Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Жукова Наталья Сергеевна, воспитатель ГБДОУ №82 Калининского района, СПб
 
Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение техник нетрадиционного рисования в практической деятельности педагога- воспитателя.
Известно, что рисование - одно и самых любимых детских занятий. Еще Аристотель отмечал: занятия рисованием способствует разнообразному развитию ребенка.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Необычность техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так, обогащает и развивает внутренний мир ребенка.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
•         Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
•         Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
•         Внимания и усидчивости;
•         Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, фантазии;
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Занятия делятся на три части:
•        Объяснения задания (желательно живо, эмоционально объяснять ребятам способы действий и показывать приемы изображения)
•        Процесс выполнения задания. Здесь можно использовать короткие потешки и песенки. Их повторяем хором несколько раз, тем самым мы развиваем память, внимание, а также активизируем словарный запас, формируем связную речь. Полезно проведение пальчиковой гимнастики, физкультминутки.
•        Совместный анализ выполненной работы (обязательно приветствуем все достижения ребенка, и ни в коем случае не подавляем)
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать следующие техники нетрадиционного рисования:
•        рисование пальчиками;
•        оттиск печатками из картофеля;
•        рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:
•        тычок жесткой полусухой кистью;
•        печать поролоном;
•        печать пробками;
•        восковые мелки + акварель;
•        свеча + акварель;
•        отпечатки листьев;
•        рисунки из ладошки;
•        рисование ватными палочками;
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:
•        рисование мыльными пузырями;
•        рисование мятой бумагой;
•        кляксография обычная, с трубочкой ;
•        монотипия пейзажная, предметная ;
•        печать по трафарету;
•        пластилинография .
Я подробно расскажу о нескольких техниках нетрадиционного рисования, которые чаще всего использую в своей практике:

 
Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Пальчиковый прием позволяет детям почувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя.
2.         Рисование ладошкой.
Ребенок опускает в блюдце с гуашью ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
3.         Печать листьев.
Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный цветной отпечаток растения. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
4.        Оттиск смятой бумагой.
Ребенок макает смятую бумагу в мисочку с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
5.        Рисование методом тычка.
•         Ватной палочкой
Опускаем ее в краску и ударяем по листу сверху вниз, остаётся чёткий определённой формы отпечаток. Тычок можно использовать и по готовому контуру, так и внутри его, изображаемый объект получается интересной неоднородной фактуры.
•         С помощью жёсткой кисти
Она опускается в краску, а затем ударяем по бумаге, держа вертикально. Правило - кисть в воду не опускается. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
6.        Монотипия.
•         пейзажная.
Данная техника используется для изображения зеркального отражения объектов на водной глади (пруда, озера, реки и т.д.) Лист бумаги складывается пополам, на одной половинке рисуются объекты будущеге

пейзажа и раскрашиваются красками, а после лист складывается пополам и проглаживается. После получения оттиска исходные объекты рисунка оживляются красками повторно, чтобы они имели более четкие контуры, чем их отражения на «водной глади» водоема.
•         Предметная
Ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
7.        Кляксография.
•         с трубочкой
Ребенок набирает пластиковой ложкой (кисточкой) краску , выливает ее на лист, делая небольшое пятно (ставя капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна , ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Детям нравится, когда у кляксы разбегаются в разные стороны «ножки». Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
•         Обычная
Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской, создавать изображения. Затем сверху кладется другой лист и разглаживается рукой для лучшего отпечатывания. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.
8.          Проступающий рисунок (восковые мелки + акварель).
Задуманный сюжет выполняется восковыми карандашами (мелками), затем при помощи кисти поверх наносятся акварельные краски. Акварель скатывается с изображения, рисунок как бы проступает, проявляется. Правило - должен быть нажим на восковой карандаш так, чтобы след от него был чётким, ярким. Акварелью закрашивать быстро, стараясь не проводить много раз по одному месту.
9.        Ожившие предметы.
Изображаются разные вещи из любой предметной группы: овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т.д. Которые, вдруг «ожили».
При этом сохранить форму рисуемых объектов, придать им человеческий
облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды бантики, галстуки, шляпки и др.
10.   Пластилинография.
Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). В данной технике используется картон. Приёмом придавливания и сплющивания пластилин закрепляется на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
Смешивание красок.
Это удивительное превращение одних цветов в другие. Краски тщательно смешиваем между собой на палитре, и только добившись нужного оттенка, начинаем рисовать на бумаге.
Творческих всем успехов!

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»