Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Комплексная работа по ознакомлению детей 4 - 5 лет
с художественной литературой как средство оптимизации
речевого и эмоционально-личностного развития ребенка

Чадович Екатерина Ивановна
Особенно актуальным в современных условиях системы дошкольного образования стал переход на личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми, который ставит в центр дошкольного образования полное и свободное развитие всех качеств личности ребенка, обращает нас к его внутреннему миру. В отличие от классической программы обучения, которая содержит в себе определенный круг знаний и умений, которыми должны овладеть все дети в группе (ориентация на «среднего» ребенка).
Смена парадигмы дошкольного образования дала толчок развитию и формированию новых технологий, основанных на принципах гуманизма. Перед педагогами стоит задача приобщение дошкольников к общечеловеческим ценностям, что является гарантом эстетического и духовного воспитания.
Одним из средств воспитания всегда являлась художественная литература. Настало время взглянуть на художественное слово в детском саду с иной стороны, а точнее разобраться какие возможности дает детское произведение нашим детям. И как открыть эти возможности каждому ребенку, учитывая его психическое и физическое здоровье. Чем для малыша является художественная литература? Это и волшебный мир, в который с удовольствием погружается каждый ребенок, и источник информации об окружающем, и необходимое условие нормального речевого развития.
Использование целостного подхода в работе над произведением позволило пробудить у детей слуховую чуткость, вызвал огромный интерес к литературе разных жанров,  дал возможность познать окружение как живое, так и не живое, играя.
Работа ориентирована на детей 4-5 лет, имеющих нарушения в социально-эмоциональной сфере, а также с проблемами здоровья.
Работа представляет собой комплекс занятий в течение учебного года, а также план работы над произведением в совместной деятельности.
В своей работе мы используем личностно-ориентированный подход к взаимодействию педагога с детьми.
Теоретическая база:
  •  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А.Васильевой
  • О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш «Знакомим с литературой детей 3-5 лет»
  • Н.А. Гурьева «Учимся по сказке»
  • О.А.Ушакова «Придумай слово»
  • Л.М.Щипицына «Азбука общения»
  • Л.П.Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»
  • М.И.Чистякова «Психогимнастика»
  • В.В.Гербова «Учусь говорить»
  • Т.А.Воробьева «Мяч и речь»
  • Л.Б.Фесюкова «Воспитание сказкой»
  • З.А.гриценко «Пришли мне чтения доброго»
  • Н.А.Уликова «Словом душа растет»
  • О.Г.Ивановская, Л.Я. Гадасина «Читаем сказки с логопедом»
  • В.П.Глухов, Ю.А. Труханова «Наши дети учатся сочинять сказки»
  • Т.В.Большева «Учимся по сказке»
Углубленно работая над темой «Развитие речи детей в театрализованной деятельности», мы часто с ребятами «играли» с художественными произведениями. Любое произведение я старалась показать с разных сторон: под углом его формы, под углом содержания, несущего как познавательный материал, так и нравственный урок, под углом материала для дальнейшей детской импровизации. Но при этом я старалась не нарушать ритм и цельность его, красоту и простоту.
Представленная работа заключает в себе обобщенный опыт работы на протяжении 3-х лет.
 Технология
Цель работы: опираясь на исследования психологов и педагогов о значимости художественной литературы в детском саду, выработать эффективную технологию комплексной работы над произведениями с учетом психического и физического здоровья детей.
Проведенная работа позволит решать следующие задачи в работе  с детьми:
Воспитательные задачи:
  • Учить ребенка внимательно слушать художественное произведение (дослушивать до конца, отвечать на вопросы по прочитанному произведению, внимательно слушать ответы других детей не перебивая говорящего, совместно рассказывать сказку (рассказ и т.д.), соблюдая последовательность сюжета)
  • Воспитывать умение подражать (выразительные движения, мимика, жесты), согласовывать свои действия с действиями других детей, воспитывать уважение к действиям сверстников при проведении простой инсценировки
  • Воспитывать учебные навыки, вовлекать в совместные виды деятельности
  • Воспитывать умение сопереживать героям, их чувствам
  • Воспитывать положительные качества личности – уверенность в себе, смелость, умение  сопереживать
Обучающие задачи:
  • Расширять и активизировать словарный запас
  • Заканчивать начатую взрослым фразу
  • Учить пересказывать художественное произведение
  • Учить отвечать на вопросы взрослого по тексту
  • Продолжать формировать продолжительный плавный выдох
  • Закреплять навыки счета
  • Учить выполнять правила игры
  • Продолжать совершенствовать общую моторику детей
  • Обучать правильно выполнять игровое задание
  • Учить проводить элементарную инсценировку уже знакомой сказки
Развивающие задачи:
  • Продолжать развивать зрительное (умение рассматривать иллюстрации, узнавать изображения и силуэты, сравнивать сюжетные изображения) и слуховое внимание (умение вслушиваться в речь взрослого)
  • Развивать двигательную и тактильную, зрительную и слуховую память, мышление (решать несложные логические задачи, делать простейшие умозаключения).
  • Развивать сенсорные представления
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи
  • Развивать наблюдательность
  • Развивать способности к замещению, умение читать графические рисунки (символы) на мнемокарте
  • Развивать конструктивный праксис
  • Развивать воображение, творческие способности
Решение этих задач достигается благодаря целостному подходу к ознакомлению детей с художественной литературой:
1.Ушла от однотипной подачи материала на вербальном уровне, использую комплексную деятельность детей.
2.Сделала подбор художественных произведений в соответствии с тематической лексикой.
3.Использую примерные схемы по работе над произведением в совместной деятельности.
Нами учитываются 3 формы работы с детьми:
1)Организованное обучение: игровые занятия для детей по ознакомлению с художественной литературой (традиционные, игротренинги (в психологии), занятия познавательного цикла (игровые, эксперименты (опыты), путешествия)
2)Совместная деятельность педагога-психолога с детьми: особенности создания игровой предметно-развивающей среды для социально-эмоционального развития детей в рамках личностно-ориентированного подхода
3) Самостоятельная игровая деятельность детей: подбор необходимого количества разноуровневых игр, наборов для рисования и т.д. для самостоятельной игровой деятельности малышей
Методы педагогики:
1.Методы обучения и воспитания: с помощью которых осуществляется управление педагогическим процессом, воплощаются в жизнь педагогические цели.
2.Исследовательские методы: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение продуктов деятельности воспитанников, педагогический эксперимент (специально-организованная деятельность)
Методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников.
Методы воспитания – конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение, для решения педагогических задач  и достижение цели воспитания в совместной деятельности с воспитателями.
 
Методы

 
 
 словесные:
  • Рассказ
  • Беседа
  • Просьба
  • Чтение худ.лит.
(внушение, требование, приказ, совет, рекомендации)
 
практические:
  • Упражнения
  • Элементарные опыты
  • Пример
  • Воспитывающие ситуации
  • Соревнование
  • Поощрение (наказание)
  • Игровые методы(дид.игры, игры-драматизации)
 наглядные:
  • Наблюдение
  • Демонстрация (показ картин, показ образца, способа действий, натуральных предметов)
 
 
Прием – это индивидуальное, педагогически оформленное действие педагога, направленное на сознание, чувства, поведение для решения педагогических задач (организация групповой деятельности; конкурс, контроль, осуждение, похвала, косвенное требование, спор, проблемная ситуация).
Средствами обучения (педагогические средства) являются все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). Используемые средства:
Вербальные: Вопросы, загадки, проблемы, ассоциации, прогнозирование, прогноз-выбор, прогноз-сравнение.
Технические: Магнитофон
Модели-схемы: Варианты детализации образа воображения, произвольное структурирование образов воображения, предметы-заместители, наглядные модели, модели-таблицы сюжетных картин
Невербальные: Кодирование текста в схему-модель, пантомима (жесты, мимика), раскодирование схемы-модели пантомимой, пантомима театральных этюдов (прогноз), невербальная деятельность
1.Игровые ситуации
2.Показ действий персонажа (а. по выбору, по замыслу, по представлению, по завуалированным схемам. б. по загадке (мимика, жесты) восстановить последовательность событий, действий
Коллаж).
3. Сюжетно-ролевая игра с элементами самостоятельности и самодеятельности
В нашей работе мы используем следующие педагогические технологии:
1. Личностно-ориентированное обучение
2. Мнемотехника
3. Детское экспериментирование
4. Наблюдение
5. Игровые: развивающие виды игр
в более старшем возрасте: моделирование, ТРИЗ.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»