Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Конспект совместной деятельности в средней группе

Методика Марии Монтессори

Клячко Маргарита Александровна,
воспитатель детского сада №51
Санкт-Петербурга

 

ЦЕЛЬ: Продемонстрировать успехи детей.

ЗАДАЧИ

Образовательные:

  1. Представить методику Марии Монтессори.
  2. Продолжать знакомить детей с правилами взаимоотношений людей друг с другом (вежливое обращение - к друзьям, к взрослым).

Развивающие:

  1. Развивать доказательную речь, ведение диалогов.
  2. Развивать внимание, творчество, воображение.
  3. Развивать логическое мышление, память.
  4. Развивать зрительно-двигательную координацию.

 

Воспитательные:

  1. Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.
  2. Воспитывать желание заботиться о других, правильно вести себя при общении с людьми.
  3. Следить за правильной осанкой.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Презентация «Мария Монтессори»
  • Тематические зоны: формирование элементарных математических способностей - игры на развитие логического мышления « Математический планшет», « Логические дроби», «блоки Дьенеша», «Палочки Кьюзенера», развивающие игры  Воскобовича,  игры Никитина, головоломки.
  • Практическая деятельность (сюжетная игра); сенсорное развитие- (занимательные материалы по сенсорному развитию: игры « пощупай и угадай», различные шнуровки, набор собери бусы, пазлы;  зона  для игр с водой и песком и ознакомление со свойствами предметов- опыты  с водой (вода не имеет вкуса и цвета, фильтрация воды); языковое развитие (игры  для автоматизации и дифференциации звуков.

Открытое занятие

 

Содержание:

  1. Вступление.
  2. Суть метода.
  3. Основные положения методики
  • цели работы по системе в нашей группе
  • тематические зоны
  • основные правила пользования Монтессори материалами
  • феномен методики
  1. Недостатки методики.
  2. Выводы.

 

Введение:

 

В этом году мы решили применить  методику Марии Монтессори,  исходя из особенностей детей нашей группы: дети пришли в группу в основном из дома, это в большинстве долгожданный второй ребенок,  возраст детей разный от 3.8 до 5 лет, дети сложные, много гиперактивных и это помогло детям быстрее адаптироваться в новой обстановке.

 

Мария Монтессори родилась в 1870 году и прожила до 1952 года.  Это   первая женщина врач, ученый, педагог и психолог в Италии.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария наблюдала  умственно отсталых детей, она пришла к выводу, что эти дети не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой бы ему было интересно. Постепенно, на протяжении длительного времени, методом проб и ошибок, она разработала сенсорные материалы, позволяющие стимулировать интерес ребенка к познанию.

В 1909 г педагогика  Монтессори  и ее книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 году она стала известна и в России. А  с 1914 года во многих русских городах были открыты сады Монтессори,  но спустя 10 лет большевики  закрыли эти детские сады и только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

 

Суть метода

 

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований  и программ обучения. Каждый ребенок  работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. Ребенок приобретает  уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.

Дети, занимающиеся по системе Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний.

 

Основные положения методики:

 

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в обучении вторична. Он помощник, а не наставник.

 

- Ребенок -  сам себе учитель, он имеет свободу выбора  и действий.

 

- Дети учат детей, поскольку в группе дети, как правило, разного возраста, то старшие учат младших.

 

- Создание специально подготовленной среды. Ребенка нужно заинтересовать, иначе он не будет проявлять желание играть.

 

- Уважение к детям – отсутствие критики, запретов и указаний.

 

- Ребенок вправе ошибаться, но доходить до всего он должен  сам.

 

Таким  образом, все в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию.

Задача воспитателя – развитие детей, помощь в организации их деятельности. Воспитатель предлагает ровно столько помощи, сколько нужно для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.

 

Начиная работу по технологии Марии Монтессори, мы ставили перед собой следующие цели:

 

- Адаптировать технологию Марии Монтессори к условиям группы ДОУ

 

- Развитие самостоятельности ребенка, его ответственности, координации движений, особенно пальцев рук.

 

-Реализация самостоятельного познания мира.

 

Изначально Мария Монтессори предложила пять тематических зон: зона сенсорного развития, математики, зона упражнений в повседневной жизни, языковая,  зона космоса.

 

Краткая характеристика зон развития детей в группе.

 

Зона упражнений в повседневной жизни: здесь ребенок учится обслуживать себя и помогать другим детям, дать детям элементарные навыки приготовления пищи, стирки белья, глажки, чистки одежды, ухода за растениями.

 

Зона сенсорного развития: в этой зоне собраны материалы, которые помогут научить ребенка различать цвет, форму, размер, вес. А так же развитие зрения, слуха, обоняния, памяти, мелкой моторики.

 

Зона математики: ознакомление и освоение понятия количества, развитие пространственного и логического мышления, внимания, памяти, усидчивость.

 

Языковая зона: малышу, как носителю языка, необходимы материалы, служащие языковому развитию, без которого невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомится с буквами, обводя пальчиком шершавые буквы и рисуя на манной крупе, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита.

 

Письмо и чтение стоят близко друг к другу. Но Мария Монтессори замечает, что это два различных процесса. Письмо имеет психомоторный характер и предшествует чтению, в основе которого более сложная психическая деятельность ребенка. Дидактический материал, позволяющий детям легко овладеть техникой письма, состоит из трех основных групп и многочисленных упражнений:

- материалы для рисования, штриховка,

- карточки с шершавыми буквами,

- подвижный алфавит нескольких видов.

Детям, стремящимся тренировать себя в уверенном письме, можно предложить различные варианты прописей и шрифтовых карточек.

Ребенок приходит к тому, что процесс чтения - это процесс работы со звуковыми символами.

 

Зона космоса: так ее называла Мария Монтессори, а вообще - это зона знакомства с окружающим миром, значением роли человека в нем. Усвоение основ географии, биологии, анатомии, зоологии. В этой зоне собраны разнообразные дидактические материалы по ознакомлению с растительным и животным миром, большое количество природного материала, материалов для экспериментирования.

 

Основные правила пользования Монтессори- материалами:

 

Весь материал  подбирается на протяжении долгого времени, во время разработки учитываются возрастные особенности ребенка.

 

- материал должен быть расположен на уровне глаз детей в свободном доступе.

 

-аккуратное отношение к материалам, четкое правило - после игры убери на место и только потом возьми следующее.

 

-выбор материала (разнообразие)

 

-материал должен быть с постепенным усложнением по дизайну и использованию

 

-один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если игра уже занята, другой ребенок ждет, наблюдает. Наблюдение - важный способ познания.

 

 

Феномен методики Марии Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную жизнь!

 

Недостатки методики Монтессори

 

Как у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:

 

-  система концентрируется лишь на развитии интеллекта и  практических навыков;

- не уделяется внимание развитию творчества;

- нет ролевых и подвижных игр;

- после демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины.

 

Поэтому в своей работе, основываясь на систему Марии Монтессори можно создать подобные зоны для всестороннего развития, добавив зону движения, зону творчества и зону музыки.

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»