Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Основные понятия сюжетно-ролевых игр

Куранова Елена Владимиовна
Для полного понимания, что такое сюжетно-ролевая игра, необходимо углубиться в научное определение игры.
Игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе и в ее результате.
Игра - это замечательное явление в жизни. К.Д. Ушинский, всматриваясь в детские игры, пришёл к тому, что «для дитяти игра - действительность, и действенность наиболее интересная, чем та, которая его окружает… Интереснее она для дитя именно потому, что понятная, а понятная она потому, что отчасти есть его личное создание. Ребенок живет в игре…» [16, с.134]
Изучение зарубежных и отечественных учёных - социологов, философов, историков культуры (Георг Клаус, Гайнц Либшер, В.И. Истомин, Д.Н. Узнадзе, В.И. Устименко и т.д.) рассматривают своеобразие игры, её значение и роль в общественной жизни и определенной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают условность и ценность игры, а также указывают на её сущность в самоутверждении человека, в развитии социального поведения, на возможность прогнозирования поведения в ситуации общения [14, с.76].
Игра имеет большую значимость для развития и воспитания личности.
Для детей игру, принято называть «спутником детства», которая составляет главное содержание жизни, выступает как основная деятельность, тесно связана с учением и трудом. В игру вовлекаются все стороны личности: ребёнок говорит, двигается, думает, воспринимает; в процессе игры активно работают все его психические процессы [14, с.76]: память, воображение, мышление, усиливаются волевые и эмоциональные проявления.
Сюжетно-ролевая игра - это важный вид игры для дошкольников. C.Л. Рубинштейн характеризуя игру, подчеркнул, что это есть наиболее спонтанное проявление детей и вместе с тем строится она на взаимодействии детей со взрослыми. Ей присущи главные черты игры: самостоятельность, эмоциональная увлечённость и насыщенность детей, творчество, активность [12, с.156].
Важный источник, который питает сюжетно-ролевую игру ребёнка,- это окружающий его мир, деятельность и жизнь сверстников и взрослых.
Главная особенность в сюжетно-ролевой игре считается наличие в ней придуманной ситуации. Придуманная ситуация складывается из роли и сюжета.
Сюжетом игры называется ряд событий, которые связанны жизненно-мотивированными связями. В сюжете раскрывается суть игры - характер тех отношений и действий, которыми объединены участники событий.
Роль считается главным стержнем в сюжетно-ролевых играх. Очень часто дети принимают на себя роль взрослого. Роль в игре, обозначает, что в своём сознании дети отождествляют себя с тем или другим людьми и в игре действует от его имени. Ребёнок надлежащим образом использует те или другие предметы (как медсестра, делает укол; как повар, готовит обед), вступает в разные отношения с другими играющими (осматривает больного, ругает либо хвалит дочку и пр.). Роль выражается в речи, действиях, пантомиме, мимике. В данной игре более интенсивно развиваются все психические качества и особенно личность ребёнка.
В сюжете дети применяют два вида действий [4, с.34]: изобразительные и оперативные - «как будто».
Вместе с игрушками в игру включаются разные вещи, при этом им придаётся воображаемое, игровое значение.
Дети в сюжетно-ролевой игре вступают в настоящие организационные отношения (распределяют роль, договариваются о сюжете игры и т.д.) в то же время одновременно между ними устанавливаются сложные ролевые отношения (к примеру, отношения матроса и капитана, дочки и мамы, пациента и врача и пр.).
Характерная особенность игровой воображаемой ситуации считается то, что ребёнок начинает действовать в мысленной, а не видимой ситуации: действие определяется не вещью, а мыслью. Однако мысль в игре ещё нуждается в опоре, поэтому чаще всего одна вещь заменяет другую (к примеру, палочка заменяет ложку), которая дает возможность реализовать требуемое по смыслу действие.
В сюжетно-ролевой игре более общий мотив – это стремление детей к совместной общественной жизни с взрослыми. Данное стремление сталкивается, с неподготовленностью детей к его осуществлению и с растущей самостоятельностью детей. Данное противоречие разрешается в сюжетно-ролевых играх: в ней дети, примеряют на себя роль взрослого, могут воспроизводить их жизнь, отношения и деятельность.
Своеобразие содержания сюжетно-ролевой игры также считается одной из её главных особенностей. Многочисленные исследования отечественных психологов и педагогов (Д.В. Менджерицкой, Д.Б. Эльконина,  П.Г. Саморуковой, А.В. Черкова, Н.В. Королёвой и т.д.) показали, что важное содержание творческой сюжетно-ролевой игры детей считается общественная жизнь взрослого в её различных проявлениях. Таким образом, игра есть работа, в которой дети сами моделируют общественную жизнь взрослых [8, с.111].
Сюжетно-ролевая игра в своем развитии, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что ребенок не может играть в одиночку. Но наличие детского общества - это более благоприятное условие для формирования сюжетно-ролевой игры.
Виды сюжетно-ролевых игр [9]:
1) Игры на общественные и производственные темы, в которых отражается труд людей. Для данных игр темы берутся из окружающей жизни (магазин, школа, почта, библиотека, больница, парикмахерская и т.д.).
2) игры на бытовые сюжеты: «семья», «дом», «день рождения», «праздник». В данных играх огромное место занимает игра с куклой, через действия с которыми ребенок передает то, что знает о своих сверстниках, их отношениях.
3) игры на темы литературных произведений, теле- и радиопередач, кино: в волка и зайца, в «лётчиков» и «моряков», в Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов) и т.д. В данных играх дети отражают целые эпизоды из литературных произведений, усваивая их поведение, подражая действиям героев.
4) Игры на героико-патриотические темы, которые отражают героические подвиги советского народа (космические полёты, герои войны и пр.).
5) «Режиссёрские» игры, в которых ребята заставляют говорить, выполнять различные действия кукол. Действует он при этом в двух планах - за себя и за куклу, направляя все действия. Участники игры сценарий продумывают заранее, в основу которого могут быть положены эпизоды из личной жизни, знакомых сказок либо рассказов.
Уровни развития сюжетно-ролевой игры [10, с.132]:
Первый этап. Важным содержанием игры считается действия с предметами. Они происходят в конкретной последовательности, хотя данная последовательность часто нарушается. Сюжетный характер носит цепочка действий. Главные сюжеты - бытовые. Действия ребят одинаковы и часто повторяются. Роль не обозначена. По форме данная игра одиночная либо игра рядом. Со взрослым дети играют охотнее. Самостоятельная игра краткая. Как правило, стимулом возникновения игры считается предмет-заместитель либо игрушка, которая раньше использовалась в игре.
Второй этап. Действия с предметом - главное содержание игры. Данные действия развёртываются наиболее последовательно и полно в соответствии с ролью, которая уже обозначается словом.
Порядок действий становится правилом. Возникает первое взаимодействие между участниками на основе применения общей игрушки.
Главные сюжеты - бытовые. Объединения кратковременны. Многократно может повторяться одна и та же игра. Не подбираются заранее игрушки, но дети часто используют любимые игрушки. В игре уже могут объединяться 2-3 человека.
Третий этап. Главная суть игры – так же работа с предметами. Но они дополняются действиями, которые направлены на установление различных контактов с партнёрами по игре. Чётко обозначена роль и распределяется до начала игры. Согласно роли подбираются игрушки и предметы (чаще всего по ходу игры). Характер и логика действий, ее направленность определяется ролью. Данное, становится главным правилом. Игра часто проходит как совместная, хотя взаимодействие перемежается с параллельным действием партнёра, не соотнесёны с ролью, не связанные друг с другом. Игра по времени увеличивается. Сюжеты становятся наиболее разными: дети отражают труд взрослых, быт и яркие общественные явления.
Четвёртый этап. Главная суть игры - отражение отношений и взаимодействие взрослых друг с другом. Тема игр может быть различной: она определяется непосредственным и опосредованным знанием детей.
Игры носят коллективный, совместный характер. Они строятся на интересе ребенка к одной и той же игре, или на основе личных привязанностей и симпатий. Игры одного содержания не только повторяются длительно, но и обогащаются, развиваются, существуют длительное время.  В игре на данном этапе чётко выделяется подготовительная работа: отбор игрового материала, распределение ролей, а иногда и его изготовление (игрушек-самоделок). В игру входит до пяти - шести человек. 
Таким образом, игра представляет собой вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается в самом процессе и в ее результате. Главной особенностью в сюжетно-ролевой игре считается наличие в ней придуманной ситуации, которая складывается из роли и сюжета.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 160 с.
  2. Белопольская Н.В. Детская патопсихология. Хрестоматия. – М.: Когито-Центр, 2013. – 352 с.
  3. Выготский Л.С.  Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Книга по Требованию, 2012. – 153 с.
  4. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 160 с.
  5. Исаев Д.Н. Психиатрия детского возраста. Психопатология развития. – М.: СпецЛит, 2013. – 472 с.
  6. Костенкова Ю.А. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. – Прометей, 2011. – 456 с.
  7. Мальцева И. Самые лучшие развивающие игры. Пошаговые сценарии занятий. – М.: Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 192 с.
  8. Нечаев Н. Психология. Избранные психологические труды. – М.: МОДЭК, 2014. – 400 с.
  9. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошк. воспитание. - 2013. - № 3. - С. 84-86.
  10. Поливара З.В. Введение в специальную психологию: учебное пособие. – М.: Флинта, 2013. – 346 с.
  11. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н. Психологическая диагностика и коррекция в раннем возрасте. – М.: Генезис, 2014. – 70 с.
  12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2015. – 718 с.
  13. Сеченов И.М. Элементы мысли. – М.: Команда А, 2014. – 224 с.
  14. Скрыльникова Л., Сивак Л. Детская психология. – М.: Флинта, 2014. – 567 с.
  15. Ульенкова У.В., Лебедева О.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. – М.: Академия, 2013. – 176 с.
  16. Ушинский К.Д. Воспитать ребенка как?. – М.: АСТ, 2014. – 456 с.
  17. Уварова С.В. Особенности сюжетно-ролевой игры у дошкольников с задержкой психического развития // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - №8. – 2013. – С.84-91
  18. Щипицына Л.М. Культурологический подход в изучении детей с задержкой психического развития. – М.: Прометей, 2011. – 321 с.
  19. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Книга по Тербованию, 2012. – 228 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»