Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Старший воспитатель ГДОУ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга 

Яблокова Любовь Васильевна

Тема: «Проектный метод как средство повышения качества образования дошкольников»

 

История возникновения метода  проекта   в педагогике.

          Метод  проектов  возник еще в 20-е годы прошлого столетия  в США. Его называли методом  проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными  американским философом и педагогом  Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В основе метода – идея  о направленности учебно-познавательной деятельности  на результат, который получается при решении той или иной практически и теоретически значимой проблемы. Внешне результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт  деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.

Условия успешности по Дж.Дьюи:

-          проблематизация учебного материала

-          активность ребенка

-          связь обучения с жизнью

Из официальной статьи профессора Е.С. Полата на сайте Российской Академии образования. 
«В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Результаты выполненных проектов  должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути».

Из статьи директора свободной школы «ЭПИ-ШКОЛА» Санкт-Петербурга Михаила Эпштейна в газете «Первое сентября»

«В России педагогические идеи, связываемые с именем Дж. Дьюи, первым реализовал в практике С.Т.Шацкий со своими товарищами, начав эту длительную работу в 1905 году. После революции в России метод проектов нашел благодатную почву. Фактически на него опирается Декларация о единой трудовой школе 1918 года. В двадцатые годы добрались до России и Дальтон-план, и метод проектов Петера Петерсона, и другие новые технологии обучения. Вопрос о методе проектов широко дискутировался в педагогической печати. Метод применялся многими учителями. Трансформация его на нашей почве дала комплексный метод, метод жизненных заданий, метод исканий и многие другие вариации. (Бригадно-лабораторная система фактически также была измененным вариантом, построенным на основе нескольких американских методов, в частности Дальтон-плана.) Отличие российского воплощения метода проектов от американского варианта было, прежде всего, в том, что советскими педагогами делался принципиальный упор на общественно полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов. Меньше внимания уделялось учебным проектам, что привело, в частности, к ослаблению содержательного наполнения деятельности ребят. В стране шел широкий поиск, который подразумевал как достижения, так и ошибки. Во многих школах метод проектов применялся успешно. Выстраивалась определенная система, нарабатывались проекты (комплексы), включающие в себя основные программные знания. Все это мы можем проследить по педагогической печати того времени. Этот процесс был прерван постановлением ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 года «Об учебных программах и режиме в начальной и средней  школе».

Итак, мы можем с уверенностью сказать, что весь ход отношения к методу проектов и в России и за рубежом исторически связывался именно со школой, а не с детским садом. Видимо, он являлся способом организации именно школьного образования детей, а не  дошкольного воспитания, ведь   метод проектов помогает не только в теории, но и на практике ответить на вопросы, заданные детьми в реальной жизненной ситуации

         Коллективное творчество немыслимо без слаженного взаимодействия и поддержки любого, даже самого маленького человеческого усилия или проблеска мысли. Участие в проекте — это беспроигрышное состязание с самим собой. Оно дает возможность проявить себя, укрепить и сохранить чувство собственного достоинства и ребенку, и взрослому, даже если он слаб физически или творчески. Коллективная творческая деятельность побуждает к индивидуальному росту, напряженной и радостной работе. Человека могут посетить мгновения духовного подъема и вдохновения

 

Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ.

                     Проект – это обучение через деятельность. Деятельность является поисково-познавательной. Метод проектов позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми. Метод проектовявляется одним из активных методов обучения. В основе метода проектовлежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве.

                Основные требования к использованию метода проектов:

наличие значимой в творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения; практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов; самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность обучаемых; определение конечных целей совместных или индивидуальных проектов; определение базовых знаний из различных областей, необходимых для работы над проектом; структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);применение исследовательских методов — определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

      Основные принципы реализации проекта:

-          принцип системности

-          сознательности и активности

-          уважение личности ребенка

-          комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности

-          использование прямого  и косвенного  педагогического  воздействия

-          индивидуальный подход

-         интеграции усилий ближнего социального окружения

Работа над проектом проходит в несколько этапов:

1 этап: Целеполагание.                           

(Актуальность темы, цель, задачи,предполагаемый результат, оборудование и материалы)

2 этап: Разработка проекта.

  1. Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы , информационного  материала по теме.
  2. Подбор материала и оборудования.
  3. Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
  4. Составление  перспективного плана мероприятий.

3 этап: Выполнение проекта.

а) Интеграция областей

 

Виды деятельности

формы и методы работы

Игровая

 

Коммуникативная

 

Чтение (восприятие) художественной литературы

 

Продуктивная

 

Трудовая

 

Познавательно-исследовательская

 

Двигательная

 

Музыкально-художественная

 

             б) План сотрудничества с семьей.

направление сотрудничества

с какой целью используется

форма общения

информационно-аналитическое

(изучение семьи и ее  образовательных потребностей)

выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

проведение опросов, анкетирование по теме

информирование родителей

 Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей.

 Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

 

наглядно-информационные методы работы ДОУ с воспитанниками

психолого-педагогическое просвещение родителей

1 Оказание своевременной, дифференцированной помощи семье на основе выявленных проблем и запросов

-          развитие диалогических отношений «педагог-семья»

-          поиск, создание и реализация интерактивных методов обучения взрослых

2 Качественное преобразование используемых форм работы с родителями.

традиционные и нетрадиционные  формы работы с родителями

совместная деятельность родителей и детей в детском саду.

Совместный поиск оптимальных путей решения проблемы.

Установление эмоционального контакта между родителями, педагогами, детьми.

нетрадиционные  формы работы с родителями

 IV этап: Презентация проекта.

V этап: Определение задач для новых проектов.

                Выводы:

 Проектные мероприятия способствуют:

-          повышению уровня профессионального мастерства педагогов на основе проектирования своей деятельности

-          совместному переходу педагогов и старшего воспитателя на более высокую профессиональную ступеньку

-          при взаимодействии всех специалистов коррекционного учреждения достигается максимальный результат

-          работа с родителями играет существенную роль в реализации проекта.

 

 

       Литература:

  Т.Н. Агуреева. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ. Справочник старшего воспитателя №9, 2009 года, стр.30.

Использованы также материалы сайтов:

http://www.doshvozrast.ru/

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Близнецовой В.С. Руководство проектной деятельностью педагогов ДОУ. Справочник старшего воспитателя №9, 2009 года, стр.33.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»