Формы и методы взаимодействия педагогов и семьи
в контексте ФГОС дошкольного образования
Мамедова Наталья Ивановна,
воспитатель ГБДОУ
детского сада общеразвивающего вида №70
Калининского района Санкт-Петербурга
воспитатель ГБДОУ
детского сада общеразвивающего вида №70
Калининского района Санкт-Петербурга
Содержание
- Введение.
- Принципы работы взаимодействия с семьей.
- Задачи работы педагогов с семьей.
- Условия реализации основной Программы взаимосвязи с семьей.
- Формы взаимодействия ДОУ и семьи.
- Содержание работы взаимодействия педагогов с семьей.
- Заключение.
- Введение.
Донесение до родителей этих знаний – одна из основных задач работы воспитателя с семьей. В основе требований Стандарта ФГОСа к работе с родителями лежит принципы личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия педагогов, родителей и детей.
- Принципы работы взаимодействия с семьей:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства.
- Задачи работы педагогов с семьей:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Условия реализации основной Программы взаимосвязи с семьей.
- охрана и укрепление здоровья детей;
- вовлечение родителей в образовательную деятельность посредством создания проектов на основе выявления и поддержки семьи;
- консультативная поддержка;
- информационная поддержка;
- поиск материалов, обеспечивающих реализацию Программы;
- возможность обсуждения с родителями вопросов, связанных с усвоением Программы.
- Формы взаимодействия ДОУ и семьи.
- Информационно-аналитические формы.
•анкетирование – метод диагностики с целью изучения семьи;
•опрос – метод сбора первичной информации о ребенке (устный или письменный);
•беседа-интервью – словесные сообщения, обмен мнениями по вопросам воспитания;
•мониторинг – метод сбора информации о потребностях в педагогической поддержке;
•социологические обследования – определение социального микроклимата семьи.
- Познавательные формы:
•групповые родительские собрания - скоординировать взаимодействие воспитателя и родителя;
•педагогическая беседа – обмен мнениями по вопросам воспитания и достижения единой цели;
•круглый стол – обмен мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;
•практикум – форма выработки у родителей педагогических умений;
•лекция – психолого-педагогическое просвещение по той или иной проблеме;
•родительские вечера – сплачивает родительский коллектив, поиск ответов на вопросы, которые ставят перед родителями ребенок и сама жизнь;
•родительские чтения – дают возможность изучать литературу по проблеме и участвовать в обсуждении;
•педагогическая лаборатория – обсуждения участия родителей в различных мероприятиях ДОУ и группы;
•дни добрых дел – посильная помощь родителей ДОУ, группе в создании предметно-развивающей среды, творческие работы;
•дни открытых дверей – знакомство с ДОУ, группой, его традициями, особенностями воспитания и образования.
- Содержание работы взаимодействия педагогов с семьей.
- Изучение семьи. Цель: социологическое обследование, определение микроклимата семьи.
- анкетирование;
- ознакомительный опрос;
- ознакомление с документами воспитанников (медицинские, социологические).
- Информирование родителей:
- создание сайта группы;
- общение по телефону;
- информационные стенды;
- доска объявлений;
- уголок для родителей;
- выставки детских работ;
- папки-передвижки;
- рекламные буклеты;
- памятки;
- рекламы на сайтах;
- видеофильмы из жизни ДОУ и группы;
- печатный материал;
- иллюстрационный материал;
- родительские собрания;
- мини-библиотека для родителей по вопросам воспитания и образования детей;
- фотогазеты, фотовыставки.
- Консультирование: очное, семейное, индивидуальное.
- подбор педагогических консультаций с учетом индивидуальных особенностей детей.
- Просвещение и образование родителей:
- приглашение специалистов;
- творческие задания;
- подготовка и организация досугов и спортивных праздников;
- семинары для родителей;
- фольклорные праздники;
- праздники памятных дат;
- подборка бесед и консультаций поведенческого и образовательного характера.
- Совместная деятельность ДОУ и семьи:
- выбор родительского комитета ДОУ, группы;
- организовать дни открытых дверей;
- организация совместных праздников, экскурсий, походов;
- выставка совместных поделок творчества;
- помощь в создании предметно-развивающей среды, семейных коллажей, субботников, досугов;
- помощь в хозяйственно-бытовой деятельности;
- целевые прогулки;
- чаепития, дискотеки;
- помощь в создании комнат-музеев;
- создание уголков народных промыслов, костюмов, атрибутов.
7. Заключение.
Решение задач всестороннего развития ребенка возможно лишь при наличии в системе воспитания единства педагогических требований, предъявляемых общественным воспитанием и семьей.
Основа этого взаимопонимания – знакомство родителей с требованиями педагогической науки, условиями, методами, приемами общественного воспитания, обобщение, распространение в работе педагога лучшего опыта семейного воспитания.
Пути и средства работы ДОУ с родителями разнообразны: живое слово, книги, брошюры, печатные издания, наглядная иллюстрация, информационный показ работы педагогов, привлечение родителей к активному участию в жизни ДОУ и группы.
Разнообразные формы и методы организации этой работы: знакомство с семьями, мониторинг потребностей и возможностей семьи в педагогической поддержке, социологические обследования, определение микроклимата семьи, индивидуальный подход к работе с родителями, консультации, лекции, практикумы, мастер-классы, педагогические беседы и др.
И педагоги, и родители понимают, что цели и задачи воспитания ребенка в семье и ДОУ едины – вырастить достойного человека, гражданина своей страны.
Успешное решение этой задачи возможно только при тесном содружестве и полной согласованности действий педагогов и родителей.