Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

ФГОС ДО, познавательное развитие, ФЭМП

Методическая разработка

Путешествие в сказочную страну математика

Гусарова Ирина Александровна,
воспитатель ГАДОУ детский сад 125
Выборгского района Санкт-Петербурга

            На современном этапе модернизации дошкольного образования в условиях введения ФГОС ДО особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте. Современные концепции дошкольного образования, новые ориентиры и требования к содержанию дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является их математическое развитие.

         Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие – значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

          Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и разноплановым. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, о их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

          Дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, это   помогает им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствует формированию элементарных математических представлений.

        В данной методической разработке представлен конспект совместной образовательной деятельности для подготовительной к школе группы детского сада «Путешествие в сказочную страну Математика». Целью этой совместной образовательной деятельности является математическое развитие детей подготовительной к школе группы детского сада на основе  формирование представлений детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях).

 

 «ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ МАТЕМАТИКА»

 

Цель совместной образовательной деятельности:

      Формировать представления детей о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях).

Задачи  совместной образовательной деятельности:

Образовательные задачи:

-  Углублять и расширять понятие  о числах первого де­сятка и цифрах. Формировать интерес к математике, иллюстрируя про­явления числа как существенного признака в мире природы, явлениях окружающей действительности.

-  Закреплять представление о форме окружающих пред­метов, о геометрических фигурах.

-  Совершенствовать представление о цвете.

-  Дифференцировать представления о размере, учить практическим прие­мам сравнения по размеру с помощью условной мерки.

-  Закрепить понятия: точка, прямая, луч, отрезок. Учить измерять и чертить отрезки по заданным размерам с помощью линейки.

-  Практически создавать ситуации добавления и убавления, обращая внимание детей на изменение количе­ства.

-  Учить решать арифметические примеры и арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, закреплять понятие состава числа из двух меньших чисел,  закреплять умение считать десятками в пределах 100.

-  Закреплять в сознании детей временные понятия (части суток, дни недели, месяцы года, времена года).

Развивающие задачи:

- Поощрять развитие у детей познавательной активности, развивать внимание, память, воображение, наблюдательность, логическое мышление, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, учить делать выводы на основе практически полученного результата.

Воспитательные:

-  Воспитывать интерес к математическому развитию.

Современные образовательные технологии:

-  Мнемотехника.

-  ТРИЗ – технология.

-  ИКТ – электронная гимнастика для глаз (электронный офтальмотренажер «Бабочка»,  разработан Коробовой Т.В.  на основе   методики доктора медицинских наук В.Ф. Базарного, http://tvkorobova.jimdo.com/ - раздел "Для детей")

-  Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика.

Оборудование для совместной образовательной деятельности:

Демонстрационный материал

-  Ноутбук, проектор и экран, офтальмотренажёр «Бабочка» на электронном носителе.

-  Мягкая игрушка – мяч.

-  Демонстрационная бумажная модель прямоугольника.

-  Магнитно-маркерная  доска с маркерами и  магнитными цифрами.

-  Игрушка Незнайка.

-  Карточки с логическими играми «Какой картинки не хватает?»

-  Мнемотехническая карточка «Клоун».

-  Демонстрационный стенд с геометрическими фигурами разной формы, цвета, размера.

Раздаточный материал

-  Рабочие листы с нарисованными на них отрезками и арифметическими примерами в пределах 10.

-  Бумажные модели прямоугольников.

-  Условные мерки (картонные полоски) для измерения длины и ширины парты.

-  Счётные палочки.

-  Простые карандаши.

-  Линейки.

-  Математические раскраски (чтобы раскрасить картинку, необходимо решить арифметические примеры и узнать, каким цветом раскрашивать) – подарки детям в конце занятия.

Предварительная непрерывная образовательная деятельность:

-  Логические игры  «Какой картинки не хватает?»

-  Игра «Геометрическая мозаика»

-  Измерение длин отрезков в сантиметрах при помощи линейки

Ход совместной образовательной деятельности «Путешествие в сказочную страну Математика»

      Дети стоят полукругом. Воспитатель задаёт вопросы, дети быстро отвечают (допустимы хоровые ответы):

- Какой сегодня день недели?

- Какой день недели был вчера?

- Какой день недели будет завтра?

- Какой месяц сейчас?

- Какой месяц будет следующий?

- Какое сейчас время года?

- Какое время года было предыдущим?

- Какое время дня сейчас?

- Назовите все дни недели!

- Назовите все времена года!

Воспитатель: У меня в руках волшебный мяч, Фея математики заколдовала его. Он сегодня  увеличивает каждое названное мной число на 1, а вы ему в этом поможете!

      Воспитатель бросает мяч первому ребёнку и называет число в пределах первого десятка. Ребёнок называет число на 1 больше и возвращает мяч. Воспитатель перебрасывает мяч следующему ребёнку и т.д. (5-6 детей).

Воспитатель: А теперь не Фея Математики, а мы будем волшебниками и немножко поколдуем. Мы подуем на мяч, но сначала вспомним, как это сделать правильно!  (Ответы детей - вдох через нос, выдох через рот долго и медленно, плечи при вдохе не поднимаются, вдыхаем не грудью, а животиком и т.д.)

      Дети 2 – 3 раза выполнили упражнение дыхательной гимнастики, и теперь мяч считается заколдованным. Он «будет уменьшать каждое число на 1». Игра проводится аналогично первой части, мяч перебрасывается 5 – 6 детям.

      Далее воспитатель приглашает детей пройти за столы - парты с приготовленным раздаточным материалом для каждого ребёнка.

Воспитатель:  Вы очень хорошо отвечали на все мои такие сложные вопросы! Фея математики услышала о том, как много вы всего знаете о её любимой науке, порадовалась за вас и снова пригласила вас сегодня к себе в свою  сказочную страну. Нам предстоит по дороге туда выполнить много интересных заданий. Но в конце пути нас ждут подарки от Феи математики. Давайте постараемся, нам пора в путь!

Воспитатель:  Что это такое?

Воспитатель показывает детям демонстрационную бумажную модель прямоугольника, у детей подобные модели меньшего размера.

Воспитатель:  Да, у меня и у вас – прямоугольники. Покажите его длинные стороны! Это – его длина. А теперь покажите его ширину, его короткие стороны. Как вы думаете, что длиннее – длина или ширина? А как это доказать? Давайте наложим ширину на длину, вот так!

Перегибает прямоугольник.

Воспитатель:  Теперь видно, что длина длиннее ширины, видно – на сколько.

Воспитатель:   Посмотрите на парту, какой она формы? Прямоугольная! Покажите длину, ширину парты. Что длиннее, длина или ширина? Как доказать, ведь наложить нельзя? Можно взять приготовленные условные мерки - картонные полосочки и посмотреть, сколько их уляжется по длине и ширине парты. Разбейтесь на пары, один из вас будет измерять длину, а другой - ширину.

      Правило:мы укладываем мерку точно у края, конец отмечаем карандашом. Считаем "один",откладываем одну счётную палочку. Снова укладываем мерку точно по прямой, считаем«два»  и откладываемновую палочку, и так до самого конца. Сколько мерок в длине?  Столько же, сколько палочек (аналогичноизмеряем ширину парт).

Воспитатель:

       -  Что же мы измеряли? (длину и ширину парты).

       - Чем мы измеряли? (условной меркой = полоской картона).

        - Сколько условных мерок в длине(ставим соответствующую цифру у длинной стороныпрямоугольника намагнитной доске).

         - Сколько условных мерок в ширине? (Ставим цифру у короткой стороны прямоугольниканамагнитной доске).

          - Что длиннее, длина или ширина? На сколько условных мерок длиннее?

Воспитатель:  Мы измерили длину и ширину парты с помощью условной мерки, узнали длину и ширину, смогли их сравнить. Ой, а кто это там спрятался за ширмой? Посмотрите, это Незнайка, сидит здесь, слушает, чем это мы тут занимаемся. Ты что-то хочешь мне сказать, Незнайка? ( Незнайка "шепчет" воспитателю на ухо).Он говорит, что все понял, и теперь сможет сам измерить условной меркой все, что здесь на доске нарисовано (точка, луч и прямая).

Воспитатель:  Как вы думаете, он прав?

Дети: Нет, потому что здесьпредставлены   точка, луч и прямая. Луч и прямая могут быть продолжены, поэтому их длину мы не измеряем.

Воспитатель:  А длину отрезка мы тебе, Незнайка, измерить поможем.

        Один ребенок измеряет длину отрезка на доске условной меркой, другой надписывает цифру сверху над отрезком.

Воспитатель:  Вот видишь, Незнайка, надо быть внимательнее! Садись удобнее, слушай, какие примеры мы решать умеем, нам волшебный мяч помогает!

        Дети выходят из-за столов, встают полукругом. Воспитатель бросает мягкий мяч ребенку, называет число, кратное 10 (в пределах 100). Ребенок называет число на 10 больше. Далее аналогично(-10).

       Далее проводится игра «Барабанщики». Дети полукругом садятся на ковёр. Они сжимают руки в кулачки и считают, негромко отстукивая по полу. Первый играющий ударяет кулаком левой руки – «Один», потом правым - "Два". Следующий играющий ударяет кулаком левой руки - "Три", правой - "Четыре" и т.д.  После того, как стукнул по полу последний играющий правой рукой, счет идет обратно до числа 1.

      Игра «Барабанщики» с усложнением – прямой и обратный счёт десятками в пределах 100.

      Воспитатель приглашает детей за парты. В рабочих листах у детей и на доске у воспитателянарисованы отрезки.

Воспитатель:  Сегодня мы опять будем измерятьотрезкис помощью линейки. Посмотрите всвоих листах, что мы бу­дем измерять?(Отрезки!). Что такое отрезок? (Часть прямой линии, ограниченная с двух сторон).  Что служит нам условной меркой, когда мы измеряем по линейке? (1 санти­метр). Давайте измерим и подпишем, какова длина первого отрезка. Далее измерим второй отрезок. Который длиннее? На сколько?

Воспитатель:  Сегодня мы не только измеряем, но и чертим от­резки. Посмотрите, его левую границу я вам нарисовала, отмерьте от нее вправо отрезок 6 сантиметров, начертите его по линейке, отметьте правую границу, подпишите длину отрез­ка.

        Аналогично дети чертят в тетради отрезки 4 см и 2 см. Воспитатель задает вопросы:

      - Какой отрезок самый длинный? Самый короткий? Какие отрезки короче отрезка 6 см? Ка­кие длиннее отрезка 4 см?

      - А для чего еще нам служит линейка, как вы думаете?(На ней есть числовой ряд, мы можем по нему шагать и решать примеры). Посмотрите, у вас в тетрадях у каждого по 2 примера, решите их при помощи числового ряда на линейке и запишите ответы.

      Кто закончил работу в тетради, подходит к воспитателю, проводятся логические игры по типу  «Какой картинки не хватает?».                        

       Когда все дети собрались, игра продолжается 1–2минуты, затем воспитатель показывает мнемотехническую карточку  "Клоун"

Воспитатель:  Из каких геометрических фигур состоит клоун? Что такое квадрат, треугольник, круг, прямо­угольник? (Пример ответа - треугольник - это геометрическая фигура, у которой 3 стороны, 3 угла и 3 вершины). Какой прямоугольник больше - туловище или ноги, ноги или башмаки? Ка­кого цвета шляпа у клоуна и т.д. Посмотрите внимательно на клоуна, постарайтесь запомнить его, закройте глазки и попробуйте его представить. Получилось? Откройте глаза и проверьте себя.Снова закройте глазки, отвернитесь, не подглядывайте, отвечайте на мои вопросы!

      - Сколько на картинке кругов?

      - Сколько треугольников?

      - Какого цвета большой прямоугольник? И т.д.

              Далее проводится пальчиковая гимнастика в комплексе с дыхательной гимнастикой:

         Пальцы обеих рук в щепотке и соприкасаются кончиками.

                                        Надуваем быстро шарик,                   

                                       Он становится большой.                    

          Дуем на пальцы, пальцы принимают форму шара.

                                       Вдруг шар лопнул,   воздух вышел –  стал он тонкий и худой.                        

          Воздух «выходит», пальцы снова в исходном положении.

Воспитатель:  Вы сегодня очень внимательные! Выполняете все самые трудные задания! Но для следующих заданий в сказочной стране Математика наши глазки должны быть ещё более внимательными. Давайте их потренируем!

      Дети садятся перед экраном. Проводится электронная гимнастика для глаз.  Дети следят глазами за перемещением бабочек на экране монитора.

      Воспитатель приглашает детей к демонстрационному стенду, на котором расположены геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольни­к, многоугольники, прямоугольник различных цветов и размеров)

Воспитатель:   Он давно знакомый мой,

                               Каждый угол в нем прямой,

                               Все четыре стороны–

                               Одинаковой длины.

                               Вам его представить рад,

                               Как зовут его? ... Квадрат!

Воспитатель:  Расскажите словами, где расположен квадрат.(В левом нижнем углу).  А у какой фигуры тоже 4 угла и 4 стороны, углы тоже равны, но это - не квадрат?(У прямоугольника!). Где на фла­нелеграфе прямоугольник? Расскажи словами! (Ответ - аналогично ответу о квадратах).

Воспитатель:        Ты на меня, ты на него,

                                    На всех нас посмотри,

                                    У нас всего, у нас всего,

                                    У нас всего по три!

                                    Три стороны и три угла,

                                    И столько же вершин!

                                    И трижды трудные дела

                                   Мы трижды совершим!

                                   Мы в нашем городе друзья,

                                   Дружнее не сыскать.

                                   Мы- очень дружная семья!

                                   Нас каждый должен знать!

                                   Кто мы? ... Треугольники!

Воспитатель:  Что же такое треугольник? Где расположен треугольник?А почему треугольник назвали треугольником?(Три угла, а так­же - три стороны и три вершины).

      Далее проводится игра «Хорошо – плохо» с использованием ТРИЗ-технологии. Рассматривается треугольник, как объект, не вызывающий у детей стойких положительных или отрицательных ассоциаций, и называется как можно больше положительных и отрицательных его сторон. Положительные ассоциации детей – похож на крышу дома,на рожок мороженого,  устойчивый; отрицательные – не катается, колетсяи т.д.

Воспитатель:  А что это та­кое в правом нижнем углу?(Четырехугольник! ) Почему его так назвали? Будут ли квадрат и прямоугольник тоже четырехугольниками? Почему? Сколько у них углов? Сколько сторон? Сколько вершин? Чем они похожи и чем они отличаются?

Воспитатель:  Мы забыли еще про одну фигуру:

                                Нет углов у меня,

                                И похож на блюдце я,

                                На тарелку и на крышку,

                                На кольцо, на колесо,

                                Кто же я такой, друзья?

                                Назовите вы меня! ... Круг!

Воспитатель:  Чем эта фигура отличается от всех многоугольников?(У нее нет углов). А у какой фигуры тоже нет углов? (У овала).

      Дети возвращаются за столы. Воспитатель предлагает шуточные задачи.Дети решают их устно (допустимы хоровые ответы). Обращается внимание детей на 4 части арифметической задачи – условие, вопрос, решение, ответ.

                                            2 кубика у Маши, 4 у Наташи.

                                            Вы кубики все эти скорей считайте, дети.

                                            Сколько у девочек кубиков?                                                        2 + 4 = 6

            По полянке белка шла, там грибы она нашла.

            5 – под берёзкой и 3 – под осинкой.

            Сколько грибочков у белки в корзинке?                               5 + 3 = 8

                                             4 спелых груши на веточках качались.

                                             2 груши съел Павлуша. Сколько груш осталось?                     4 – 2 = 2

Воспитатель:  Вы сегодня были все очень внимательны, очень старательны. А вот Незнайка наш, я заметила, иногда отвлекался, в окно поглядывал. Давайте еще раз напомним ему, чем мы сегодня занимались, во что играли, что нового узнали!

Ответы детей о содержании занятия.

Воспитатель:   Спасибо, вот теперь Незнайка точно ничего не забудет

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»