Учет возрастных особенностей детей при организации
предметно-пространственной среды (старший возраст)
Симонова Екатерина Александровна
Предметно-пространственная среда в старшей группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.Предметно - пространственная среда в старшей группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников, что даёт возможность развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его интересов и активности.
Организация предметно – пространственной развивающей среды в группе построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников. Созданная среда предоставляет возможности мальчикам и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности. Включены в игровые материалы для девочек: предметы женской одежды, украшения, кружевные накидки, бусы, банты, сумочки и т.п. Для мальчиков детали военной формы, предметы обмундирования, вооружения рыцарей, русских богатырей, различные технические игрушки и т.п.
В связи с проявлением разных темпов развития, предметно – пространственная развивающая среда сохраняет некоторые особенности среды для детей не полных 5 лет. В группе присутствуют настольные игры и пособия для повторения знаний по среднему дошкольному возрасту.
Дети данного возраста испытывают большую потребность в движении. Поэтому мебель в группе расположена таким образом, чтобы зона двигательной активности была максимальна.
Дети 5—6 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли и иногда им нужна возможность уединения. Для этого в группе создан «Уголок уединения».
На шестом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Поэтому я постаралась оформить «Уголок экспериментирования» таким образом, чтобы детям было доступно все многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами.
Дети любят обозначать свою игровую территорию. В группе каждый ребёнок имеет своё рабочее место, где, во время свободной деятельности может расположить игровые атрибуты.
Проектирование предметно- пространственной среды в старшей группе осуществляется на основе четких представлений о воспитательном, обучающем и развивающем влиянии среды на ребенка дошкольного возраста.
Спроектированная среда позволяет реализовывать основную образовательную программу дошкольного учреждения в полном объеме. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются и в ходе реализации других областей. Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО осуществляется по всем видам детской деятельности: игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкальной, элементарно-трудовой, изобразительной. Среда отражает содержание образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие;
-познавательное развитие;
-речевое развитие;
-художественно-эстетическое развитие;
-физическое развитие
При построении предметно - пространственной развивающей среды соблюдались принципы:
• Открытости;
• Гибкого зонирования;
• Полифункциональности;
• Гендерный подход.
Для того чтобы дети могли найти себе дело и занятие по душе, групповое помещение условно разделено на области, в которых находятся уголки развивающей активности детей.
Таким образом, созданная предметно-пространственная развивающая среда старшей группы отражает возрастные особенности детей, способствует решению развивающих задач, а также учитывает гендерные особенности группы. Среда позволяет формировать у детей самостоятельность, активность, инициативность. Таким образом организованная среда способствует разностороннему развитию ребенка 5-6 лет.