Формирование положительного эмоционального настроя
в детском саду через элементы арт-педагогики
Кривенко Елена Николаевна,
воспитатель ГБДОУ№77
Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Занимаясь изобразительной деятельностью с детьми дошкольниками, я всё больше убеждаюсь в том, что элементы воспитания личности ребёнка через творческую работу не менее важны, чем развитие непосредственно изобразительных навыков. Конечно, создание ребёнком соразмерного образа на бумаге, развитие мелкой моторики, знакомство с произведениями искусства самоценны сами по себе, но если педагог ставит перед собой задачи развития личных качеств детей, задачи организации жизни группы или класса на доброжелательной дружественной основе, то занятия декоративным творчеством, изобразительной деятельностью приобретают более гуманистическое гуманитарно-значимое значение.
Здесь можно вспомнить и украшение детских помещений к праздникам, и сезонное оформление помещений, подготовку к праздникам и спектаклям, и знакомство с народной культурой, и непосредственно занятия рисованием и аппликацией в детском коллективе.
Элементы арт-педагогики присутствуют в традиционном ежегодном фестивале поделок в группе «Теремок», в которой я работаю воспитателем.
В 1999 году я вместе с моей коллегой-сменщицей приняла младшую возрастную группу. Особенность этой группы состояла в том, что все дети в ней были домашние, не прошедшие через ясли. Дети были незнакомы с условиями пребывания в детском саду, а родители, волновались за своих малышей, многие из них были с повышенным уровнем тревожности. Перед нами встала задача провести адаптацию и детей и родителей к детскому саду эффективно, в положительном настрое, создать хороший задел для будущей совместной деятельности. И тогда мы объявили о проведении фестиваля домашних поделок из природного материала. На фестивале предлагалось принять участие всем родителям , бабушкам, дедушкам, братьям и сёстрам, всем, кто сможет делать творческие работы, без каких-ограничений .Нам, как воспитателям, необходимо было, выявить наиболее активных родителей, и, в то же время, расшевелить тех, кто хотел бы спокойно отсидеться в тени. В афише фестиваля было объявлено об обязательном награждении всех, без исключения, участников. При входе в группу была повешена афиша, но кроме того, каждому родителю, приходящему за ребёнком, мы напоминали о поделках. Это позволило нам привлечь к мероприятию все семьи, и мы, сами воспитатели, уже за сентябрь-октябрь познакомились со всеми ближе.
В результате проведения фестиваля в группе появились самые разнообразные творческие работы, одни были выполнены мастерски, со знанием дела и умением, другие трогательные в своей наивности. В большинстве поделок дети принимали минимальное посильное участие ,но совместный со старшими труд дал ребям новые импульсы в развитии знаний и умений .Одни родители изучали справочную литературу, интернетом тогда широко не пользовались. Кто-то спрашивал у нас литературу о поделках из природного материала. Кто-то вспоминал поделки своего детства и передавал свои знания и свой детский восторг детям. Все они были приняты нами со вниманием и заинтересованностью . мы просили всех детей рассказать о том что это за поделка, кто её делал, из каких материалов. Так мы продиагностировали развитие речи детей и ближе познакомились с семьями воспитанников. В результате у нас сложились открытые отношения с родителями, что помогло нам всем в дальнейшем сотрудничестве.
Важно было найти всем поделкам место, применение в группе. Это показало детям и родителям нашу заинтересованность в них самих и их труде, дало возможность участникам фестиваля раскрепоститься, самоутвердиться, найти новых друзей,
В качестве призов родительский комитет и в первый раз, и в дальнейшем приобретал материалы для детского творчества, наборы карандашей, фломастеров, альбомы, наборы типа «Сделай сам», « Маленький художник». Очень хороший приз – экземпляр журнала «Маленький дизайнер». Такие призы стимулируют детское творчество, активизируют совместные занятия дома детей и родителей.
Особо хочется подчеркнуть то, что мы проводим именно не конкурсы, а фестивали. У нас нет первых и вторых мест, нет победителей и занявших последнее место, и призы вручаются обязательно всем .Ценится не особое мастерство, а возможность совместного творческого труда. Возможности у всех семей разные, а радость общения взрослых и детей получилась общей.
Традиция проведения фестивалей поделок из природного материала продолжается по сей день . С ростом детей меняются их возможности, и мы изменяем, усложняем условия фестиваля, задавая различные темы работ. Были предложены темы «Превращения листьев», «Осенние чудеса в лесу», « Осенний коллаж», «Замечательный букет» и другие. Также мы предлагаем родителям и детям сочинить и записать сказку, небольшое стихотворение о своей поделке, о той ситуации, созданной в творческом объекте, составляем альбом из фотографий участников фестиваля, фотографий работ и сочинений воспитанников. Такие альбомы-творческие отчёты хранятся в группе в свободном доступе и всегда могут поднять настроение нашим детям.
Вот уже семнадцать лет нашему фестивалю, меняются дети в группе, одни уходят в школу, на место их приходят малыши, но праздники совместного семейного творчества непременно радуют детей и родителей каждой осенью.
Внедрение элементов арт-педагогики в жизнь детского сада, несомненно, даёт свои положительные результаты в формировании личности воспитанников, и в создание в группе дошколят дружной, радостной атмосферы.