Трудовая деятельность – основное условие существования общества
Шейкина Галина Авенировна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №117
Невского района Санкт-Петербурга
Воспитание детей - важнейшая правовая обязанность, возложенная на родителей Конституцией РФ. Выполнять эту обязанность семье помогают различные организации на разных этапах развития – детский сад, далее – школа.
Семья призвана в домашних условиях обеспечивать правильную организацию жизни ребёнка, помочь ему усваивать положительный опыт жизни и труда старших поколений. Именно эта роль делает семью необходимым звеном комплексного подхода в развитии ребёнка.
В современном обществе ценность труда человека и его результатов деятельности оценивается низко, в том числе его отношение к труду других людей. Отношение к своему труду, к работе других людей, их результатам, формируется в первую очередь в семье и дошкольном учреждении.
Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства формирует, развивает сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Если в семье хороший микроклимат, спокойная, доброжелательная обстановка, родители любят друг друга и своих детей, чувствуется взаимное уважение, внимание, то и дети в семье - радость и счастье. Вот поэтому важно сохранять внутрисемейные отношения. Дети не должны видеть ссор, грубости, конфликтов, оскорблений, которые иногда допускают родители. В семье должна быть спокойная ровная обстановка.
Родители - первые с кого берут пример и "делают свой характер" дети. Ведь сила влияния родителей - в вере в них ребёнка, в его убеждении, что близкие и любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их всегда справедливы. Дети очень наблюдательны, всё подмечают, многое перенимают, поэтому и бессознательно подражают в действиях, движениях, словах. Например, если в семье хотят чтобы вырос читающий ребёнок (к сожалению, эта ценность в наше время потеряна), читать надо и самим родителям, не ссылаясь на занятость, переключить своё внимание с компьютера на книги. В читающей семье и дети читают. Личный пример родителей очень важен. Если взрослый сам читать не будет, то, сколько бы ни говорилось о значении чтения в жизни, всё это будет фальшиво, а дети фальшь чувствуют очень тонко.
Перед каждым новым поколением людей, прежде всего, стоит задача овладение накопленным социальным опытом человечества. Для этого ребенку необходимо усвоить определенные способы деятельности, которые наряду со знаниями и морально-эмоциональными отношениями составляют содержание образования и представляют единую целостность: без знаний невозможно овладеть ни способами деятельности, ни опытом отношений; в то же время формирование и знаний, и опыта отношений может происходить только в процессе деятельности. Именно поэтому образовательная, развивающая и воспитывающая функция в образовательной организации реализуется в органическом единстве.
Трудовая деятельность всегда была и остается основным условием существования общества, источником его материальных и духовных богатств. Воспитание человека в труде проявляется в его отношении работе и через нее к обществу, к людям, к предмету труда, к процессу трудовой деятельности.
Эти отношения формируют у человека нравственные черты личности, оказывают воздействие на формирование его мировоззрения. Кроме того, в процессе трудовой деятельности развиваются умственные способности, так как сам процесс требует регулирование большого спектра задач для его выполнения.
От того, как родители осуществляют трудовое воспитание в семье, зависит, какими вырастут дети, как они будут смотреть на труд, будут ли они любить его и испытывать удовлетворение от проделанной работы или будут тяготиться трудом и избегать его.
Маленький ребенок в процессе трудовой деятельности развивает свои физические силы, совершенствует свои движения, приобретает ловкость, выносливость, координацию движения, познает радость творчества. Эти воспитательные возможности данного вида деятельности делают трудовое воспитание важнейшим фактором всестороннего развития личности, всесторонней пригодности этой личности к труду. Но эти возможности содержатся не во всяком труде, а только в труде свободном от принуждения.
Трудовая деятельность по принуждению, без мотивации не доставляет ребенку удовлетворения и не оказывает на него развивающего и воспитывающего влияния. Только в труде на общую пользу ребенок формируется как личность, как гражданин.
Труд занимает большое место в жизни ребенка наряду с игровой деятельностью. Детей приучают следить за состояние игрушек, убирать их на место, чинить, ремонтировать. От игрушек детей переключают к выполнению посильных домашних дел. Сначала этот труд по самообслуживанию: уход за одеждой, обувью, соблюдение личной гигиены. На смену труду по самообслуживанию приходит бытовой труд, помощь в домашнем хозяйстве, уход за растениями и животными, помощь в уборке квартиры, мытье посуды, помощь родителям. Самообслуживание и бытовой труд формируют у детей такие качества, как аккуратность, бережное отношение к вещам, стремление оказывать помощь, удовлетворение от выполненной работы. Важно выполнять работу вместе с ребенком, но во всех этих делах требовать точности и аккуратности, доведения начатого дела до конца. Совместной работой легче научить ребенка правильным приемам труда.
Уход за растениями и животными воспитывает любовь и бережное отношение к природе и животным, что в свою очередь способствует эмоциональному развитию детей, становления их мировоззрения. И в этом тоже большая роль принадлежит родителям, которые должны уметь не только правильно организовать труд детей в разнообразных его формах, но и дать правильный ответ на возникающие у детей в процессе труда вопросы.
Чтобы семья успешно справлялась с воспитанием ребенка и осуществляла трудовое воспитание дома необходимо руководствоваться следующими педагогическими правилами:
- труд ребенка должен быть посильным, включая элементы игры;
- труд должен носить систематический характер, дети должны иметь постоянные обязанности;
- работа должна вызывать у ребенка эмоциональное удовлетворение и поощряться;
- важное значение имеет совместный труд и пример родителей;
- необходимо постоянно переключать ребенка от простых форм труда к более сложным, от интересных к малоинтересным, но нужным;
- взрослые должны вносить в труд ребенка интересы обучения;
- недопустимо наказание детей трудом.
Таким образом, вышеуказанные незамысловатые советы, с моей точки зрения, имеют прогрессивный характер и дадут «толчок» для развития атмосферы творчества, определённого состояния, когда разбужены чувства, воображение и участники процесса увлечены тем, что делают, чувствуя себя свободно, раскрепощено, комфортно, оптимально используя положительный потенциал, для достижения высоких результатов личностного роста на всеобщее благо.
Следует понимать, что правильное воспитание трудом ребенка в семье - это прочный фундамент его дальнейшего развития.
Литература:
1. Профессиональная инновационная культура педагога в дошкольном образовании в реализации ФГОС: сборник научно-методических материалов/ отв. ред. Н.В. Панова - СПб, 2014-167 с.
2. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. -
Балашов : Николаев, 2005. - 76 с.