«ТОЛЕРАНТНОСТЬ»
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
Петербург - город со сложившимися традициями толерантности во взаимоотношениях представителей разных народов, вероисповеданий, с особым укладом дружелюбия и взаимопомощи, проверенными в тяжелых испытаниях, выпавших на долю дедов и прадедов нынешних дошкольников. Понятие толерантности в Преамбуле Устава ООН звучит следующим образом: «…проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Таким образом, толерантность имеет не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии, как с самим собой, так и с миром людей. Воспитатель дошкольного учреждения первым знакомит детей с традициями, духовными ценностями, вводит ребенка в социальную систему общества. От воспитателя зависит характер взаимоотношений между детьми, их установки в восприятии «иного», степень конфликтности в общении. Чем более неоднородным становится общество, тем труднее становится поддерживать мир и спокойствие в группе. Несмотря на то, что дети по своей природе являются толерантными, в силу отсутствия отрицательного социального опыта, однако легко поддаются влиянию значимых взрослых. Вследствие вышесказанного особую актуальность приобретает работа воспитателя по программе «Толерантность» в 2011-2015 годах.
В связи с вступлением в силу «Федеральных государственных требований…» воспитание толерантности и введение специального раздела общеобразовательной программы для детей-мигрантов является обязательным для любого дошкольного образовательного учреждения. Формирование этнокультурного взаимодействия у детей начинается в совместной деятельности с взрослым, в том числе и в стенах дошкольного образовательного учреждения. Особую трудность воспитание толерантности вызывает в группах для детей с тяжелым нарушением речи.
Опираясь на наш многолетний опыт работы в многонациональных коллективах детей дошкольного возраста и статьи специалистов в области этнокультурных взаимоотношений (Протанская Е.С., Гончаров С.А., Костина Л.М. и др.), мы создали свои разработки по проблеме воспитания толерантности в подготовительной группе для детей с диагнозом тяжелое нарушение речи, общее недоразвитие речи III – IV уровня.
Привычная система работы в логопедической группе строится на изучении лексических тем. Внедрение новых педагогических технологий позволяет преобразовать работу над большинством лексических тем в проектную деятельность. Воспитание толерантности является сквозной деятельностью (происходит в течение всего года). Нам показалось интересным объединить воспитание толерантности не только работой с этнокалендарем, который служит одним из основных дидактических пособий по этой проблеме, но и такой формой проектной деятельности, которая позволяла бы объединить детей, родителей и педагогов. Мы предположили, что эта форма должна иметь визуальное воплощение (чтобы все участники процесса могли видеть результат своей деятельности), синтезировать в себе разные образовательные области и позволять работать по нескольким лексическим темам. Описанным выше требованиям соответствует технология развивающей карты, которую мы использовали, для демонстрации результатов наших достижений.
В сентябре мы напоминаем детям понятие «географическая карта», проводим беседу «Что обозначают на карте?» и начинаем нашу игру в юных этнографов. Наша игровая задача – создать свою карту мира, населив ее объектами, традиционно изучаемыми в логопедической группе, показав их места происхождения. Для дошкольников мы вводим дополнительный игровой мотив, помочь найти дом потерявшимся путешественникам – куклам Светлане и Ивану. В течение учебного года мы совершаем образовательное виртуальное путешествие вместе с ними. «Попадая» в разные страны, наши игровые персонажи меняют свои имена на соответствующие по фонетическому или лексическому значению для представителей того народа, к которому они попали. Этот прием помогает нам показать языковое многообразие при смысловом единстве. У большинства народов находятся аналоги по семантике или фонетике выбранных имен (Светлана – «светлая, чистая» образует ряд: Фотиния (др.греч.), Клара (нем.), Равшана (тадж.), Лючия (итал.) и т.д.; Иван претерпевает фонетические изменения Иштван (нем.), Джон (англ.), Жан (фр.), Ян (лат.) и т.д.).
Отмечая после каждого путешествия совместно с детьми рассмотренные предметы, мы приходим к идее поликультурного пространства, в котором живет современный дошкольник. Ребенок видит, что предметы, заимствованные из традиций разных народов, мирно соседствуют в едином интерьере современной группы детского сада. Параллельно мы проводим мысль об адаптационной составляющей культуры народа (зависимости от особенностей среды проживания: географических, климатических условий, особенностей сосуществования с соседями), и приходим к концу года к выводу о «гармонии в многообразии» (закрепленному в Декларации принципов толерантности, утвержденной ЮНЕСКО), что является нашей дидактической целью.
Далее мы хотели бы подробнее остановиться на подробностях нашей работы. В течение учебного года мы рассматриваем следующие лексические темы: «Урожай», «Деревья», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Домашние животные», «Одежда», «Зимние забавы. Новый год», «Транспорт», «Материалы и инструменты», «Строительство», «Защитники отечества», «Семья», «Встреча весны», «Игрушки», «Посуда», «Космос», «Мебель», «9 мая», «Санкт-Петербург». В качестве примеров своей работы по воспитанию толерантности мы проиллюстрируем некоторые из них.
В традиционной для логопедической группе теме «Урожай» мы путешествуем вместе с растениями, пришедшими к нам из других культур. При этом в поле нашего внимания в первую очередь оказываются традиционные для меню детского сада овощи и фрукты. Неожиданным для детей оказывается, что многие привычные овощи и фрукты – «иностранцы» (привезены к нам из других регионов). Мы предлагаем детям выбрать овощ или фрукт, который они хотели бы представить в своем проекте и отправиться с ним в небольшое «путешествие». Алгоритм построения «путешествия» следующий. Ребенку предлагается выбрать из фотографий растений произрастающих в естественной среде, предка современного культурного растения, затем познакомиться с особенностями его культивирования на родине (составление описательного рассказа по серии картинок или пересказ), с народными праздниками (просмотр видеоматериалов, составление рассказов), в которых участвует данный плод, фольклором (совместная работа с родителями), рецептами национальной кухни, которые можно использовать в детском питании (апробирование рецептов происходит в семье ребенка). Полученный опыт поликультурного восприятия растения ребенок совместно с родителями воплощает в книжке-самоделке, выставку которых мы приурочиваем к традиционному осеннему празднику «Урожая». Подведение итогов выставки проходит в форме театрализованного представления (главными героями которого становятся наши кукольные персонажи Иван и Светлана), на котором педагоги, родители и дети параллельных групп, воплощают наиболее интересные находки, описанные в книжках-самоделках. Задачами подведения итогов становится не только награждение победителей (мотивирование детей к дальнейшей проектной деятельности), но и воспитание толерантного отношения к чужому творчеству. Мы пытаемся развить у детей понимание ценности проекта, разработанного их товарищами по группе, и принятие ребенком интерпретации собственных идей. В заключении рассмотренный ребенком овощ (наклейку), он помещает на предметной карте мира группы.
Тема «Деревья» рассматривается как интеграция образовательных областей «Социализация» (народные подвижные игры), «Познание» (ознакомление с природой) и «Музыка». Наши сказочные герои находят чудесный камушек янтарь со спрятавшимся в нем насекомым, «оживая» оно рассказывает детям (электронная презентация) как выглядел лес на месте Петербурга до того, как на берегах Невы стали выращивать культурные растения. Вместе с детьми мы сравниваем старинный лес с современным и узнаем, какие, известные нам сегодня, деревья тоже являются «путешественниками». Мы учимся рисовать понравившееся дерево-путешественник и узнаем народные подвижные игры и забавы, песни, героями которых являются рассматриваемые нами деревья. Результатом этого проекта становится фольклорный вечер развлечений.
Работая над темой «Дикие животные» мы рассматриваем многообразие воплощений животных одного семейства на разных континентах, проводим зависимость внешнего облика животного от среды его обитания, и у нас возникает ассоциация с миром людей, многие традиции и обычаи разных народов, также обусловлены природными условиями. Дети нашей группы объединяются в команды, каждая из которых выбирает свою природную среду (болото, пустыню, горы, морской берег, лес и т.д.) и на основании имеющегося жизненного опыта, воображения и логики пытаются смоделировать быт народа, проживающего на данной территории. Алгоритм работы по теме следующий. Сначала знакомство с особенностями природного ландшафта, а затем моделирование дома, основного вида деятельности, особенностей одежды, посуды и др. элементов быта. В результате работы в развивающей среде группы появляются макеты нескольких ландшафтов и поселений, выполненных детьми совместно со взрослыми, которые дети могут использовать для игр. Затем мы сравниваем проекты с наиболее типичными этнографическими поселениями для данного ландшафта, это дает детям возможность понять, почему люди по-разному устраивают свой быт. Итогом работы по теме становится фестиваль мини-фильмов, снятых педагогами группы на любительскую видеокамеру, в которых дети представляют свой макет в выбранной ими форме (экскурсия, режиссерская игра, мультипликация с игрушками и т.д.). Фильмы размещаются с письменного согласия родителей на сайте электронного журнала детского сада, где проводится голосование, и выбираются лучшие работы в разных номинациях.
В привычной работе над темой «Семья» в центре внимания оказываются те семьи, где присутствует общее яркое хобби. Например, все вместе путешествуют или совместно собирают картину из 3000 деталей пазлов. Таких семей на практике находится две-три на группу. При этом основная масса детей ощущают себя как бы неполноценными, как бы из неполной, несостоявшейся семьи. Поэтому основным направлением работы по теме «семья» мы сделали воспитание в ребёнке уважения к личности каждого члена его семьи. Во время бесед мы расспрашиваем детей о хобби и увлечениях каждого члена семьи, учим относиться с уважением и к папе, болеющему за «Зенит», к маме, рассекающей городское пространство на мотоцикле, к дедушке, увлеченному бальными танцами... Нашей задачей в такой беседе является формирование у детей положительного восприятия близких людей. А толерантное отношение к самым различным человеческим взглядам и пристрастиям в таких беседах формируется опосредованно. Особенно ценным на настоящем этапе развития общества является, на наш взгляд, воспитание в детях почтительности по отношению к старшему поколению. И лучшим поводом для общения детей и родителей по теме «семья» является составление рассказа о жизни самого старшего из живых членов семьи. Это задание предполагает беседу ребёнка и его родителей с бабушкой, дедушкой, прабабушкой, прадедом об их долгой жизни и различных фактах биографии. Здесь дети выступают в роли маленьких журналистов и их «репортажи» мы также размещаем на сайте электронного журнала детского сада. На мировой карте отображаем путешествия каждой семьи группы.
Несколько лексических тем объединяет проект «Народная культура и традиции»: это темы «Мебель», «Посуда», «Строительство», «Игрушки». Работая над темой «Мебель», мы проводим такие игры, как «Обставь новую квартиру» (проводится в подгрупповом режиме), детям предлагается выбрать роли по аналогии с игрой семья, а затем ответить на вопросы: что купишь с первой зарплаты? Без чего ты не можешь жить? (для игры перед детьми обязательно должны быть картинки с изображением предметов мебели).- Что купишь со второй зарплаты?- Что с третьей? (желательно побуждать ребёнка обосновывать свой выбор). Таким образом, дети покупают по 7-8 предметов, которые считают нужными и обосновывают их необходимость. Игра также моделирует семейные взаимоотношения ребенка и может служить для развития позитивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Затем мы ищем «предков», выбранных детьми предметов в традициях разных народов и приходим к выводу о «дружбе вещей разных народов в современной квартире». Аналогично проводится игра «Ты переезжаешь». По условиям игры в контейнер для переезда не войдёт вся мебель. Входит только 6 предметов. Что ты оставишь? Без чего можно обойтись? (и опять манипуляции с картинками каждый ребёнок должен обосновать собственными соображениями). Дальше ситуация усложняется различными соображениями, вызывающими необходимость расстаться с предметами мебели ещё и ещё. Доведя в итоге до одного предмета на игрока, воспитатель обращает внимание детей на то, что в остатке у них оказались разные предметы. У одного - шкаф, у другого - кровать, у третьего – диван. Воспитатель интересуется можно ли жить без мебели? В итоге обсуждения дети приходят к выводу, что жить без мебели можно, но неудобно и непривычно. А после этих игр и рассуждений дети прекрасно усваивают информацию о том, что в разных странах отношение к мебели очень разное, мы рассказываем о тех вещах, без которых не мыслят своего существования представители разных народов. Полезно показать детям по два-три изображения одного и того же предмета мебели кардинально отличающихся по дизайнерскому воплощению. Обычно, предпочтения детей расходятся. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все они выбрали красивые вещи, но разные. Это потому, что вкусы у людей разные, поэтому интересно общаться с другими людьми, у них могут быть свои мнения и взгляды. Таким образом, мы подчеркиваем ценность чужого мнения, воспитываем к нему толерантное отношение. В процессе работы по теме «Посуда» мы, после общего ознакомления с темой, выбираем один предмет для углублённого изучения и рассмотрения. Мы выясняем историю этого предмета и рассматриваем различные его модификации и воплощения в различных материалах. Потом даём домашнее задание принести в детский сад самую необычную, красивую, любимую в семье… чашку, кружку, тарелку, вазу (один предмет в год). Необычными предметами в семьях дорожат, но проявление искреннего интереса к ним и ответственное отношение побуждает родителей приносить в группу даже тончайший фарфор и хрупкую керамику, посуду, привезённую из разных уголков мира. Затем мы устраиваем временную выставку, экскурсоводами на которой становятся сами дети. Фото сессия выставки позволяет пополнить альбом по теме «посуда» прекрасными фотографиями, которые к тому же несут личностную окраску. Дети с большим интересом рассматривают фотографии предыдущих лет, а мы рассказываем детям о происхождении этой необычной посуды. Итогом работы по проекту становится эскиз дизайна дома мечты, в который ребенок помещает как полюбившиеся ему предметы народно-прикладного творчества, так и собственные оригинальные разработки предметов интерьера.
Подобная работа над лексическими темами, иногда лишь косвенно касающаяся знакомства с культурой разных народов, позволяет нам не столько обогатить знания детей, что является задачей школьного образования, сколько развивать их интерес к жизни за пределами знакомого им мира, умение увидеть в знакомых вещах отголоски древнейших культур и понять, что жизнь на Земле возможна лишь в «гармонии многообразия».