Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Народная  песня в детском саду

Стурова Свтлана Брониславовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ д/с№58

Одной из форм проявления патриотических чувств является повышение интереса к своей национальной культуре, искусству, в частности к народной песне.

Народная музыка входит  в быт ребёнка с раннего детства. Первой музыкой, которую он слышит, является песня матери. Она её  напевает, убаюкивая ребёнка. Недаром колыбельные песни в музыке всех народов мира составляют особый раздел  совершенно  исключительного  значения. Песни, сказки, которые ребёнок слышит и усваивает с  раннего детства, всегда несут в себе местные  особенности народного творчества.

Будучи ещё ребёнком, М. Глинка страстно любил слушать крестьянские песни и смотреть крестьянские хороводы и пляски. «Быть может, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиною того,  что   впоследствии  я стал преимущественно разрабатывать русскую народную музыку»,- пишет он в своих воспоминаниях.

Народная музыка, песня понятна, близка и нашим детям. Почему простота народной мелодии так содержательна, а напев так выразителен и оказывает сильное воздействие на слушателя? Чтобы дать ответ на это, надо проследить, как создаётся народная песня.

Очень хорошо, интересно пишет М. Горький о рождении песни в рассказе « Как сложили песню».

Вначале песню сочиняет талантливый автор, и песня окрашивается определёнными чертами его индивидуальности. Затем её подхватывает народ, который вносит в неё свои дополнения и исправления. Признаки  индивидуальности автора видоизменяются, растворяются в народном творчестве  и песня становится выражением чувств ни одного человека, а чувств  и дум народа.

Пройдя через ряд поколений, народная музыка, песня освобождается от всего лишнего, искусственного. Содержание, образы, заложенные в песне, становятся предельно ясными, выразительными.

Вот , что сказал М.И. Калинин: «У нас иногда под народным искусством понимают примитив, и когда говорят- народное, так это слово берут в кавычки. Это грубейшая ошибка. Несомненно, самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, т. е. то, что запечатлено народом, что народом сохранено. Что народ пронёс через столетия. В народе не может сохранится то искусство ,которое не представляет ценности. Народ –это всё равно, что золотоискатель, он выбирает, сохраняет  и несёт, шлифуя на протяжении многих десятилетий, только самое ценное, самое гениальное»

Народные песни складывались голосом без помощи музыкального инструмента. Поэтому многие из них удобны для детского голоса и легко ими усваиваются. Голосом брались наиболее яркие и удобные интервалы- кварта и квинта, которые заполнялись одним , двумя и тремя звуками. Таковы песни « Петушок», «Солнышко», « Идёт коза» и др., которые построены на интервале кварта с одним промежуточным звуком, а песни «Как у нашей  Дуни», « Котя, котенька- коток» построены на интервалах кварта и квинта с двумя и тремя промежуточными звуками.

Объём звуков многих простых народных песен соответствует небольшому диапазону детского голоса. Например, песня « Петушок»  построена на четырёх звуках, песня , « Как у нашей Дуни»- на пяти, песня «Поедем, сыночек, в деревню» - на шести, а колыбельная « Котя, котенька- коток»- на семи звуках.

Простота содержания и формы, ясность и правдивость чувств делают народную песню, музыку исключительно ценным  средством художественного воспитания детей. Они легко усваивают народную мелодию и поют её чисто и без поддержки музыкального инструмента.

Воспитательное значение народной песни велико. Она становится не только средством художественного воспитания детей, но и одним из путей нравственного воспитания. В ней воспевается любовь к родному краю, Родине, народу.

Чем больше и глубже  ребёнок будет чувствовать своё родное искусство, тем легче он воспримет искусство братских народов . Через народное искусство мы подготавливаем детей к восприятию классического музыкального и литературного творчества. Ребёнок,  воспитанный на русской народной музыке, хорошо поймёт классическую музыку  М. Глинки, П. Чайковского. Иногда педагоги не уделяют должного внимания народным песням, считая их примитивными, неинтересными. Между тем из простенькой мелодии М. Глинка создал  бессмертную  «Комаринскую»- краеугольный камень русской симфонической музыки. П. Чайковский в своём дневнике написал, что « русская симфоническая школа вся в «Комаринской», подобно тому , как весь дуб в жёлуде.»

Мы должны знакомить детей с народной песней в подлинном виде, т. е. с  неизменными мелодией и текстом. Если в песне встречается много куплетов, можно сократить их число, не нарушая основного смыслового содержания.

Русская народная музыкальная культура отличается многообразием песенных жанров. В понятие народной песни входят не только старые крестьянские песни и возникающие в наше время, но и казачьи, матросские. Солдатские, студенческие песни, песни рабочей окраины, революционного подполья и эпохи гражданской войны.

Многие колыбельные песни трудны по мелодии, они более доступны для слушания, чем для исполнения дошкольниками. Ближе всего детям по содержанию, по несложному напеву и ритму старые крестьянские песни- хороводные, шуточные, игровые. Специально детские песни, прибаутки, построенные на одном, двух звуках, не являются собственно песнями.  Это скорее звуковые упражнения- попевки  в ритме, дикции. Таковы прибаутки « Андрей- воробей», « Уж как шла лиса по тропке» и др.

Народ любит в песне обращаться к природе. Он ищет в окружающем мире краски, образы для отражения внутренних переживаний человека. Например: « Как у солнышка лучи ясные, как у Лёшеньки  кудри русые» и т. д. В некоторых песнях встречается так называемый « поэтический пареллелизм», когда сопоставление поэтических образов с личными переживаниями людей принимает форму двух рассказов : в одном из них действующими  лицами являются животные, птицы, растения, во втором  раскрывается содержание первого рассказа; например, в песне « Между двух белых берёз» в первой части говорится о реке к которой нельзя подойти и почерпнуть из неё  воды¸ а во второй части- о молодчике, который не может прийти на свидание к любимой девушке ,так как  у неё в гостях сидят  родные. В таких песнях с двумя рассказами можно ограничиться для детей первым рассказом, если он более или менее закончен. В припевах многих песен встречаются непонятные слова, которые отпугивают педагогов, например «Сдунянай, най, най» и др. В своё время эти слова,  взятые из обрядовых песен, имели определённый смысл; например. слова «калина- малина» являлись символом девушки- невесты или слова «люли», «ладо», встречались в песнях про весну и любовь.

Методические приёмы знакомства  детской аудитории с народной песней те же, что и при введении любой детской песни:

1.Надо выбрать песню, учитывая воспитательные задачи, вокальные возможности детей данной группы, их интересы.

2.Выбрав песню, следует различными методическими приёмами (наблюдение окружающей жизни, показ картины, рассказ воспитателя и др.) создать у детей заинтересованность, желание петь эту песню. Но прежде всего должны быть увлечены песней взрослые.

3.Ярко, художественно исполнить песню детям.

4.Приступить к разучиванию. Во время пения детей обращать внимание  на чистое интонирование, на естественное звучание без  форсировки,  на чёткую дикцию и выразительное пение.

5.Чтобы закрепить песню и перенести её в быт, надо приучать детей чаще петь без фортепианного сопровождения и некоторые песни, в зависимости от характера мелодии и содержания, сопровождать движением.

Исполняя детям народные песни, мы должны их петь естественным  звуком, обращая внимание на художественную передачу содержания. Такому же пению мы должны научить  и детей.

Придавая большое воспитательное значение народной песне, мы должны:

1.Бережно относиться к мелодии и тексту народной песни как к художественному целому, не допуская самовольных искажений.

2.Помочь детям правильно, чисто и выразительно исполнять её естественным голосом.

3.Внести песню в детский быт, исполняя её без музыкального сопровождения и по возможности связывая с движением.

4.Развивать у детей интерес, любовь и вкус к подлинной народной песне.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»