Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Особенности развития общения детей среднего
дошкольного возраста в соответствии
с требованиями ФГОС

Стрельцова Анастасия Федоровна
Цель: Изучить процесс развития общения детей среднего дошкольного возраста и педагогические условия, способствующие его развитию.
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование особенностям общения дошкольников со  взрослыми сверстниками.
2. Изучить особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в группе детского сада. (методика День рождения)
3. Изучить особенности развития коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста (определение ведущей формы общения и умений общения детей 4-5 лет).(М.И. Лисина)
Актуальность:
Проблема развития навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Сегодня заголовки педагогических журналов пестрят названиями с подобной тематикой. И дело здесь не только в новых педагогических тенденциях. В современной науке под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Восприятие, познание и понимание партнера  осуществляется в процессе освоения и реализации растущим человеком социальных норм, отношений, различных проявлений, духовности. (Д.И. Фельдштейн). Этот человек выступает как субъект, наделенный своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует что общение – это всегда обоюдная активность, предполагающая встречную направленность  партнеров (А.В.Мудрик, М.И. Лисина, Т.А. Репина).  Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети среднего  дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.
Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминогенная обстановка, недоступная для многих плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. "Домашние" дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Это новая проблема, появившаяся сравнительно недавно в психологии периода детства.
1. Теоретическое обоснование особенности развития общения дошкольников со  взрослыми и сверстниками.
 В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.
Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непосредственность: дети прыгают, кривляются, придумывают дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания.
Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты?) .
Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. В 2— 3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, собственно, и составляют содержание контактов детей раннего возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения.
Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой(1981), свидетельствуют, что дошкольники 3—7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ре-бенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не-допустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого — в семье и в детском саду.
Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно вывести закономерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избирательное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что избирательные отношения основываются на способности популярных детей максимально откликаться на обращения сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении. Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность ребенка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг . В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:
1.эмоциональный — включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;
2.когнитивный — связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;
3.поведенческий – отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др.
 2.Изучение особенностей  взаимоотношений ребенка со сверстниками в группе детского сада
 С целью выявления уровня развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста можно использовать следующие методики:
1.Методика «День Рождения»
Данная проективная методика может использоваться в виде игры как специалистами (психологом, педагогами), так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка сверстниками.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты меч-тал(а) получить в подарок? Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой ?
Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны ?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов:
1.Потребность в общении:
а)используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б)приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в)выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной
потребности в общении.
2.Эмоциональные предпочтения в общении:    
а) сверстники располагаются рядом с ребенком — близкие,
доверительные, приятные отношения.
б) сверстники располагаются вдалеке от ребенка –  отчуждение, недоверие.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с
ними;
б)половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
в)преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.
Результаты  оформляем в таблицу
Обработка данных:
Подсчитываем показатели выполнения задания, по итогам проведения тестов. Показатели выполнения тестов фиксировались  в баллах:
        Потребность в общении:
4 - ребенок желает общаться в широком кругу (высокий уровень)
3-желание общаться только с близкими людьми, в ограниченном кругу (средний уровень)
2- свидетельство несформированной потребности в общении (низкий уровень)
II Эмоциональные предпочтения в общении:    
4-сверстники располагаются рядом с ребенком — близкие,
доверительные, приятные отношения. (высокий уровень)
2-сверстники располагаются вдалеке от ребенка –  отчуждение, недоверие (низкий уровень)
III Значимость социального окружения:
4-         количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними (высокий уровень)
3-         половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин (средний уровень)
2-преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении (низкий уровень)
Критерии оценки:
11- высокий уровень
8-10 - средний уровень
6-7 -  низкий уровень
3. Методика для выявления уровня развития общения детей 4-5 лет (М.И.Лисина)
Данная методика исследует три формы общения: си­туативно-деловую, внеситуативно-познавательную и вне­ситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы обще­ния ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребен­ка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушка­ми (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или пого­ворить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятель­ность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов де­ятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельно­сти (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение остав­шимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
  • порядок выбора ситуаций;
  • основной объект внимания в первые минуты опыта
  • характер активности по отношению к объекту внимания;
  • уровень комфортности во время эксперимента;
  • анализ речевых высказываний;
  • желательная для ребенка продолжительность дея­тельности.
Типы общения выделяют по предпочтению одной из трех ситуаций:
  1. ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
  2. ситуация (рассматривание книг) — внеситуативно-позна­вательное общение;
  3. ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Обработка результатов
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию ре­чевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способ­ности ребенка к внеситуативно-личностному общению со сверстниками.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Веду­щей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со сверстниками.
 
 
 

 
Показатели поведения Баллы
I Порядок выбора ситуации:
Игры, занятия
Чтение книги
Беседы на личные темы
 
1
2
3
II Основной объект внимания в первые минуты опыта:  
  Игрушки
Книги
Взрослый
1
2
3
III Характер активности по отношению к объекту внимания:  
  не смотрит
беглый взгляд
приближение
прикосновение
речевые высказывания
0
1
2
3
4

 
IV Уровень комфортности во время эксперимента:  
  Напряжен, скован
Озабочен
Смущен
Спокоен
Раскован
весел
0
1
2
3
4
5

 
V
1
 
 
2
 
 
3
 
 
 
4

 
Анализ речевых высказываний детей:
По форме:
Ситуативные
Внеситуативные
По теме:
Несоциальные (животные, игрушки,предметы и т.д)
  Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители)
По функции:
Просьбы о помощи
Вопросы
Высказывания
По содержанию:
Констатирующие высказывания
Высказывания о принадлежности
Оценка мнения
 
 
1
2
 
 
1
2
 
 
1
 
2
3
 
 
 
1
2
3

 
VI Продолжительностьдеятельности:
Минимальная – до 3 минут
Средняя-до 5 минут
Максимальная-до 10 минут
 
1
2
3

 
 
 
 
 
АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ У РЕБЕНКА НАРУШЕНИЙ В ОБЩЕНИИ
Для того, чтобы быстро и эффективно составить пред­ставление об особенностях нарушений общения у ребен­ка, можно использовать таблицу, включающую описание проявлений поведенческих расстройств и оценки их вы­раженности.
Выраженность нарушенного поведения оценивается следующим образом:
0 баллов — никогда не наблюдается у ребенка. Помощь взрослого для коррекции данного вида нарушения не требуется.
1 баллнаблюдается иногда или изредка. При этом ре­бенок овладевает собственным поведением практически без помощи от взрослого, с минимальным его участием.
2 балла — часто проявляется. Ребенок, как правило, нуждается в значительной помощи взрослого.
3балла — нарушение поведения проявляется почти всегда. Ребенку требуется весьма значительная корректирующая помощь.
 4 балла нарушение поведения наблюдается непре­рывно, при этом помощь взрослого всегда очень значи­тельна, но почти не оказывает влияния на поведение ребенка.
Приведенную таблицу удобно использовать при рабо­те с группой.

Таблица проявлений поведенческих расстройств
Ф.И ребенка Степень выраженности Проявление нарушений в общении Общее количество баллов  
Агрессивность Конфликтность Замкнутость Гиперактивность Тревожность Неуверенность    
               
               
                 
                 
               
                 
                 
               
               
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
 

Обработка результатов заносим в таблицу

 
Баллы Проявления нарушений  в общении
Агрессивность Конфликтность Замкнутость Гиперактивность Тревожность Неуверенность
             
             
             
             
             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Вывод: Проанализировать поведение ребенка могут как педагог или педагог-психолог, так и родители. Можно сравнить результаты заполнения, полученные как родителем, так и педагогом. Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, педагог может спланировать возможности их коррекции в игровой деятельности, а родителям подскажет меры и пути грамотного воздействия.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»