Консультация для родителей
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада
Кривулева Анна Юрьевна
Детский сад - первый серьезный шаг для ребенка для вступления в общество, и от того, как сложатся отношения со сверстниками и воспитателями, во многом зависит характер дальнейших отношений с одноклассниками, однокурсниками, сослуживцами. Чтобы адаптация прошла успешно, важно в первые годы жизни ребенка заложить твердую уверенность, что его любят и заботятся о нем. Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для малыша серьезной психологической травмой. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным.
Вы приняли решение отдать своего малыша в детский сад. Этому предшествовали дни раздумий, переживаний, сомнений - будет ли ребенок болеть, не будет ли он плакать, какие там люди, как его встретят...
Ребенка нужно готовить к детскому саду заранее. Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного отношения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Для большинства детей является нормой заботливый уход и ласковое внимание, поэтому родителям вместе с воспитателями остается помочь ребенку овладеть некоторыми навыками самообслуживания: малыш должен быть достаточно самостоятельным в быту, хотеть самостоятельно умываться, есть, одеваться, причесывать волосы. Также малыш должен научиться понимать несложные словесные инструкции и выполнять их.
Есть целый ряд необходимых малышу психологических навыков:
1. Умение просить и принять помощь от взрослого. В каком бы возрасте ни был Ваш ребенок, то и дело возникают ситуации, когда он не может обойтись без помощи.
2. Умение выражать свои чувства - и теплую привязанность, и легкое раздражение в приемлемой для других людей форме. Выражение отрицательных эмоций естественно для любого, тем более взрослеющего человека, поэтому лучше заранее научить малыша правильно относиться к своим чувствам, то есть не выражать их в форме враждебного поведения или припадков гнева.
3. Не быть агрессивным, но уметь постоять за себя. Это означает лишь одно: не разрешайте ребенку бить другого, но не запрещайте дать сдачи.
4. Самый важный у человека навык - желание (и умение) интересоваться внешним миром и другими людьми. Именно это качество поможет ребенку найти для себя интерес в новом коллективе и отвлечет его от постоянных мыслей о маме.
Адаптация - не только процесс привыкания ребенка к детскому саду на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
3. От состояния здоровья;
4. От резкого контраста между обстановкой, в которой малыш привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;
5. От разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями, такими как упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к окружающим, лживость, лень.
Редкий ребенок не плачет по утрам в первые дни посещения детского сада. Причем такие детки часто бывают подготовленными к детсадовской жизни лучше многих тихонь. В чем же дело? Как ни странно, это нормальная реакция детской психики. Своим криком малыш показывает, что он Вас любит, а в новых людях просто неуверен. Было бы странно, если бы ребенок с радостью ушел от мамы в абсолютно неизвестное, новое для него место. Ребенку нужно время привыкнуть к новой обстановке, а наша общая задача - помочь ему.
Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш легче адаптировался к детскому саду, последуйте этим советам:
1. Не отбивайте у ребенка желание общаться с другими детьми.
2. На прогулке постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми.
3. Постарайтесь научить малыша не пасовать перед трудностями.
4. Положительно настройтесь на детский сад.
5. В садике не затягивайте прощание, мягко отстранитесь и сразу уходите, не оглядываясь, не стойте под окнами - этим Вы лишь усугубите переживания и слезы.
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в детский сад снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему. Создавая у малыша положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, мы обеспечим решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускорим и облегчим протекание адаптационного процесса.
Ребенка нужно готовить к детскому саду заранее. Живя в семье, ребенок привыкает к определенным условиям. Когда он приходит в детский сад, многие условия его жизни изменяются: режим дня, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т.п. Ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, потому что оторван от знакомой обстановки, родных лиц, привычного отношения, а к этому добавляется и физиологический стресс, вызванный сменой привычного режима дня.
Для большинства детей является нормой заботливый уход и ласковое внимание, поэтому родителям вместе с воспитателями остается помочь ребенку овладеть некоторыми навыками самообслуживания: малыш должен быть достаточно самостоятельным в быту, хотеть самостоятельно умываться, есть, одеваться, причесывать волосы. Также малыш должен научиться понимать несложные словесные инструкции и выполнять их.
Есть целый ряд необходимых малышу психологических навыков:
1. Умение просить и принять помощь от взрослого. В каком бы возрасте ни был Ваш ребенок, то и дело возникают ситуации, когда он не может обойтись без помощи.
2. Умение выражать свои чувства - и теплую привязанность, и легкое раздражение в приемлемой для других людей форме. Выражение отрицательных эмоций естественно для любого, тем более взрослеющего человека, поэтому лучше заранее научить малыша правильно относиться к своим чувствам, то есть не выражать их в форме враждебного поведения или припадков гнева.
3. Не быть агрессивным, но уметь постоять за себя. Это означает лишь одно: не разрешайте ребенку бить другого, но не запрещайте дать сдачи.
4. Самый важный у человека навык - желание (и умение) интересоваться внешним миром и другими людьми. Именно это качество поможет ребенку найти для себя интерес в новом коллективе и отвлечет его от постоянных мыслей о маме.
Адаптация - не только процесс привыкания ребенка к детскому саду на первых порах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни.
Длительность периода адаптации зависит от многих причин:
1. От особенностей высшей нервной деятельности и возраста ребенка;
2. От наличия или отсутствия предшествующей тренировки его нервной системы;
3. От состояния здоровья;
4. От резкого контраста между обстановкой, в которой малыш привык находиться дома и той, в которой находится в детском саду;
5. От разницы в методах воспитания.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными поведенческими реакциями, такими как упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к окружающим, лживость, лень.
Редкий ребенок не плачет по утрам в первые дни посещения детского сада. Причем такие детки часто бывают подготовленными к детсадовской жизни лучше многих тихонь. В чем же дело? Как ни странно, это нормальная реакция детской психики. Своим криком малыш показывает, что он Вас любит, а в новых людях просто неуверен. Было бы странно, если бы ребенок с радостью ушел от мамы в абсолютно неизвестное, новое для него место. Ребенку нужно время привыкнуть к новой обстановке, а наша общая задача - помочь ему.
Если Вы хотите, чтобы Ваш малыш легче адаптировался к детскому саду, последуйте этим советам:
1. Не отбивайте у ребенка желание общаться с другими детьми.
2. На прогулке постарайтесь не вмешиваться в его общение с другими детьми.
3. Постарайтесь научить малыша не пасовать перед трудностями.
4. Положительно настройтесь на детский сад.
5. В садике не затягивайте прощание, мягко отстранитесь и сразу уходите, не оглядываясь, не стойте под окнами - этим Вы лишь усугубите переживания и слезы.
Как показывают исследования, постепенный переход ребенка в детский сад снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям. Учитывая индивидуальные особенности ребенка, мы, воспитатели, сможем быстро найти и индивидуальный подход к нему. Создавая у малыша положительное отношение ко всем процессам, развивая различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми и детьми, мы обеспечим решение воспитательно-образовательных задач уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускорим и облегчим протекание адаптационного процесса.