и гид, который организует заочные экскурсии для детей. Дети с удовольствием приходят на его «выставки». Это ещё одна возможность для формирования целостного восприятия и представления о различных предметах и явлениях окружающей действительности, позитивного отношения к миру на основе эмоционально - чувственного опыта.
б зона - наша игротека
В игротеке находятся экологические игры, лото, пазлы, лэпбуки, созданные совместно с детьми. Имеются игры по валеологии и безопасном поведении на природе. Создана картотека игр: «Кто где живет?», «О животных», «О растениях», «Хочу все знать!», «Ассоциации», «Зоологическое лото», домино «На море, на суше», «Большие и маленькие», «Кто чем питается», «Как растет живое», «Кто как появился», «Что из чего сделано», «Времена года», «Развиваем наблюдательность» и др.
В играх дети закрепляют те знания, которые получают опытным путём.
7 зона - «Огород на окне».
На окне весной обустраивается огород. Посадки: овес, лук, салат, фасоль, петуния, бархатцы, перец сладкий, помидор. Огород оформлен по сюжету сказки "Репка", а также на окне есть прудик с камешками, ракушками и растениями, где плавают уточки и лягушки. С детьми сделали бабочек, ласточек, тучки и солнышко и украсили ими окно! Огород позволяет организовать длительные наблюдения за процессом роста растений, условиями роста растений.
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта. Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек» и направляя их активную деятельность, способствуя развитию детских способностей в процессе экспериментирования. Если ребёнок-исследователь найдёт поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый, умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить, взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-не будь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.
4.3 Литература:
1. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через
экспериментальную деятельность.- СПб.:ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2013.-64с.
2. Дыбина О.В, Рахманова Е.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина(отв.ред.).-М.: ТЦ»Сфера», 2001.-192с. (Серия «Вместе с детьми»)
3. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - М.:ТЦ Сфера, 2010.
4. Машкова С.В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011
5. Журнал «Воспитатель» №7/2011г.
6. Журнал «Воспитатель» №5/2015г.
7. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. «Мини-музей в детском саду» - М.:Линка-Пресс, 2008.
8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие.-СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.-128с., ил.
9. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/ авт.-сост.Е. А.Мартынова, И.М.Сучкова.-Изд.2-е.-Волгоград :Учитель,2013.-333с.
10. КрашенинниковЕ.Е., ХолодоваО.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. Для занятий с детьми 4-7лет.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2014.-80с.
11. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности №1, №2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. -СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013,-32с.,цв.ил.(Из опыта работы по программе «Детство»).
12. А.И.Шапиро Научные развлечения с простыми вещами. Опыты и эксперименты для детей (Набор развивающих карточек) ООО «Издательство «Речь»,2010
13. Хелен Идом,Мойра Баттерфилд, Ребекка Хеддл и Майк Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с воздухом, растениями, на кухне. Издательство «Махаон»,1993.-73с. ил.
14. Хелен Идом,Мойра Баттерфилд, Ребекка Хеддл и Майк Ануин. Домашняя лаборатория. Опыты с водой, магнитами, светом т зеркалами. Издательство «Махаон», 1999.-73с.ил.
15. Наварро П., ХименесА. Тайны света. Простые и наглядные опыты для детей и взрослых / Пер. с англ..-М.:Пчелка,2015.-36с.:ил.-(Домашняя лаборатория).