Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Ермолаева Юлия Анатольевна, воспитатель высшей категории ГБДОУ
детский сад № 43 компенсирующего вида Калининского района С-Пб


В настоящее время очень важной является проблема развития дошкольника.  Это, с одной стороны, развитие всех психических процессов ребёнка. В дошкольном возрасте это очень важно, а с помощью эколого - валеологических игр это будет интересно для ребёнка. Дети, с их интересом ко всему окружающему, принимают знания о природе, о себе, как человеке значимом в природе. Не заметно для себя, они усваивают основной принцип валеологии - гармония с собой, с природой, с окружающим миром - основа здоровья человека. Природа оказывает сильное развивающее воздействие на ребёнка. Она развивает мышление, умственные способности ребёнка. Он усваивает систему знаний о природе, о человеке, как части природы. Развивает любознательность, познавательное отношение, наблюдательность. Ребёнок приобретает знания о том, как укрепить своё здоровье в согласии с законами природы, не нанося вреда другим. Дети учатся видеть зависимость своего здоровья от разумности и правильности поведения их в природе, в общении с другими людьми, то есть от того, на сколько их образ жизни является здоровым. Очень важно развивать у детей умения, навыки, которые позволят успешно взаимодействовать с природой, другими людьми. Дети учатся понимать безопасность среды (природы, питания, общения с людьми…) для их здоровья и жизни.
   С другой стороны, очень важно эмоциональное развитие ребёнка, умение чувствовать состояние других существ (человека, растения, животного), видеть проявления различных эмоций, устанавливать причины, вызывающие их. Это способствует воспитанию гуманного отношения к живым существам. Чтобы правильно вести себя, ненасильственно относиться к живым существам, надо знать, что значит ,,правильное поведение” в природе, в общении с людьми. А это не будет до конца осознанно, если у ребёнка нет знаний о значимости каждого в экосистеме, взаимосвязи всего в природе, признаках живого, причинах гибели живого, влиянии человека на природу, природы на человека. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться. А общение обогащает эмоциональную сферу. По этому очень важно развитие эмоций. Часто из-за отсутствия знаний дети не могут выбрать правильную линию поведения. Не осознавая, что они делают, они причиняют боль друг другу, растению, животному. Но одних знаний мало. Важно научить ребенка объяснять собственное поведение. Если ребенок сможет объяснить, что он чувствует, что с ним случилось, тогда он сможет лучше понять , что он делает не так. Но знания должны быть связаны с деятельностью, поэтому детей надо привлекать к уходу за живыми объектами. Таким образом идет воспитание экологической культуры.
    Дети, с которыми я работала, с удовольствием ухаживали за рыбками, хомячками, растениями. У детей развивали навыки личной гигиены, представление о пользе физических упражнений через беседы, личный пример. Но так как основная деятельность детей игровая, я решила использовать систему эколого - валеологических игр.
   В игре дети объединяются, общаются, что способствует эмоционально- личностному развитию детей. Воспитательная и развивающая задачи выполняются незаметно для детей в привлекательной для них форме. Игра более всего захватывает детей, заставляет по- настоящему пережить чувства персонажей игры: симпатию, покровительство, нежность. Это естественный вид деятельности детей, формирующий их характер.
   Эколого- валеологические игры используются на занятиях, вечерах досуга, в совместной деятельности взрослого и детей, далее вносились атрибуты для игр в свободной, самостоятельной деятельности детей.
   В работе с детьми используются следующие виды игр:
1.        Театрализованные игры (на занятии, в совместной деятельности детей) по авторским сказкам (Баумволь, Бианки, Чуковский…), народным сказкам, рассказам о природе, здоровье, сказкам придуманными детьми (введение нового персонажа, обстановке). С детьми ввелся альбом сказок. В играх использовался театр игрушек, фланелеграф, игрушки- заместители. Кроме игр- драматизацией проводились игры- фантазии, сперва с образными игрушками, затем с плоскостными изображениями, заместителями. Эти игры использовались для развития эмоциональной сферы, остроты переживаний, ощущений живых существ, воображения. Но они решали и многие другие задачи: уточняли знания о связях в природе, о влиянии человека на природу, природы на здоровье человека.
2.        Игры- имитации различных объектов природы (живой и не живой): ,,Позы”, ,,Изобрази” на развитие воображения, выразительности мимики, жестов. Эти игры имеют оздоровительную направленность, так как в них используются элементы дыхательной, артикуляционной гимнастики, психогимнастики.
3.         Игры с движениями, направленные на развитие психических процессов, выразительности движений уточнения знаний о закономерностях в природе, о связи живых существ, человека и природы. Эти игры способствуют развитию физической активности детей, снимают напряжение.
4.        Сюжетно- дидактические игры и сюжетно- ролевые (магазин, зоопарк, Айболит, путешествие). В основном решают задачи эмоционального развития детей.
5.        Дидактические игры. Они способствуют развитию всех психических процессов: внимание (его свойства), операции мышления, логика, воображение, память:
·          Игры на формирования представлений о поведении в природе, дома, в городе. (экологический светофор, исправь, хорошо- плохо.) это игры по темам: человек и природа, безопасность ребёнка дома, на улицы.
·          Игры на развитие эмоциональной сферы (маски зверям на карнавал, найди хозяйку, что подумал Лесовичок, подбери модель, добрый- злой.) это игры по темам: ребёнок и другие люди, ребёнок и природа, здоровье и эмоциональное благополучие ребёнка.
·          Игры на уточнение знаний об экосистемах (лес, луг, водоём), на установление связей и зависимости в экосистемах, на сравнение, группировку, обобщение и другие операции мышления, внимание, память.
·          На формирования представлений об организме человека, пользе движений, продуктов питания, витаминов, чистого воздуха для здоровья человека.
      Развитию ребёнка способствует и участия в изо деятельности. Для этого дети изготовляли коллективные работы с использованием разных способов изображения (лепка, использование штампов из листьев, рисование кистью, мелками…). Тема работ были связаны с играми: поезд птиц, лес осенью, домик- дерево, праздничная ель. Использовались задания на развития воображения: дорисуй (лес, морское дно, дети на спорт площадки…).
Задачи работы: (1)
1.       Учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
2.       Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
3.       Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
4.       Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
5.       Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
6.       Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
7.       Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
8.       Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.
В разных возрастных группах детского сада задачи работы различаются (это связано с возрастом детей дошкольников). В младшей группе детского сада (дети 3-4 лет) были поставлены следующие задачи(2):
1). Учить проявлять сочувствие, сопереживание при неосторожном общении с объектами природы, допущенном кем- то. Учить радоваться при общении с природой, быть доброжелательным, стремиться не наносить вреда. Дать представления о положительном поведении в природе, о добрых делах в природе.
2). Развивать внимание, умение сравнивать, анализировать объекты природы.
3). Учить определять и называть эмоциональные состояния (смеется, радуется, плачет) по выражению лица. Учить пользоваться моделями настроения при определении потребностей живых существ, их состояния, активизировать мимическую, жестикуляционную деятельность детей.
4). Развивать умение передавать имитацией образы животных, птиц, растений, придумывать игры- фантазии с использовании театра на темы природы, соблюдения культурно- гигиенических навыков, культуры общения.
5). Формировать представления о признаках растений, животных, потребностях, сезонных изменений в жизни, росте и развитии, приспособлении к среде, о труде человека по уходу за живыми объектами.
6). Воспитание стремления быть аккуратным, опрятным, чистоплотным, не болеть.
7). Прививать культуру общения, вежливость, доброту, отзывчивость, используя примеры из произведений.
8). Учить отражать свои впечатления в изо деятельности, помогать взрослым в уходе за растениями.
В начале года с детьми младшей группы была проведена диагностика, направленная на выявление способностей наблюдать, умение чувствовать и осознавать свои интересы и потребности, способность ощущать и анализировать реакцию близких на собственное поведение (маски, лесенка), открытости ребёнка (на основе разговора: моё настроение, что я люблю), уровень сформированности позиции защитника природы, уровень знаний о животных, растениях, уровень  сформированности  навыков этического, социально- нравственного поведения, овладения навыками личной гигиены, мимическая и жестикуляционная деятельность детей.
  Исходя из этого был составлен перспективный план работы с детьми: работа на занятиях, совместная деятельность со взрослым, вечера досуга, самостоятельная деятельность детей (развивающая среда) на каждый месяц года, работа с родителями.
   1 этап: на занятиях к детям приходили игровые персонажи (лисёнок, ёжик, кукла Катя…), использовались театральные импровизации на экологические темы (как звери готовятся к зиме, полив растения, кто спас урожай…), валеологические темы (каждой вещи своё место, кукла Катя простудилась, почему у Хрюши заболел животик…).
Некоторые занятия проходили, как сюжетно- дидактическая игра (,,магазин”), сюжетная игра (,, поездка в лес, в деревню, идём в гости…”). На занятиях использовались и дидактические игры: ,,кто где живёт, что где растёт, чудесный мешочек, угадай на вкус, что у кого, кто вырос…”. Они направлены на формирования знаний о животных, растениях, гигиене, а так же способствуют развитию внимания, мышления. Игры с использованием моделей: органы познания, части тела животных, человека, части растения, приспособления… проводились игры на формирования правильного поведения в природе: ,,экологический светофор” (с использования моделей эмоций: смех, слёзы, затем смех и печальное лицо), ,,Лесовичок” (картинки поведения детей в лесу, картинки эмоций), ,,хорошо, плохо” (картинки соблюдения и несоблюдения правил гигиены и модели эмоций).
(смотреть перспективный план работы с детьми по экологии, валеологии.)
   2 этап: на вечерах досуга, в совместной деятельности проводились дидактические игры, игры-драматизации сказок о животных, людях. Для развития умения передавать образы использовались игры-фантазии на темы поведения в природе, гигиены, культуры общения. Использовался волшебный мешочек, мелкие игрушки, игрушки- заместители, природный материал, бросовый материал. Использовались игры с движениями, имитации: ,,листочки, цветок, одеваемся на прогулку, котик умывается”, подвижные игры: кот и мыши, цыплята и лиса. В группе детям предлагался материал для сюжетных игр (,,магазин овощной, молочный, повар, поездка в лес, доктор”). С детьми проводилась предварительная беседа на эту тему. Элементы игр были до этого использованы на занятии.
   3 этап: далее эти настольно- печатные игры, театры, сюжетные игры предлагались в свободной деятельности детей (помещались в развивающей среде, с детьми проводилась изо - деятельность, в которой работы детей можно было объединить на одном листе). Далее их использовали в группе (птичий двор, огород, пруд весной, лес…). Проводились задания на развитие фантазии: дорисуй (лес, пруд…).
   В результате проведения данной работы дети стали наблюдательнее, у них появился интерес к природе, желание помочь, пожалеть зверей, птиц, растение, товарища, желание быть здоровым, аккуратным, добрым. Дети с удовольствием играли в настольные, театральные игры на темы природы, здоровья. Детям очень нравились игры на имитации явлений природы, игры с движениями о природе, сюжетно- ролевые игры (магазин, путешествие). Дети стали проявлять интерес к природе, к товарищам. Проиграв ситуацию, они лучше осознавали ощущения растений, животных, других людей. Это вызывало в них желание помочь растению, животному, человеку. При наблюдении за животными, они пытались объяснить поведение хомячка, черепах… (,,он обиделся, устал, делает постельку…”), состояния растений (это надо полить, оно плачет). Дети стали внимательнее друг к другу, научились ласково называть друг друга, жалеть. Дети стали более открыты в общении, научились лучше понимать эмоциональные состояния. Большинство детей стремились не навредить деревьям, птицам, проявлял сочувствие. Дети стали более общительные, научились выражать свои чувства, мысли, что подтвердили результаты итоговой диагностики.
 Диагностика обследования детей младшей группы.
Уровни развития детей:
Низкий - показывает и называет объекты, яркие признаки, эпизодически принимает участие в уходе. Эмоциональное реакция слабо выражена, не принимает цель труда вне игры, следует показу, не понимает отношения других на своё поведение, замкнут, агрессивен. Слабо владеет навыками личной гигиены. Не знает частей тела, правил этического поведения, имеет слабую мимическую деятельность.
Средний – различает, объекты природы, выделяет их признаки, обследует под руководством взрослого, проявляет интерес , выражает сочувствие, сопереживание, восхищение под влиянием взрослого, проявляет любознательность. Нужна помощь в выполнении целостности труда. Не всегда правильно оценивает реакцию других, достаточно замкнут. Выполняет правила гигиены, этического поведения под руководством взрослого. Знает о частях своего тела. Недостаточная мимическая жестикуляция.
Высокий – различает, называет виды растений, животных, определяет строение, их особенности. Замечает, понимает признаки живого (движение, питание, состояние в сезоны). Активен в труде, выделяет предмет, цель труда, качественный уход. Любопытен, наблюдателен, открыт в общении, эмоционален, проявляет бережное отношение, правильно оценивает реакцию других на своё поведение. Владеет навыком личной гигиены, элементарными сведениями о частях своего тела, сформирован навык этического поведения. Мимическая и жестикуляционная деятельность достаточно развиты.
 Методика обследования.
1.        Назови: кто это? Где живёт? (домашние, дикие животные, бабочка, рыбка).
2.        Что это? (части тела- животное, человек).
3.        Чем питается?
4.        Живое ли это? Почему? (картинки животных).
5.        Игра ,,покорми животное” (игрушки и корм).
6.        Что это? (дерево, куст, комнатное растение, растение огорода, цветника).
7.        Что есть у растения? Игра ,,путаница”.
8.        Что будет, если растения не поливать?
9.        Живое ли оно? Почему?
10.    Хочешь научить Незнайку ухаживать за растением? Какое надо поливать? Какое оно будет после полива? Как будешь поливать? Что тебе нужно? Как правильно поливать? Покажи. Хочешь научить Незнайку муть руки? Что надо сделать сперва, что потом? Покажи.
11.    Игра ,,экологический светофор”. (картинки поведения в природе)
12.    Беседа: что я люблю больше всего. Моё настроение (открытость ребёнка, доверие к ощущениям, высказывание мнения).
13.    Игра ,,лесенка” (вот лесенка: наверху- добрые, внизу- злые. Куда ты поставишь себя? А твоя мама? Почему?) ,,маски”: какое это лицо? (радость, печаль). Оценка ощущения реакции других на своё поведение.
14.    Наблюдательность. Игра ,,что изменилось”.
15.    Игра ,,хорошо, плохо” (гигиена, этикет- отобрать картинки с хорошими поступками.
В средней группе детского сада (4-5 лет)были поставлены следующие задачи:
1). Развивать доброжелательное отношение к объектам природы, учить видеть негативные действия людей в природе, называть их последствия, высказывать свое отношение, осознавать свои желания. Воспитывать сопереживание живому организму при нарушении его целостности, нанесении ущерба здоровью; доброжелательность.
2). Формировать умение сравнивать разные эмоциональные состояния, видеть их проявления в выражении лиц, жестах. Устанавливать связь между действием и эмоциональным состоянием, настроением.
3). Учить передавать разное эмоциональное состояние персонажей в играх- драматизациях, имитациях.
4). Развивать умение сравнивать, обобщать, группировать объекты природы, развивать внимание, воображение, умение планировать.
5). Формировать представления о признаках живых организмов, связи живых организмов со средой, приспособлении к среде, к сезонным изменениям в природе. Формировать представление о способах удовлетворения потребностей живых организмах в экосистеме (лес, луг, водоём).
6). Осуществлять уход за растением, животным уголка природы, пользуясь моделью, видеть положительный результат труда.
7). Воспитывать привычки самообслуживания, стремление следить за чистотой тела, проявления самостоятельности.
8). Учить сравнивать, исследовать органы чувств человека, животных (нос, рот, уши, глаза, осязание), части растений.
9). Познакомить с правилами поведения во время игры, приёма пищи, умывания.
В начале года с детьми 4-5 лет была проведена диагностика на выявления:
1.        Наблюдательности (игра ,,что изменилось”, ,,узнай дерево”)
2.        Умение чувствовать и осознавать свои интересы и потребности (твоё настроение сегодня).
3.        Способность ощущать и анализировать реакцию близких на своё поведение (тест ,,маски”, ,,лесенка”).
4.        Открытость ребёнка (расскажи всем, что ты любишь).
5.        Формирование представлений о растениях, животных, как живых существах.
6.        Формирования умения понимать связи.
7.        Формирования позиции защитника природы.
8.        Формирования трудовых навыков.
9.        Знание органов чувств человека, способность сравнивать их с органами животных и растений.
10.   Знания элементарных основ этикета.
11.   Проявление эмоциональной отзывчивости в разных жизненных ситуациях.
В основном, освоение детьми знаний находилось на среднем уровне. Уровень эмоционального развития,  трудовой деятельности, позиции защитника - тоже на среднем уровне.
В результате был составлен перспективный план работы на год. Работу я пыталась построить  на основе игр экологического и валеологического содержания.
1 этап:
На занятиях использовались сказочные персонажи, элементы импровезированного театра: кто где живёт, кто где спрятался, синяя варежка, кто спас урожай… (с мелкими игрушками и заместителями). Проводилось чтение детям коротких рассказах.. в дальнейшем сюжет обыгрывался с помощью театра игрушек (зимний привет, заяц и ёж…). С детьми проводились игры- имитации: котёнок умывается, лесные звери…, игры: придумай позу, изобрази.
2 этап:
Некоторые занятия проводились в форме сюжетно- дидактической игры (магазин, птичий рынок), сюжетной игры (экскурсия в зоопарк, прогулка в лес, деревню, Айболит). В дальнейшем проводились беседы, прослушивание кассет: зоопарк, путешествие….
3 этап:
На вечерах досуга, в совместной деятельности проводились дидактические игры:
1.на формирования представлений о безопасном, природоохранном поведении в природе: ,,экологический светофор”, сперва с использованием моделей эмоций (радость, печаль), затем с использованием трёх цветов светофора. Сперва с картинками, затем с вопросами. Игра с природоохранными картинками: ,,исправь”.
2. на развитии эмоциональной сферы использовались игры: ,,хорошо, плохо” (опасно, безопасно) – с набором картинок на тему здоровье, поведение в природе и моделей эмоций, ,,найди хозяйку” , ,,Лесовичок”.
3. на развитие психических процессов (внимания, мышления, памяти) и формирование знаний об обитателях экосистем. На сравнение, группировку, обобщение использовались игры: кто что ест, где чьё гнездо, чьи уши и хвосты, кто где живёт. На тему здоровья использовались игры: цветик- семицветик, дворец здоровья, накрой на стол… (смотреть перспективный план игровой деятельности).
4 этап: С детьми проводились игры с движением на экологические темы: рыбаки и рыки, дети, бабочки и цветы, мошки и ласточки. Дети проявляли большой интерес к этим играм, стали интересоваться природой, здоровьем человека. Проиграв ситуацию через театр, они лучше понимали состояние животных, людей. Дети стали лучше общаться, относиться лучше друг к другу. Они стали определить, что нужно живым обитателям и почему. Дети стали общительными, открытыми, стали задавать вопросы, задавать свои мысли они с удовольствием выполняли совместные работы: зоопарк, поезд перелётных птиц, дорисуем.
 Диагностика обследования детей средней группы.
Уровни развития детей:
Низкий- объем представлений о растениях и животных не значителен. Ребёнок знает и выделяет совместно со взрослым некоторые признаки внешнего строения, яркие особенности поведения, движения, голосовые реакции животных, части растений. Наблюдает только по предложению взрослого. Интерес к природе ситуативен, эмоциональные реакции слабо выражены. Не принимает цель труда вне игры, не выделяет предмет, следует за показом, низкое качество. Негативные проявления в общении, в поведении скован, агрессивен, не различает эмоциональных состояний. Не знает органов чувств человека, не умеет сравнивать их с животным, не владеет основами этикета, навыками самообслуживания.
    Средней- ребёнок узнаёт и называет несколько растений (преимущественно деревьев, комнатных растений, опираясь на отдельные признаки), безошибочно определяет животных живыми, основываясь на существенные и несущественные признаки. Интерес и желание ухаживать за объектами природы неустойчив. Самостоятельные наблюдения редки. Эмоционально откликается на красоту природы. Принимает цель труда при игровой, практической мотивации. Следует за показом, планирует с помощью воспитателя, дружелюбен, внимателен к оценке, умеет понять замысел других в игре, замечает эмоциональное состояние. Недостаточны знания об этикете. Знает органы чувств человека. Владеет навыками самообслуживания.
Высокий- знает, различает, называет большое количество растений, животных, их признаки; определяет их принадлежность к живым. Проявляет интерес к их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду, стремление оказывать помощь. Умеет определить их состояние, установить его причины на основе связей различного содержания. Видит признаки объектов природы, делающих их красивыми. Принимает цель труда вне игровой мотивации, ставит сам, определяет предмет, выбирает средства, планирует, качественный результат. Активен, общителен, понимает ситуацию эмоциональное состояние, выдвигает идеи в играх. Проявляет навык самообслуживания. Знает органы чувств человека, животных. Вежлив, знает основы этикета, безопасного поведения. Эмоционально отзывчив.
 Методика обследования знаний, умений.
1.       Назови, кто это? (3 домашних и диких животных, их детёныши, 4 птицы, рыба, бабочка, жук  стрекоза, пчела, муха, лягушка, хомяк - картинки. Найди детёныша).
2.       Какие части тела у рыбы, птицы, зверя, бабочки, человека..
3.       чем питаются? Где живёт? Где находит пищу? Как передвигается?
4.       Живые ли? Почему?
5.       Почему птица летает, заяц - нет? Медведь ходит, лягушка прыгает? Что бывает с птицами зимой? Почему улетают ласточки? Как зимует медведь, бабочка? Почему
6.       Найди герань, бальзамин.
7.       Игра ,,путаница” (части растений).
8.       Что надо делать, что бы растения росли?
9.       Живые ли растения? Почему?
10.   Что происходит с растениями зимой, весной, осенью? Почему?
11.   Хочешь научиться правильно ухаживать за растением? Если отказ: помоги мне полить. Если отказ: научи Незнайку (выявление характера мотивации: познавательная, практическая, игровая). Какое растение надо полить? Каким оно станет? С чего начать? Отбери материал. Как поливать? Хочешь научиться правильно чистить зубы (помоги, научи Незнайку)? Зачем чистить? С чего начать как чистят? Почему? Какими станут зубы?
12.   Игра ,,экологический светофор” (картинки поведения детей в природе, модели  эмоций: радость, печаль) ,,хорошо- плохо” (для здоровья). Наблюдение за ребёнком – отношение к природе.
13.   открытость ребёнка: групповая беседа: ,,что я люблю, о чём мечтаю”.
14.   Игра ,,лесенка” (на самооценку, ощущение реакции близких на своё поведение), ,,маски” (додели эмоций: грусть, радость, покой, гнев, испуг) какое лицо?
15.   Наблюдательность ребёнка. Игра: ,,что изменилось”. Что общего у мухи и бабочки? У куста и дерева? У воды и молока?
16.   Почему Лесовичёк испугался? Почему Мойдодыр улыбнулся? (картинки поведения детей, эмоции).
В работе с детьми старшего возраста были поставлены задачи:
1). Продолжать формировать умение анализировать ситуацию общения, взаимодействие людей с природой, выделять положительные и негативные действия, выражать отношение к поступкам с позиции освоения правил. Воспитывать чувства миролюбия, уважения ко всему живому на земле.
2). Продолжать формировать умение анализировать ситуации с позиции опасности и безопасности для жизни и здоровья человека.
3). Продолжать учить понимать эмоции по мимике, действиям, интонациям голоса (радость, симпатия, усталость, печаль, огорчение, любовь, одобрение).
Развивать интерес к эмоциям. Учить сравнивать эмоции, устанавливать созвучие настроений природы и человека. Находить общие черты в настроении людей и природы, настроении человека, в зависимости от самочувствия.
4). Уточнить знания об общепринятых человеческих нормах поведения, об адекватных действиях в природе, на улице, дома, при общении с другими людьми.
5). Продолжать работать над выразительностью игровых образах, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах разные эмоциональные состояния.
6). Формировать представление о закономерностях (человек и природа, здоровье человека и природа, связь живого и неживого,  непрерывное развитие и изменение), обобщать усвоение родовых и видовых понятий. Конкретизировать имеющиеся представления: многообразие природы, человек, его влияние на природу, экосистемы.
7). Продолжать учить сравнивать, обобщать, группировать, развивать память, внимание, воображение.
Этапы работы с детьми старшего возраста: (3)
В начале года была проведена диагностика на выявление:
Способность к сочувствию (беседа по сказке).
Способности прогнозировать последствия поступка и оценить себя, как источник опасности (что будет, если…).  Общение с незнакомыми людьми, опасность на улицах города, опасные предметы дома.
Уровня саморегуляции (умение точно следовать инструкции: рисование палочек и штрихов на листе).
Способность прогнозировать последствия (что надо делить, чтоб быть здоровым? Что полезно есть? Какое настроение у тебя вызывает этот поступок?).
Умение согласовывать свои желания и желания окружающих (выбор игры).
Способность понимать эмоции – тест маска (удивление, испуг, сердитый, смех, печаль, слёзы).
Знаний о растениях, животных, человека.
Позиции защитника.
Формирование трудовых навыков.
В результате обследования, был составлен перспективный план на год.
1 этап. На занятиях использовались театр игрушки, построение занятия в виде сюжетной игры: учёные, поездка в лес… . Перед детьми ставилась проблемная ситуация. Использовались дидактические игры: экологические (кто лишний, кто где живёт, чьи уши и хвосты), валеологические (накрой на стол, собери витаминки, дворец здоровья…). На умение сравнивать, группировать, обобщать.
На формирование представлений о правильном поведении в природе: исправь, экологический светофор. Игры но формирования представлений о правильном поведении на дороге: расставь знаки, хорошо – плохо… . Игры о безопасном поведении дома, при общении с людьми: спрячь предметы, опасно – безопасно, исправь. Игры на формирование представлений о полезном и вредном для здоровья (по теме закаливания, питания…): светофор, хорошо – плохо.
На развитии эмоциональной сферы использовались игры: где чей хозяин, маски, хорошо – плохо (модели эмоций).
2 этап. В  совместной деятельности использовалось чтение сказок, рассказов о природе (Баумволь, Бианки…), которые можно использовать в театральных играх. Детям предлагалось внести изменения, ввести новых персонажей. Использовались игры – фантазирования (зимовка зверей, добрая лисичка…) с использованием заместителей.
3 этап. В развивающей среде использовались пособия для сюжетных игр, знакомые дидактические игры. Использовались игры – имитации: изобрази, позы, заводные игрушки. Игры на развитие внимания: хамелеон, летает- не летает, цветы. (4) Подвижные игры: караси и щука, дети, бабочки и цветы. эти игры имеют оздоровительную направленность, снимают напряжение. Помимо развития психических процессов, мимики, закрепляют представление о природе. Так же проводились задания: дорисуй (лес, море…), изготовление совместных работ: Африка, Северный полюс, лес,  подводный мир… (налеп, оригами…).
В результате работы дети научились обобщать, устанавливать связи. Большинство знают о поведении в природе, его причинах, многие поняли важность взаимосвязи организмов в экосистеме. Дети стремятся вести себя правильно в  природе, доказывают, почему. Дети показали лучшие результаты по развитию психических процессов, чем в начале года. Проявляют большой интерес к труду в природе, при общении с живыми обитателями. Показали лучшие результаты при формировании трудовых умений (диагностика). Дети быстро справляются с игровыми заданиями на классификацию, группировку, операции мышления, установлении причинно -  следственных  и временных связей, обобщение (исключение лишнего), на логику (логический поезд). У детей большой интерес вызывали на темы: что полезно, опасно для здоровья. Они заметили, что для здоровья важны чистый воздух, питание…, которые дает нам природа. Поняли, как опасно загрязнять воздух и воду для здоровья людей. Детей заинтересовали занятия на темы безопасного поведения дома и на улице (в общении с людьми, предметами. Они с удивлением заметили, что не всегда добрые люди имеют привлекательную внешность и наоборот, на примере героев сказок. В старшей группе очень важно быть внимательным, когда ребёнок один дома, на улице, на природе. Это важно для детей старшего возраста, т. к. они бывают одни дома, гуляют самостоятельно, больше общаются с людьми. Дети с удовольствием играли в театрализованные и сюжетные игры, проявляли выразительность движений. Дети знают основные эмоции, устанавливают их связь с поступками. Это позволяет говорить о том, что дети научились гуманно относиться к живому, быть внимательными в природе, дома, на улице.
Диагностика обследования детей старшей группы.
Уровни развития детей:
Низкий - различает и называет много животных, растений, их особенности, потребности, состояния от среды. Устанавливает частные связи, сравнивает по отдельным признакам, не выделяет общих, не самостоятелен в труде, низкое качество. Гуманное отношение ситуативно, познавательное отношение не устойчиво. Замкнут в общении, слабо ориентируется в понимании эмоций. Не достаточно владеет общепринятыми человеческими нормами поведения в природе, среде людей, навыками безопасными для здоровья (на улице, дома, на природе, с незнакомыми). Недостаточно сформировано представление о строение человека и его функциях (питание, дыхание, движение, труд), о полезном и вредном для здоровья.
Средний – различает объекты природы, выделяет частные и под руководством взрослого существенные признаки. Знает признаки живого, устанавливает частные, некоторые общие связи. Сравнивает по признакам различие и сходство, наблюдает. Недостаточно овладел общими понятиями, связями. Самостоятелен в труде, пассивен к негативному поведению других. Сочувствует внимателен к эмоциям, сован. Недостаточно владеет общепринятыми нормами этикета, безопасного поведения, знаниями о функциях человека.
Высокий – знает признаки живого, связи, понятия. Наблюдателен, моделирует признаки, самостоятелен а труде, гуманен, нетерпим к негативным проявлениям в природе. Эмоционален, общителен, выдвигает идеи, правильно оценивает эмоции, любознателен. Знает нормы этикета и безопасного поведения, знает о функциях организма человека, полезном и вредном для здоровья.
 Методика обследования.
1.Кто это? Составь группы (звери, птицы, рыбы, насекомые, животные), подбери модели.
2.Почему отобрал их вместе (понятие)?
3.Разложи по порядку (развитие кошки, рыбы, птицы).
4.Живые ли они? Почему?
5.Что происходит с рыбами зимой? Почему у цапли длинный клюв, ноги? Как люди готовятся к зиме?
6.Назови растение. Где растут? (травы, деревья, кусты, комнатные растения, злаки).
7.Разложи по порядку (рост фасоли, человека).
8.Какие части растения знаешь?
9.Что нужно, чтоб растения росли?
10.Что есть у человека? Что внутри? Зачем?
11.Какое растение любит влагу? Свет?
12.Что будет с растением летом? (зимой?) почему?
13.Живые ли растения? Почему? Раздели на группы.
14.Хочешь подежурить? (в случаи отказа: узнать об уходе, помоги, научи) найди растения, за которым надо ухаживать. Каким оно станет? Что будешь делать? Отбери материал. Покажи, как поливать (зачем человеку зубы? Зачем их чистить? Какими они станут? Что нужно взять? Как чистить).
15.Игра хорошо – плохо (модели эмоций, картинки поведения в природе, дома, на улице. Игра полезно – вредно)
16.Прогнозирование поступка (что будет, если не потушить костёр? Взять птенца? Есть снег?).
17.Модели маски (удивление, испуг, сердитый, смех, печаль, слёзы, покой).
18.Уровень саморегуляции.
19.Если звонят в дверь нужно открывать? Почему? Если ты один?
20.Чем опасны гроза, ядовитые ягоды, грибы?
21.Для чего знать свой адрес?
22.Назови телефон скорой помощи, милиции….
23.Что опасно и полезно для здоровья?
В результате данной работы, можно сказать, что экологические и валеологические игры разных видов (дидактические, сюжетные, театрализованные, подвижные, имитации) способствуют:
1. Развитию эмоциональной отзывчивости,  выразительности мимики, речи, жестов, игровых умений.
2. Воспитанию чувства сопереживания другому организму, стремления не навредить, правильно вести себя в природе (в лесу, у водоёма, в поле), в общении с другими людьми (на улицах города, в играх). Проиграв сказку, сюжетную игру, имитацию ребёнок лучше понимает состояние растений, животных, других людей.
3. Экологические, валеологические игры способствуют развитию свойств внимания (сосредоточенность, переключение, устойчивость), опирации мышления (анализ, установление связей, сравнения, обобщение классификации). Способствуют развитию слуховой и зрительной памяти, воображения. В результате дети показали хороший результат развития психических процессов.
4. Экологические игры данных видов систематизируют знания об экосистемах. Валеологические игры по разделам (ребёнок и другие люди, дома, здоровье, на улицах города, и природа) систематизируют знания о безопасном поведении в городе, в лесу, на озере… . Это способствует развитию уверенности детей, самостоятельности, ответственности. В старшем возрасте ребёнок подходит к пониманию влияния природы, города на здоровье человека, безопасность его жизни, здоровья. Ребёнок осознаёт влияние человека на природу, здоровье людей. В результате можно сказать, что экологические и валеологические игры (по теме безопасность) способствуют эмоционально – личностному развитию дошкольников.
5. Эколого-валеологические игры обобщают представление о трудовых умениях в природе.
Таким образом эколого-валеологические игры развивают экологическую ку-
льтуру дошкольников, так как систематизируют знания о природе, умения, воспитывают экологически правильное отношение к природе.
 
 
 
 
 
 
Используемая литература.
1.       Н.Н Кондратьева «программа ,,Мы”», 2003.
2.       Программа ,,Детство”,  С-Пб, Акцидент, 1999 г.
3.       Молодова Л.П. «Нравственно – экологическая воспитание старших дошкольников», Асар, 2001г.
4.       Шипицына Л.М.  «Азбука общения»,  Детство-Пресс, 2010г.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»