Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тренировка памяти у детей 5 - 7 лет

Кутчиева Людмила Сергеевна
У ребенка 5-7 лет можно и нужно развивать все виды памяти (образную, словесную,  долговременную,  кратковременную и оперативную). Однако основной акцент следует делать на развитии произвольности процессов запоминания и воспроизведения, поскольку развитие этих процессов является одной из важных предпосылок готовности детей к обучению в школе.
Развитие произвольной памяти предполагает следующие этапы:
• Умение выделять цель запоминания и воспроизведение
• Умение внимательно выслушивать задание до конца
• Стремление активно запоминать необходимую информацию.
Активное запоминание предполагает овладение элементарной формой повторения, как приема запоминания.
Активное воспроизведение – это внутренний поиск, мысленный возврат к ситуации запоминания.
Овладение мнемическими приемами, направленными на достижение осознанной цели запоминания и воспроизведения.
В возрасте 5-7 лет рекомендуем делать акцент на развитии мнемических приемов «повторение», «группировка», «смысловые соотнесение».
Прием «схематизации» целесообразно формировать тогда, когда ребенок начнет обучение в школе.
Игры для тренировки памяти
 
Виды памяти и приемы Развивающие игры   
«Повторение» «Купи в магазине», «Что спрятано?» «Повторяем друг за другом»   
«Группировка» «Какая группа исчезла»   
«Смысловые соотнесения» «Пары картинок», «Слово и картинка»   
Образная память «Что спрятано?» «Что изменилось?» «Запомни узор или картинки»   
Словесно-логическая память «Запомни слова, стихи, рассказ»   
Оперативная память «Каких картинок больше?» «Складывай и запоминай»   
Кратковременная память «Запомни цифры, круги, картинки»  
Круги в магазине
Понадобиться 10-15 игрушек или предметов, которые ребенок хорошо знает. Разложить их на прилавки магазинов. Придумайте игровую ситуацию, в которой возникла необходимость приобрести новые предметы. Назовите 6-8 предметов, которые ребенок должен принести.
Зафиксируйте для себя:
- насколько внимательно ребенок слушает вашу просьбу.
- повторяет ли он название предметов, которые ему необходимо купить
- проверяет ли себя, насколько хорошо он запомнил.
Ваши наблюдения помогут Вам лучше разобраться в возможных причинах затруднений у малыша.
Что спрятано
Поставить перед игроком 6-8 предметов и дать одну минуту на запоминание. Попросить ребенка отвернуться, убрать один предметов (или переставить), а затем спросить:
- Что пропало? (что изменилось)
Повторяем друг за другом
Один игрок называет слово, второй – повторяет это слово и добавляет свое. Следующий игрок,  называет первые два слова, и добавляет свое и т.д. (повторные упражнения покажут Вам увеличение количества  запоминаемых детьми слов).
Какая группа исчезла
Подготовить картинки с изображением предметов нескольких групп (транспорт, фрукты, одежда и т.д.) Картинки раскладываются вперемежку. Затем предлагают ребенку самостоятельно определить и назвать обобщающим словом группы. После этого ребенок должен запомнить все картинки и отвернуться. Убирается 2-3 картинки одной группы и предлагается ребенку вспомнить, какие это были картинки, и в какой группе они были.
Пары картинок
Берется 5-6 пар картинок, связанных друг с другом по смыслу (карандаш – альбом, ложка-нож и т.д.) Разложите их попарно в 2 ряда. Ребенку предлагается запомнить все картинки. Ребенок должен заметить и назвать, какая смысловая связь между парами. Через 2-3 минуты закройте картинки верхнего ряда. Ребенок должен назвать, какие это были картинки.
Слово и картинки
Запоминание с опорой на какой-нибудь стимул. Ведущий последовательно называет 5-6 слов и показывает столько же картинок. К каждому слову надо подобрать близкую по смыслу картинку. После этого картинки закрываются и опять зачитываются все слова. Ребенок должен вспомнить, какую картинку он подобрал к этому слову.
Запомни картинки
Покажите ребенку 8-10 картинок, не связанных между собой по смыслу. Ребенок должен их внимательно рассмотреть и запомнить. Через 3 минуты закрыть картинки и попросить его назвать запомнившиеся. Потом откройте картинки попросите найти те, которые он забыл назвать.
Запомни слова
Читаем ребенку 10, не связанных по смыслу, слов. Он старается их запомнить и сразу после прочтения воспроизвести. Учитывается количество правильных слов. Можно следить за тем, как изменяется память ребенка в течение определенного времени.
Запомни рассказ
Берется небольшой рассказ или связка. Предупредите ребенка, чтобы он внимательно слушал и старался запомнить. Затем предложите ребенку, как можно подробнее рассказать,  о чем там говорилось.
Каких картинок больше
В ряд расположены звездочки, круги, треугольники и т.п. Задача ребенка определить, каких фигурок больше всего, а каких меньше всего. Для этого он должен мысленно посчитать количество каждого вида фигурок. Запомнить  полученный результат и сравнить в уме цифры. Сохранение промежуточных результатов подсчета обеспечивает оперативная память.
Складывай и запоминай
В таблице 5-6 чередуется в случайном порядке 3 предмета: цветок, бабочка, гриб. Ребенок должен последовательно назвать каждый предмет и считать количество одинаковых предметов. Для детей 5-7 лет эта игра является довольно трудной, но очень полезной в плане развития интеллектуальных способностей и тренировки умственной работоспособности.
Запомни цифры
Для развития кратковременной памяти, а также для закрепления мнемического приема «Повторения». Вы показываете или читаете ребенку набор цифр, а ребенок должен их воспроизвести по памяти. Начинать лучше с трех цифр, постепенно увеличивая их число.
Цветные круги
Перед ребенком раскладываются 7-8 цветных кругов. Попросите, его за 10 секунд запомнил взаиморасположение цветных кругов и, отвернувшись, правильно восстановить по памяти цветной ряд.  
 
Список использованных источников
1. Жировина Л.Ф. Развиваем память детей// Ребенок в детском саду.- 2010.-№6, 29-38с.
2. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. – 5-е изд., Стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 456 с.
3. Рогов Е.И. Р59 Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие: В 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста.3. Шаграева О.А. Детская психология: теоретический и практический курс. – М.: Владос, 2001. – 368 с.
4. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология:. – 4- е изд., стереотип. – М. Академия, 1999. – 336 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»