Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Проект во второй младшей группе

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
через нетрадиционную технику рисования

,
воспитатель ГБОУ прогимназия №677
Выборгского района Санкт-Петербурга

 
 Участники проекта: воспитатели, дети  второй  младшей  группы, родители.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (декабрь 2016).
Вид проекта: исследовательско – творческий.
Вид проекта по характеру участников: коллективный (совместно с детьми)
Актуальность проекта
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль.
Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника. Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения (это разнообразные висы и лазание на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
 Проблема развития мелкой моторики в дошкольном возрасте весьма актуальна, так как именно она способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Изобразительная деятельность ребенка в дошкольном возрасте является одним из естественных специфически детских видов деятельности. В процессе руководства ею открывается возможность решения широкого круга задач воспитательно - образовательного характера.
Наблюдая за деятельностью детей в саду в непосредственно - образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною была выявлена необходимость в развитие мелкой моторики. У детей наблюдалось недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность рук. Дети быстро уставали, имели низкую работоспособность. Несмотря на то, что для работы по развитию мелкой моторики в группе создана соответствующая развивающая среда: разнообразная наполняемость материалами центра сенсорики: (мозаика, пирамидки, различные дидактические игры и др.), центра строительства (конструкторы, напольная мозаика, разно фактурные игрушки, бросовый материал и др.), театрально - музыкального центра (пальчиковые театры, дергунчики, разно фактурные куклы и др.), результаты диагностики для определения уровня развития мелкой моторики детей не смогли удовлетворить ожидания от использования представленного материала. Уровень развития мелкой моторики детей повысился на незначительное количество процентов.
Поэтому созрела необходимость уделить внимание данной проблеме.
Цель  проекта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования.
Основные задачи:
  • Развитие и укрепление мелкой моторики.
  • Расширение представления о многообразии нетрадиционных техник рисования.
  • Обучение приёмам нетрадиционных техник рисования.
  • Вызвать у детей интерес  к нетрадиционным техниками рисования.
  • Создание развивающей среды для самовыражения детей в творческой деятельности.
  • Разработать информационные листы для родителей с рекомендациями по развитию мелкой моторики через нетрадиционную технику рисования.
  • Познакомится с современной методической литературой по теме.
Методы проведения проекта:
- наглядный: показ и демонстрация;
- словесный: художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения, стихи, музыка, использование фольклорного жанра (потешки,  прибаутки);
- игровой: физкультминутка, пальчиковая игра, подвижные игры, дидактические игры.
Необходимые материалы:
гуашь, плотная бумага любого цвета и формата, картон, одноразовые тарелочки, клей ПВА, манная крупа, ватные палочки, печатки из поролона, картофеля и ластиков, салфетки, влажные салфетки.
Предполагаемый результат: коллективная работа детей; разработанные рекомендации для родителей.
Список литературы
  1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики: игры и упражнения. – М., ТЦ Сфера, 2005 – 64 с.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ИП Лакоценин С.С., 2009.-392с.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М.:Издательство Скрипторий 2003-2007.
  4. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль. – М.: Эксмо, 2016. – 688 с.
  5. Лебедева Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников».
  6. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей / А.В. Никитина. – СПб.: Каро, 2014. – 96 с. + 16с. цв. вкл.
  7. Розанова, В.В. Краткий толковый словарь русского языка – 5-е изд., исп. и доп. / В.В.Розанова. – М.: Русский язык, 1988. – 255 с.: с ил.
  8. С.Погодина Художественные техники// Дошкольное воспитание 2011г. №3.
  9. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки». Академия развития, 2006.
  10.  
  11.  
  12.  
  13.  
  14. http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-lepke-vo-vtoroi-mladshei-grupe-morkovka-dlja-zaichat-risovanie-plastilinom.html
 
 
 
 
 
Содержание проекта
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап
  1. постановка цели;
  2. определение актуальности и значимости проекта;
  3. подбор методической литературы для реализации проекта ;
  4. подбор наглядно-дидактического материала: художественной литературы, репродукций картин;
  5. организация развивающей среды в группе.
  1. чтение с детьми художественной литературы "Рассказ о снегире", "Лиса и заяц", "Сказка про елочку", "Детская сказка о зиме"
  2. проведение бесед "Снегирь", "Зимушка-зима и лесные зверушки";
  3. рассмотрение картин Каширин Степан "Снегири", "Снегири на калине" , "Зимовье зверей" , В.И. Зарубин "Новый год", Егорнов "Зима в лесу", Шишкин "Зима", В.Янов "Зима"и беседы по их содержанию;
  4. работа с родителя (рекомендации);
  5. проведение занятий "Снегирь на ветке", "Зайчик", "Морковка для зайца", "Елочка-красавица", "Зимняя сказка";
  6. прослушивание и обсуждение музыкальных произведений "Песня про зайку", "Зайка прыгал", "Маленькой елочке холодно зимой". "Елочка";
  7. создание продукта 
  1. презентация проекта;
  2. анализ результатов проекта 
 
План работы
Дата Содержание работы Участники Ответственные
Подготовительный этап
15.12.2016 Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта.
Подбор методической литературы для реализации проекта
 Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы; дидактических игр, разработка бесед.
Воспитатель второй младшей группы Старший воспитатель
Воспитатель второй младшей группы
16.12.2016 Разработка рекомендаций для родителей
Подбор репродукций художественных картин
Организация развивающей среды во второй младшей группе
Воспитатель второй младшей группы Воспитатель второй младшей группы
Основной этап
19.12.2016 Рассматривание иллюстраций "Снегири"
Чтение стихотворения про снегиря
НОД ОО "Художественно-эстетическое развитие": Тема "Снегири на ветке рябины" (рисование ладошками и пальчиками)
Пальчиковая гимнастика
Подвижная игра "Кот и снегири"
Рекомендации родителям (папка-раскладушка) на тему(развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования)
Дети , воспитатель, родители Воспитатель
20.12.2016 Чтение русской народной сказки в  пересказе В.И.Даля "Лиса и заяц", беседа по прочитанному
Рассматривание иллюстраций к сказке
НОД ОО "Художественно-эстетическое развитие": тема "Как зайка от лисы спрятался"
Прослушивание песен "Про Зайку", "Зайка прыгал"
Дети, воспитатель Воспитатель
21.12.2016 Беседа "Зимушка-зима и лесные жители"
Рассматривание иллюстраций на тему "Зимовье зверей"
 ОО "Художественно-эстетическое развитие" (пластилинография) тема"Морковка для зайки"
Пальчиковая игра "Пляска зайчиков"
Дети, воспитатель Воспитатель
22.12.2016 Чтение и обсуждение "Маленькая елочка"
ОО "Художественно-эстетическое развитие" (рисование: оттиск поролоном), тема "Елочка - красавица"
Прослушивание песен про елочку: "В лесу родилась елочка" (Кудашева Р.А., Бекман Л.К.)
"Маленькой елочке холодно зимой" (З.И.Александрова, М.И. Красев)
Пальчиковые игры "Елочка", "На елке"
Дети, воспитатель Воспитатель
23.12.2016 Рассматривание картин на тему "Зима"
ОО "Художественно-эстетическое развитие", Коллективная работа (рисование манкой): тема "Зимняя сказка"
Пальчиковая игра "Мы во двор пришли гулять"
Чтение "Детская сказка о зиме" И.Ревю
Дети, воспитатель Воспитатель
 
         Информационное обеспечение проекта
Для детального изучения проблемы обратилась к трудам Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинского, Т.С. Комаровой, Б.М. Теплова и др.
Вопрос развития мелкой моторики детей актуален на всех возрастных этапах дошкольного детства. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
По данным исследований проведенных Л.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Б.И. Пинским была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый "пинцетный захват" и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. "Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними" (Д.Б. Эльконин).
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами и т.д.
Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.
Продуктивная деятельность, в том числе рисование, играет важную роль в психическом развитии ребенка. Б.М. Теплов пишет, что "задача изображения необходимо требует острого восприятия, подлинного чувства вещей... Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи".
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.
Работая с изобразительным материалом, находя удачные цветовые сочетания, узнавая предметы в рисунке, дети получают удовлетворение, у них возникают положительные эмоции, усиливается работа воображения.
Благодаря рисуночной деятельности развивается зрительно-двигательная координация, происходит развитие функций руки, совершенствуется мелкая моторика кистей и пальцев рук.
Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования и творческого конструирования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами. Кроме того, осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка (использования предметов, которые окружают ребёнка каждый день в новом ракурсе, - можно рисовать своей собственной ладонью, пальцами, использовать вместо кистей колосок или листок берёзки).
Происходит развитие наглядно - образного и словесно - логического мышления, активизация речевой деятельности детей (чем я ещё смогу рисовать?, что я смогу нарисовать этим материалом?). За счёт использования разнообразных изображающих материалов, новых технических приёмов, нуждающихся точности движений, но не ограничивающих пальцы ребёнка фиксированным положением (как при правильном держании карандаша), создаются условия для преодоления общего неудобства, развития мелкой моторики.
Ведь вместо традиционной кисти и карандаша ребёнок использует для создания изображения собственные ладони, разнообразные печати, трафареты, техники "кляксография", "монотипия" и т.д.
Нетрадиционное рисование - искусство изображать, не основываясь на традиции. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово "Нельзя", можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
 Таким образом, теоретический анализ литературы по теме помог сделать следующие выводы:
● Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития мелкой моторики детей раннего возраста показывает, что развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
● Развитие мелкой моторики - это не стихийный, самостоятельно протекающий процесс, а специально созданные условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующие развитию движений рук.
● Включение в работу с детьми нетрадиционных методов рисования позволяет развивать сенсорную сферу не только через исследование свойств изображаемых предметов и выполнение соответствующих действий, но и благодаря работе с разными живописными материалами, благодаря чему осуществляется стимуляция познавательных интересов ребёнка.
КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ
Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Рисование [7,175]- искусство изображать на плоскости действительно существующие или воображаемые предметы.
Рисунок [4,527]- что - либо рисованное, нарисованное, образ, изображение в чертах, в очертаниях.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение.
Техника рисунка - владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения.
Нетрадиционные техники рисования - это способы рисования различными  материалами: поролоном, комканой бумагой, трубочками, ниточками, пенопластом, парафиновой свечой, восковыми мелками, сухими листьями и т.д. рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т.д.
Дошкольный возраст - этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет.
Рисование пальчиками
Ребенок получает изображение, опуская в гуашь пальчик и нанося точки, пятна на бумагу. На каждый палец набирается краска разного цвета.
Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластика
Основной способ получения изображения заключается в том, что ребенок прижимает поролон или печатки к штемпельной подушке, которая пропитана гуашью и переносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета необходимо брать другую мисочку, в которой находится штемпельная подушка и другую печатку/ поролон.
Рисунки из ладошки
Способ получения изображения: растопырив пальцы, ребенок прикладывает ладонь к бумаге и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем раскрашивает изображение красками.
Пластилинография
Это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»- создавать, изображать. А первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности.
Рисование манкой
Ребёнок рисует клеем по заранее нанесённому рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку) в один или несколько раз.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
1.Материалы для проведения бесед
Беседа о снегире:
http://detskiychas.ru/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/o_snegire_detyam/
Беседа "Зимушка - зима и лесные зверюшки":
http://ped-kopilka.ru/blogs/yulija-aleksevna-gorchakova/zimnja-beseda-puteshestvie-dlja-malyshei.html
2.Конспекты занятий
1."Снегирь на ветке рябины"
(рисование ладошками и пальчиками)
  •  
дать представление о птице снегире;
учить называть части тела снегиря;
познакомить с нетрадиционной техникой рисования ладошкой и пальчиком:
мочить ладошки в краску, оставлять аккуратные отпечатки на бумаге;
развитие моторики рук и творческих способностей;
вызвать интерес к рисованию и творчеству, вызвать положительные эмоции;
воспитывать аккуратность
 Ход занятия.
1.Рассматривание иллюстрации «Снегирь»
Дети входят в группу с воспитателем. На мольберте рисунок снегиря.
-Посмотрите, ребятки, кто это здесь нарисован? (птичка)
-Кто-нибудь знает, как она называется?
-Эта птица называется снегирь. Я вам сейчас прочитаю стихотворение про снегиря, а вы послушайте.
"Что за птицы? Угадай-ка!
Снегирей на ветках стайка.
Все расселись на виду,
Будто яблоки в саду!
Раз,два,три,четыре,пять-
Так и хочется сорвать!
Потянулся к ним скорей!
Яблок нет...  И снегирей."
-Давайте вместе повторим как называется эта птица.
-Давайте рассмотрим его. Что есть у снегиря?  (голова, клюв, глаза, туловище, крылья, лапки, хвост).
-Кто-нибудь знает, какого цвета снегирь? Он черный, а грудка красная.
-Чтобы снегирьку не было скучно, давайте нарисуем еще много снегирьков и дерево, где они будут сидеть.
2.Пальчиковая гимнастика.
-Скажите, Кем мы сейчас будем? (художниками)
-Давайте оденем красивые передники, как у художников, чтобы не испачкаться.
-А еще, давайте погреем наши пальчики, чтобы они были послушные и красиво рисовали.
Кулачки мы вместе сложим,
Нашим пальчикам поможем
Разогнуться и подняться.
Пальчик к пальчику прижмем.
Снова в кулачки сожмем.
Разгибаем, загибаем,
Снова кулачки сжимаем.
3.Рисование снегирей.
Подходят к столу, там лист с нарисованной веткой дерева, черная и красна гуашь ,кисточки.
-Теперь нарисуем снегирьков. Чем мы их будем рисовать? (ладошками). Давайте по очереди будем осторожно опускать кисточку в красную краску и разукрашивать свою ладошку, а потом будем пальчики красить черной краской  и делать отпечатки ладошек  на наших веточках. (Показ воспитателя).
-Молодцы. Вот сколько снегирей у нас. Давайте подрисуем снегирькам белые глазки и клювики.
4.Подвижная игра.
-Пока краска сохнет, давайте помоем руки.
-Чтобы краска скорее высохла, давайте поиграем. Пусть подует ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
5.Рисование рябины .
-Ребятки, посмотрите, наши снегири высохли. Наши веточки рябины без ягодок, давайте мы их нарисуем, но у нас нет кисточек, как мы будем их рисовать? (пальчиком)
-Давайте. По очереди будем осторожно мочить пальчик в красной краске и прижимать его к бумаге.
-Вот сколько ягодок рябины у нас получилось .
6.Подвижная игра.
-Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел? Это же кот Васька. Он наверное хочет прогнать наших снегирей. Давайте мы поиграем. Пусть Васька уснет.
На лежанке дремлет кот,
Птички водят хоровод.
Тише, птички, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька кот,
Разобьет ваш хоровод.
-Вот Васька и заснул. Давайте посмотрим, не улетели наши снегири.
7. Итог
Воспитатель ставит картины на мольберт.
-Давайте полюбуемся, какая красота у нас получилась. Нашего гостя-снегиря мы тоже посадим на ветку. Теперь ему не будет грустно.
2."Как зайка от лисы спрятался"
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада. практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.-Воронеж:ИП Лакоценин С.С., 2009.-392с.[2,198]
 
3."Морковка для зайки"
http://www.maam.ru/detskijsad/zanjatie-po-lepke-vo-vtoroi-mladshei-grupe-morkovka-dlja-zaichat-risovanie-plastilinom.html
4."Маленькая елочка"
Конспект  НОД  ОО «Художественно-эстетическое развитие» по теме: «Маленькая елочка»
Программные задачи:
- учить рисовать елочку нетрадиционной техникой рисования (оттиск поролоном); учить ориентироваться на листе бумаги; расширять знания о природе.
- продолжать развивать мелкую моторику рук; зрительно – моторную координацию.
- воспитывать любовь к природе.
Материал: гуашь, поролоновые тампоны в виде елочек и стволов, тарелочки  с разведенной краской - зеленой и коричневой, бумага для рисования, влажные салфетки, искусственная елочка, бигуди с шипами (круглые расчески).
Предварительная работа: наблюдения за елочками, заучивание стихотворений, песен о елочке, чтение художественной литературы; дидактические игры, рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
(Дети сидят на стульчиках полукругом)
- Ребята, сегодня, рано утром, во дворе нашего детского сада я встретила стайку ласточек. Они очень волновались и громко щебетали. Я спросила, что случилось, почему они так взволнованы? И ласточки поведали мне одну историю, и попросили рассказать эту историю детям из группы «Сказка».
- Дети вы хотите услышать, что мне рассказали ласточки? (Да)
- Садитесь удобнее и слушайте.
Сказка «Маленькая елочка»
На одной лесной полянке росла маленькая елочка. Ее окружали большие красивые сосны и ели. Однако было маленькой елочке без подружек, маленьких елочек, среди величественных деревьев. Редко когда ежик или зайчик пробежит, а птица пролетит и не заметит маленькую елочку за лесными красавицами. Ни думала елочка, ни о воздухе, ни о теплом солнышке, а думала лишь о том, как ей быстрее вырасти, как эти красивые деревья и быть им ровней. Когда сосны и ели начинали вести беседу, друг с другом, то елочка замирала, чтобы не мешать, и только слушала и любовалась величественными деревьями. Но вот однажды осенью, в лесу появились люди стопорами и пилами – это были лесорубы. Они стали валить большие деревья. С протяжным стоном падали на землю лесные красавицы. С деревьев срубали ветки, они становились длинные и голые, просто не узнать. Затем их грузили на большие машины, лесовозы, и увозили прочь из лесу. Елочка закрыла глаза от страха, и уже ничего не видела и не слышала. Когда в лесу стало тихо, елочка открыла глаза, рядом не было ни людей, ни машин, ни красивых деревьев. Куда их увезли? Что их ждет?
Наступила зима, елочке совсем стало страшно и одиноко. От каждого шороха вздрагивала елочка, не кому  было ее защитить. Так и простояла одиноко елочка всю зиму, трепеща от страха.
Но вот в один прекрасный день солнце стало светить ярче, наступила весна. Под горячими солнечными лучами солнца растаял снег, появились первые зеленые листочки, отошли от зимней спячки лесные жители. Из далеких теплых стран потянулись домой перелетные птицы. Когда птичьи стаи пролетали над лесом, то увидели на полянке одинокую красивую елочку и решили отдохнуть на ее веточках. Елочка обрадовалась птицам и спросила, не знают они, куда увезли ее старших товарищей. Ласточки не знали, а аист призадумался, затем кивнул головой и сказал:
- Пожалуй, что знаю. Когда я летел из Египта, над морем, мне встретилось много кораблей, с великолепными мачтами, которые везли мебель и игрушки для детских садов. По - моему, это были они, от мачт и мебели пахло сосной и елью.
- Ах, если бы я была большой, сказала елочка, то могла бы поплыть по морю со своими товарищами, и принесла бы людям пользу.
Ласточки послушали елочку и громко защебетали:
- Не печалься елочка, ты и так приносишь много пользы, от зеленых насаждений воздух становится чище, и всем людям, животным и птицам легче дышать. Когда отдохнут наши крылья, мы полетим дальше и будем пролетать над детской прогимназией. В ней живут очень хорошие, любознательные и добрые дети, которые, очень любят природу и берегут ее. Мы им расскажем про тебя, какая ты красивая, и какую пользу ты приносишь все на земле. Они будут рады услышать о тебе и узнать много нового о деревьях.
- Вот такую историю рассказали мне сегодня ласточки.
-Ребята, вы хотите помочь маленькой елочке приобрести подружек? (Да)
- Ребята, как вы уже догадались, рисовать мы будем елочки. Но занятие у нас будет не обычное, рисовать мы будем не кисточкой, а поролоном. Для того чтобы у нас получились красивые елочки, нам нужно хорошо размять наши ручки. Для этого мы возьмем в руки наши массажеры (бигуди, круглые расчески).
(Дети катают в ладошках массажеры, проговаривая слова)
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник
Вас уколет можжевельник.
(Дети проходят и садятся за столы)
Воспитатель рассказывает и показывает детям технику рисования поролоном.
- Окунаем поролоновый оттиск в виде елочки в тарелку с зеленой краской и прижимаем к листу. Аккуратно поднимаем оттиск, получается елочка. Теперь рисуем ствол, берем поролон прямоугольной формы и окунаем в тарелочку с коричневой краской и прижимаем к нашей елочке, получается ствол.
-Пока елочки сохнут,  я предлагаю вам сходить в гости к елочке и поиграть с ней.
Физкультминутка
(Дети стоят вокруг елочки.)
Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
(легкий бег на месте)
Заплясала бы она с нами,
(пружинистые полуприседания, с поворотами
туловища вправо, влево)
Застучала бы она каблучками.
( притопы ногами)
Закружились бы на елочке шишки,
(дети кружатся)
Закружились бы на елочке иголочки.
( вращение кистей рук, поднятых вверх)
Засмеялись бы у елочки дети
И захлопали весело в ладошки.
- Молодцы, хорошо поиграли с елочкой.
- Наши елочки высохли  и теперь мы будем их украшать шариками, а рисовать их мы будем пальчиками.
Дети пальчиками дорисовывают шарики на елке. Воспитатель в это время выставляет рисунки детей на стенде.
- Ребята, какие у вас замечательные получились елочки.
- Какими словами можно сказать о елочке? (зеленая, пушистая, душистая, стройная, красивая).
- Молодцы, много хороших слов сказали про елочку.
- А вы елочку любите?  (Да)
- За что? (свежий воздух, приходит на новый год и т.д.)
 Вот сколько интересного вы узнали о елочке.
5.Конспект "Зимняя сказка"
Программное содержание:
- познакомить детей с новым способом изображения предметов (манка и клей);
-учить отражать в работе зимние впечатления, красоту заснеженного пейзажа;
-создавать образ волшебной зимы техникой работы с манкой;
-закреплять приемы работы с клеем;
-развивать образное мышление, воображение;
-воспитывать эстетическое восприятие;
Материалы и оборудование:
-манка
- клей ПВА
-тонкие кисти «щетина»
-ватман раскрашенный в  синий цвет
-иллюстрации зимних пейзажей
Предварительная работа:
-рассматривание иллюстраций зимней природы;
-обследование манной крупы;
-наблюдение за снегом, его свойствами;
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим на картинки. Какое время года изображено? Много снега и всё вокруг превратилось в снежную сказку! Зима - замечательное время года. Зимой все покрыто снегом: крыши домов, земля, деревья, всё в белоснежном наряде из инея и пушистого снега. Послушайте стихотворение о этом прекрасном времени года:
Николай Некрасов «Снежок»:
Снежок порхает, кружится,
На улице бело.
И превратились лужицы
В холодное стекло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня — посмотри! -
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,
Как мел, скрипуч и сух,
И ловит кошка рыжая
Веселых белых мух.
Воспитатель: Ребята давайте поговорим немного об этом прекрасном и волшебным времени года.
Беседа о зиме.
- Как изменилась погода зимой (стало холодно).
- Что можно сказать о снеге (холодный, пушистый, мягкий).
- Какие зимние явления природы вы знаете (метель, вьюга, снегопад, пурга).
- Как зимуют растения, насекомые, животные (уходят в спячку).
- Почему так мало птиц? (улетают на юг).
- Дети, какие зимние развлечения вам нравятся? (кататься на санках, лепить снеговика, играть в снежки).
- Какой ваш самый любимый праздник зимой? (Новый год).
Загадывание загадок.
1. Хитрая плутовка, рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её. (Лиса).
2. Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (Медведь).
3. Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (Заяц).
4. Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите это - (Волк).
5. Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк? (Белка).
А сегодня мы с вами создадим свои зимние картины! А именно изобразим зимний волшебный лес. Но сначала мы сделаем с вами физкультминутку.
Физкультминутка «Зима»:
Наконец пришла зима.
(разводят руки в стороны)
Стали белыми дома,
(Складывают руки над головой в виде крыши.)
Снег на улице идет,
(Поднимают и медленно опускают руки.)
Дворник улицу метет.
(Покачивают опущенными руками влево- вправо.)
Мы катаемся на санках,
(Приседают, руки вытягивают перед собой.)
Пишем на катке круги,
(Убирают руки за спину, поворачиваются кругом.)
Ловко бегаем на лыжах
(Выполняют движения руками, как при ходьбе на лыжах.)
И играем мы в снежки.
(Выполняют движения, имитирующие метание.)
Вы видите, что сегодня вместо красок и белых альбомных листов перед вами не совсем обычные материалы (Дети перечисляют материалы, н

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»