Конспект совместной деятельности в средней группе
Методика Марии Монтессори
Клячко Маргарита Александровна,
воспитатель детского сада №51
Санкт-Петербурга
ЦЕЛЬ: Продемонстрировать успехи детей.
ЗАДАЧИ
Образовательные:
- Представить методику Марии Монтессори.
- Продолжать знакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом (вежливое обращение - к друзьям, к взрослым).
Развивающие:
- Развивать доказательную речь, ведение диалогов.
- Развивать внимание, творчество, воображение.
- Развивать логическое мышление, память.
- Развивать зрительно-двигательную координацию.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
- Воспитывать желание заботиться о других, правильно вести себя при общении с людьми.
-
Следить за правильной осанкой.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Презентация «Мария Монтессори»
- Тематические зоны: формирование элементарных математических способностей - игры на развитие логического мышления « Математический планшет», « Логические дроби», «блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», развивающие игры Воскобовича, игры Никитина, головоломки.
- Практическая деятельность (сюжетная игра); сенсорное развитие- (занимательные материалы по сенсорному развитию: игры « пощупай и угадай», различные шнуровки, набор собери бусы, пазлы; зона для игр с водой и песком и ознакомление со свойствами предметов- опыты с водой (вода не имеет вкуса и цвета, фильтрация воды); языковое развитие (игры для автоматизации и дифференциации звуков.
Открытое занятие
Содержание:
- Вступление.
- Суть метода.
- Основные положения методики
- цели работы по системе в нашей группе
- тематические зоны
- основные правила пользования Монтессори материалами
- феномен методики
- Недостатки методики.
- Выводы.
Введение:
В этом году мы решили применить методику Марии Монтессори, исходя из особенностей детей нашей группы: дети пришли в группу в основном из дома, это в большинстве долгожданный второй ребенок, возраст детей разный от 3.8 до 5 лет, дети сложные, много гиперактивных и это помогло детям быстрее адаптироваться в новой обстановке.
Мария Монтессори родилась в 1870 году и прожила до 1952 года. Это первая женщина врач, ученый, педагог и психолог в Италии.
В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария наблюдала умственно отсталых детей, она пришла к выводу, что эти дети не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой бы ему было интересно. Постепенно, на протяжении длительного времени, методом проб и ошибок, она разработала сенсорные материалы, позволяющие стимулировать интерес ребенка к познанию.
В 1909 г педагогика Монтессори и ее книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 году она стала известна и в России. А с 1914 года во многих русских городах были открыты сады Монтессори, но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады и только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.
Суть метода
В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
Дети, занимающиеся по системе Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний.
Основные положения методики:
- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в обучении вторична. Он помощник, а не наставник.
- Ребенок - сам себе учитель, он имеет свободу выбора и действий.
- Дети учат детей, поскольку в группе дети, как правило, разного возраста, то старшие учат младших.
- Создание специально подготовленной среды. Ребенка нужно заинтересовать, иначе он не будет проявлять желание играть.
- Уважение к детям – отсутствие критики, запретов и указаний.
- Ребенок вправе ошибаться, но доходить до всего он должен сам.
Таким образом, все в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.
Задача воспитателя – развитие детей, помощь в организации их деятельности. Воспитатель предлагает ровно столько помощи, сколько нужно для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.
Начиная работу по технологии Марии Монтессори, мы ставили перед собой следующие цели:
- Адаптировать технологию Марии Монтессори к условиям группы ДОУ
- Развитие самостоятельности ребенка, его ответственности, координации движений, особенно пальцев рук.
-Реализация самостоятельного познания мира.
Изначально Мария Монтессори предложила пять тематических зон: зона сенсорного развития, математики, зона упражнений в повседневной жизни, языковая, зона космоса.
Краткая характеристика зон развития детей в группе.
Зона упражнений в повседневной жизни: здесь ребенок учится обслуживать себя и помогать другим детям, дать детям элементарные навыки приготовления пищи, стирки белья, глажки, чистки одежды, ухода за растениями.
Зона сенсорного развития: в этой зоне собраны материалы, которые помогут научить ребенка различать цвет, форму, размер, вес. А так же развитие зрения, слуха, обоняния, памяти, мелкой моторики.
Зона математики: ознакомление и освоение понятия количества, развитие пространственного и логического мышления, внимания, памяти, усидчивость.
Языковая зона: малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомится с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.
Письмо и чтение стоят близко друг к другу. Но Мария Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:
- материалы для рисования, штриховка,
- карточки с шершавыми буквами,
- подвижный алфавит нескольких видов.
Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.
Ребенок приходит к тому, что процесс чтения - это процесс работы со звуковыми символами.
Зона космоса: так ее называла Мария Монтессори, а вообще - это зона знакомства с окружающим миром, значением роли человека в нем. Усвоение основ географии, биологии, анатомии, зоологии. В этой зоне собраны разнообразные дидактические материалы по ознакомлению с растительным и животным миром, большое количество природного материала, материалов для экспериментирования.
Основные правила пользования Монтессори- материалами:
Весь материал подбирается на протяжении долгого времени, во время разработки учитываются возрастные особенности ребенка.
- материал должен быть расположен на уровне глаз детей в свободном доступе.
-аккуратное отношение к материалам, четкое правило - после игры убери на место и только потом возьми следующее.
-выбор материала (разнообразие)
-материал должен быть с постепенным усложнением по дизайну и использованию
-один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если игра уже занята, другой ребенок ждет, наблюдает. Наблюдение - важный способ познания.
Феномен методики Марии Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную жизнь!
Недостатки методики Монтессори
Как у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:
- система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков;
- не уделяется внимание развитию творчества;
- нет ролевых и подвижных игр;
- после демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины.
Поэтому в своей работе, основываясь на систему Марии Монтессори можно создать подобные зоны для всестороннего развития, добавив зону движения, зону творчества и зону музыки.