Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Оздоровительные методики в работе с детьми дошкольного возраста

Рыбакова Наталья Николаевна
Основная задача детского сада - подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки. Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Наметившаяся в последние годы устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями психического и речевого развития, диктует необходимость поиска механизмов, позволяющая изменить эту ситуацию. 
Особенно важным для оздоровления дошкольников является организация двигательного режима. Двигательный режим - это обязательный процесс занятий физическими упражнениями на протяжении всей жизни человека с постепенным изменением задач и методов, в зависимости от динамики возраста, состояния здоровья и подготовленности занимающихся.
Для осуществления обогащенного физического развития и оздоравливания детей в детском саду могут использоваться и  нетрадиционные приемы работы. «Уголки здоровья» в каждой группе могут быть оснащены как традиционными пособиями (массажными ковриками, массажерами, спортивным инвентарем и т.д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов: «сухой аквариум», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц плечевого пояса, ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног, Ходьба по дорожкам из металлических пробок босиком и т.д.
Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используются традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки). Общеизвестно, что на ладонях рук, находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма. Для этого используется различные массажеры, в том числе и самодельные, для массажа ступней ног и развития координации движений используются коврики из веревки с узелками.
В настоящее время все большее распространение в оздоровительной работе ДОУ получают разнообразные методики закаливания. Закаливание - это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию. При действии этих факторов внешней среды в организме возникает сложный физиологический комплекс ответных реакций, в котором участвуют не отдельные органы, а определённым образом организованные и соподчинённые между собой функциональные системы, направленные на поддержание температуры тела на постоянном уровне.
Динамические паузы, которые проводятся воспитателем во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей, могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия . Заниматься дыхательной гимнастикой нужно в хорошо проветренном помещении, в спокойной обстановке. Подвижные и спортивные игры проводят воспитатели, руководитель физического воспитания. Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры.
Релаксацию проводят воспитатели, руководитель физического воспитания, психолог в любом подходящем помещении. Для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая проводится с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно воспитателем или логопедом. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любое удобное время, а так же во время занятий.  Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, чтобы снять зрительную нагрузку у детей.  Гимнастика бодрящая проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам. Проводит воспитатель.  Гимнастика корригирующая и ортопедическая применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
Физкультурные занятия проводятся в хорошо проветренном помещение 2-3 раза в неделю, в спортивном зале. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин. Проводят воспитатели, руководитель физического воспитания.
Проблемно-игровые ситуации проводится в свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано,  в зависимости от задач, поставленных педагогом.  Занятия из серии «Здоровье» по ОБЖ для детей и родителей в качестве познавательного развития. 1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста во второй половине дня. Проводят воспитатели.
Самомассаж в различных формах физкультурно-оздоровительной работы или во время физ.минуток, в целях профилактики простудных заболеваний. Проводят воспитатели. Психогимнастика проводится 1 раз в неделю со старшего возраста по 25-30 мин. Проводит психолог.
Технология воздействия через сказки – или сказкотерапия используется в работе с детьми любого возраста. Сказка – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. В ней, возможно все, чего не бывает в жизни. На занятиях по сказкотерапии дети учатся составлять словесные образы. Вспоминают старые и придумывают новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче.  Технологии музыкального воздействия применяется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Здоровый образ жизни включает в себя адекватную физическую активность, рациональное питание, личную гигиену, здоровый психологический климат в семье и в детском саду, отсутствие вредных привычек, внимательное отношение к своему здоровью.
Важно, чтобы вся эта работа  осуществлялась комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя – логопеда, педагога - психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
«Развивающая педагогика оздоровления» (автор  В. Т. Кудрявцева) включает в себя два направления оздоровительно – развивающей работы: приобщение детей к физической культуре;  развивающие формы оздоровительной работы. Пособие адресовано воспитателям дошкольных учреждений разного типа, а также оно может быть использовано родителями в условиях семейного воспитания.
Принципы развивающей педагогики оздоровления:
  • В её центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
  • Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
  • Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Иными словами, «охрана здоровья» утрачивает смысл, если она не опирается на его развитие.
  • Работа по развитию здоровья не может полноценно вестись исключительно медицинскими методами. Эффективность применения последних возрастает при условии их дополнения психолого-педагогическими методами.
  • Ключевым принципом оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Содержание оздоровительной работы  распределено по возрастным группам (средняя, старшая, подготовительная гр.) и включает следующие пункты: краткая характеристика физического и психического развития воспитанников, приобщение к физической культуре, упражнения и задания на развитие основных движений, упражнения и задания на принятие и сохранение позы, упражнения и задания на развитие мелких мышц руки, упражнения на развитие мелких мышц лица и мимики, упражнения для разных групп мышц, катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, подготовка к плаванию, музыкально – ритмические упражнения, подвижные игры и т.д.
Цель здоровьесберегающих педагогических технологий «Я и моё здоровье» (автор  Т. Тарасова) – обеспечить дошкольникам возможность сохранения здоровья в период пребывания в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»