Особенности развития общения детей среднего
дошкольного возраста в соответствии
с требованиями ФГОС
Стрельцова Анастасия Федоровна
Цель: Изучить процесс развития общения детей среднего дошкольного возраста и педагогические условия, способствующие его развитию.Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование особенностям общения дошкольников со взрослыми сверстниками.
2. Изучить особенности взаимоотношений ребенка со сверстниками в группе детского сада. (методика День рождения)
3. Изучить особенности развития коммуникативной деятельности детей среднего дошкольного возраста (определение ведущей формы общения и умений общения детей 4-5 лет).(М.И. Лисина)
Актуальность:
Проблема развития навыков общения у ребенка - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики. Сегодня заголовки педагогических журналов пестрят названиями с подобной тематикой. И дело здесь не только в новых педагогических тенденциях. В современной науке под общением понимается сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и группами, порождаемой потребностями совместной деятельности и включающий коммуникацию, интеракцию и социальную перцепцию. Восприятие, познание и понимание партнера осуществляется в процессе освоения и реализации растущим человеком социальных норм, отношений, различных проявлений, духовности. (Д.И. Фельдштейн). Этот человек выступает как субъект, наделенный своей собственной активностью и своим отношением к другим. Ориентация на активность другого и на его отношение составляет главное своеобразие общения. Отсюда следует что общение – это всегда обоюдная активность, предполагающая встречную направленность партнеров (А.В.Мудрик, М.И. Лисина, Т.А. Репина). Отечественной психологией и педагогикой признано, что сферой социального творчества ребенка, в которой закладываются основы его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми. Именно в совместных играх дети среднего дошкольного возраста овладевают навыками индивидуальных и коллективных действий, умением принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру, то есть приобретают фундаментальные установки, определяющие в дальнейшем их судьбу, возможность самореализации и успешности в жизни.
Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Усиливающаяся в последние годы криминогенная обстановка, недоступная для многих плата за детские сады и оздоровительные детские лагеря сокращают до минимума возможности детей в совместных играх. Все это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. "Домашние" дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Это новая проблема, появившаяся сравнительно недавно в психологии периода детства.
1. Теоретическое обоснование особенности развития общения дошкольников со взрослыми и сверстниками.
В дошкольном детстве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых, — общение со сверстниками.
Чем же оно отличается от общения ребенка со взрослым? Основное отличие состоит в разнообразии коммуникативных действий и их широком диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах со взрослыми. Общаясь со сверстником, ребенок может стать действительно равным партнером в общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая позволяет оценить себя на уровне реальных возможностей, увидеть их воплощенными в другом.
Общение со сверстниками более многопланово. В игре проявляются такие качества и личностные характеристики, которые не всегда раскрываются в общении со взрослыми, кроме того, всем видам совместной деятельности детей присуща яркая эмоциональная насыщенность. У ребенка при общении с ровесником наблюдается в 9—10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих разнообразные эмоции — от негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до гнева.
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы. У ребенка больше возможностей проявлять инициативу. Если в общении со взрослым дети придерживаются общепринятых форм поведения, то при взаимодействии со сверстником дошкольники используют самые неожиданные действия. Этим действиям присуща особая раскованность, непосредственность: дети прыгают, кривляются, придумывают дразнилки, сочиняют небылицы и т. д. Со временем контакты детей все более подчиняются общепринятым правилам поведения. Однако непосредственность и нерегламентированность общения, использование нестандартных средств остаются отличительной чертой детского общения. Еще одна особенность общения сверстников — преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка гораздо важнее его собственное действие или высказывание, а инициативу сверстников в большинстве случаев он не поддерживает. Такая несогласованность коммуникативных действий может быть поводом для конфликтов, обид и непонимания.
Общение дошкольников охватывает целый спектр функций: это и управление действиями партнера, и контроль его действий, и навязывание собственных образцов (заставить сделать именно так), совместная игра, постоянное сравнение возможностей (я так могу, а ты?) .
Чем старше становится ребенок, тем большее значение приобретает для него общение со сверстниками. В 2— 3 года такая потребность состоит в стремлении раскрыть и познать границы своих возможностей. От сверстника требуется соучастие в забавах и шалостях, которые, собственно, и составляют содержание контактов детей раннего возраста. Кроме того, ребенку необходимо внимание сверстника, который мог бы оценить его достижения.
Развитие коммуникативной деятельности в сфере контактов со сверстниками в дошкольном возрасте сопровождается изменением содержания потребности в общении. Результаты исследования, проведенного Р. А. Смирновой(1981), свидетельствуют, что дошкольники 3—7 лет отдают наибольшее предпочтение ровеснику, удовлетворяющему их потребность в доброжелательном внимании. Потребность в игровом сотрудничестве является второстепенной. К старшему дошкольному возрасту значительно увеличивается потребность во взаимопонимании и сопереживании сверстника.
Очевидно, что общение со сверстниками занимает важное место в жизни ребенка: от того, насколько успешно складывается это общение, зависит темп развития ре-бенка, его самоощущение и самооценка, отношение к другим людям.
Ребенок, не имеющий разностороннего опыта общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным, либо может «уйти в себя», замкнуться.
Дошкольник не может обойтись без сверстников, однако, его общение с ними без помощи взрослых почти всегда оказывается малоэффективным. Ребенка нужно учить выражать свои эмоции и желания, сочувствовать и помогать другому человеку, достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и не-допустимое поведение. И замечательно, когда такое обучение подкрепляется реальным примером взрослого — в семье и в детском саду.
Иногда во взаимоотношения ребенка с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: в детском сообществе достаточно жесткие правила. Неспособный вписаться в группу — безжалостно изгоняется. Трудно вывести закономерность: почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Избирательное отношение к сверстнику проявляется у детей уже в течение первого года жизни. Психологи полагают, что избирательные отношения основываются на способности популярных детей максимально откликаться на обращения сверстников и удовлетворять потребность ровесников в общении. Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. На популярность ребенка оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не демонстрируемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показывает опыт, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг . В последнее время как в зарубежной, так и в отечественной психологии достижения человека в сфере отношений с другими людьми все чаще отражаются в понятии «коммуникативной компетентности». Данное понятие включает следующие компоненты:
1.эмоциональный — включающий эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию;
2.когнитивный — связанный с познанием другого человека. Включает в себя способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы;
3.поведенческий – отражающий способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении и др.
2.Изучение особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками в группе детского сада
С целью выявления уровня развития навыков общения детей среднего дошкольного возраста можно использовать следующие методики:
1.Методика «День Рождения»
Данная проективная методика может использоваться в виде игры как специалистами (психологом, педагогами), так и родителями. В ходе совместного эмоционального обсуждения с ребенком ситуации его дня рождения можно выявить особенности взаимоотношений ребенка сверстниками.
Начать нужно с беседы о дне рождения. Взрослый спрашивает, кого ребенок хочет пригласить на день рождения, какие подарки он хотел бы получить. Потом вместе с ребенком рисует символичные атрибуты дня рождения — стол со стульями, за которым будут сидеть гости, именинный торт. В процессе совместного рисования взрослый задает ребенку вопросы. Если стулья окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный стул) или неуверенность (маленький стул).
Если информации будет недостаточно, можно повторить игру: предложить нарисовать еще один стол — для взрослых (если за предыдущим располагались исключительно дети) или для детей (если предыдущий предназначался только взрослым). А может быть стол в целом для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные.
Взрослый может задавать лишь уточняющие вопросы.
Инструкция
— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Ты можешь пригласить всех, кого захочешь. Что бы ты меч-тал(а) получить в подарок? Давай нарисуем с тобой большой праздничный стол и, обязательно, именинный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. И, конечно же, нам понадобятся стулья для тебя и гостей. Выбери место, где ты сядешь (рисуется стул, либо обозначается заготовленным из картона маленьким кружочком). Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой ?
Выбор ребенка позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку.
— Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны ?
Имена людей, названия игрушек, животных записываются около символа стула (кружка), а номер выбора — внутри.
После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: «Ты будешь еще кого-то сажать или нет ?»
Далее взрослый уточняет: не забыл ли ребенок кого-то пригласить, всем ли хватило места и т. д. Если ребенок «забыл» пригласить кого-то, взрослый может спросить: «А теперь ты его пригласишь?»
Некоторые дети демонстрируют желание дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд.
Анализ результатов:
1.Потребность в общении:
а)используются все места за столом или добавляются
новые — ребенок желает общаться в широком кругу;
б)приглашается ограниченное количество гостей, за
столом много свободных мест — желание общаться
только с близкими людьми, в ограниченном кругу;
в)выбираются в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные — свидетельство несформированной
потребности в общении.
2.Эмоциональные предпочтения в общении:
а) сверстники располагаются рядом с ребенком — близкие,
доверительные, приятные отношения.
б) сверстники располагаются вдалеке от ребенка – отчуждение, недоверие.
3. Значимость социального окружения:
а) количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с
ними;
б)половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин;
в)преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.
Результаты оформляем в таблицу
Обработка данных:
Подсчитываем показатели выполнения задания, по итогам проведения тестов. Показатели выполнения тестов фиксировались в баллах:
Потребность в общении:
4 - ребенок желает общаться в широком кругу (высокий уровень)
3-желание общаться только с близкими людьми, в ограниченном кругу (средний уровень)
2- свидетельство несформированной потребности в общении (низкий уровень)
II Эмоциональные предпочтения в общении:
4-сверстники располагаются рядом с ребенком — близкие,
доверительные, приятные отношения. (высокий уровень)
2-сверстники располагаются вдалеке от ребенка – отчуждение, недоверие (низкий уровень)
III Значимость социального окружения:
4- количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними (высокий уровень)
3- половое преобладание в общении — наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин (средний уровень)
2-преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении (низкий уровень)
Критерии оценки:
11- высокий уровень
8-10 - средний уровень
6-7 - низкий уровень
3. Методика для выявления уровня развития общения детей 4-5 лет (М.И.Лисина)
Данная методика исследует три формы общения: ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную.
Цель методики: определение ведущей формы общения ребенка со взрослыми.
Материал: игрушки, книги.
Процедура обследования: педагог приводит ребенка в комнату, где на столе разложены игрушки и книги, и спрашивает, что бы он хотел — поиграть с игрушками (1 ситуация), почитать книжку (2 ситуация) или поговорить (3 ситуация). Затем педагог организует ту деятельность, которую ребенок предпочел. После этого ребенку предлагается на выбор один из двух оставшихся видов деятельности. Если ребенок затрудняется ответить, педагог предлагает ему последовательно все три вида деятельности (поиграть, почитать, поговорить). Каждая ситуация длится не более 15 минут.
В случае если ребенок постоянно выбирает одну и ту же ситуацию, не проявляя интереса к другим видам, взрослый после самостоятельного выбора ребенка мягко, но настойчиво предлагает ему отдать предпочтение оставшимся двум ситуациям общения.
Во время обследования педагог заполняет протокол обследования, в котором фиксируются шесть показателей поведения детей:
- порядок выбора ситуаций;
- основной объект внимания в первые минуты опыта
- характер активности по отношению к объекту внимания;
- уровень комфортности во время эксперимента;
- анализ речевых высказываний;
- желательная для ребенка продолжительность деятельности.
- ситуация (совместная игра) — ситуативно-деловое общение;
- ситуация (рассматривание книг) — внеситуативно-познавательное общение;
- ситуация (беседа) — внеситуативно-личностное общение.
Показатели действий детей оцениваются в баллах. Особое внимание уделяется тематике и содержанию речевых высказываний. Наибольшее количество баллов выставляется за внеситуативные, социально-значимые, оценочные высказывания, свидетельствующие о способности ребенка к внеситуативно-личностному общению со сверстниками.
Во всех ситуациях подсчитывается общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Шкала показателей для определения ведущей формы общения ребенка со сверстниками.
№ | Показатели поведения | Баллы |
I | Порядок выбора ситуации: Игры, занятия Чтение книги Беседы на личные темы |
1 2 3 |
II | Основной объект внимания в первые минуты опыта: | |
Игрушки Книги Взрослый |
1 2 3 |
|
III | Характер активности по отношению к объекту внимания: | |
не смотрит беглый взгляд приближение прикосновение речевые высказывания |
0 1 2 3 4 |
|
IV | Уровень комфортности во время эксперимента: | |
Напряжен, скован Озабочен Смущен Спокоен Раскован весел |
0 1 2 3 4 5 |
|
V 1 2 3 4 |
Анализ речевых высказываний детей: По форме: Ситуативные Внеситуативные По теме: Несоциальные (животные, игрушки,предметы и т.д) Социальные (я, другие дети, экспериментатор, родители) По функции: Просьбы о помощи Вопросы Высказывания По содержанию: Констатирующие высказывания Высказывания о принадлежности Оценка мнения |
1 2 1 2 1 2 3 1 2 3 |
VI | Продолжительностьдеятельности: Минимальная – до 3 минут Средняя-до 5 минут Максимальная-до 10 минут |
1 2 3 |
АНАЛИЗ ПРОЯВЛЕНИЙ У РЕБЕНКА НАРУШЕНИЙ В ОБЩЕНИИ
Для того, чтобы быстро и эффективно составить представление об особенностях нарушений общения у ребенка, можно использовать таблицу, включающую описание проявлений поведенческих расстройств и оценки их выраженности.
Выраженность нарушенного поведения оценивается следующим образом:
0 баллов — никогда не наблюдается у ребенка. Помощь взрослого для коррекции данного вида нарушения не требуется.
1 балл — наблюдается иногда или изредка. При этом ребенок овладевает собственным поведением практически без помощи от взрослого, с минимальным его участием.
2 балла — часто проявляется. Ребенок, как правило, нуждается в значительной помощи взрослого.
3балла — нарушение поведения проявляется почти всегда. Ребенку требуется весьма значительная корректирующая помощь.
4 балла — нарушение поведения наблюдается непрерывно, при этом помощь взрослого всегда очень значительна, но почти не оказывает влияния на поведение ребенка.
Приведенную таблицу удобно использовать при работе с группой.
Таблица проявлений поведенческих расстройств
Ф.И ребенка | Степень выраженности | Проявление нарушений в общении | Общее количество баллов | ||||||
Агрессивность | Конфликтность | Замкнутость | Гиперактивность | Тревожность | Неуверенность | ||||
Обработка результатов заносим в таблицу
Баллы | Проявления нарушений в общении | |||||
Агрессивность | Конфликтность | Замкнутость | Гиперактивность | Тревожность | Неуверенность | |
Вывод: Проанализировать поведение ребенка могут как педагог или педагог-психолог, так и родители. Можно сравнить результаты заполнения, полученные как родителем, так и педагогом. Выявив наиболее выраженные нарушения в поведении ребенка, педагог может спланировать возможности их коррекции в игровой деятельности, а родителям подскажет меры и пути грамотного воздействия.