Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Белясникова Светлана Владимировна,
воспитатель ГДОУ №76 г. Санкт – Петербурга


     Дошкольное детство - начальный этап формирования личности
человека. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к
«рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
    Основным в экологическом воспитании является формирование у
ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и
объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится.
    Осознанно - правильное отношение детей к природе строится на
чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании
особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, знании
приспособительных зависимостей существования живых организмов от
факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие
знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивает ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
   Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых. Могут
самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная
потребность живого существа, выполнить отдельные трудовые действия,
направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных.
    Процесс становления осознанно-правильного отношения к природе
сопровождается определенными формами поведения ребенка, которые
могут слушать критериями оценки уровня его экологической воспитанности,
а выражается она в гуманно-ценностном отношении к природе, основными
проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам;
эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным
объектам; стремление осуществлять с ними позитивное взаимодействие;
учитывая их способности как живых существ; желание и умение заботиться о
живом, создавать необходимые для жизни условия.
    Учитывая все выше изложенное, свою работу по экологическому
воспитанию я стала реализовывать через эмоционально-нравственное
развитие, гак как именно общение с природой вызывают у ребенка
эмоциональный отклик и чувства. И хочу отметить, положительные эмоции и
чувства в первую очередь являются источником психического благополучия
и физического здоровья ребёнка. Что стоит на первом месте.
    Эмоции это конкретные эмоциональные переживания зависящие от
ситуации и поэтому первая моя задача была создать эти ситуации.
    Вторая задача в моей работе вызвать чувства у ребенка, так как чувства-
это более (относительно) устойчивые длительные эмоциональные
переживания обусловленные объектом. Чувство бывает на базе эмоции
радости, интереса и удивления в процессе «Мама посмотри насекомое
появилось», «Ой смотри почки набухли», у ребенка формируется в данной
ситуации интерес. Чтобы интерес, удивление и эмоции радости появились у детей, на прогулке в сентябре организовала цикл наблюдений за цветущими
травянистыми растениями участка. При осмотре участка, находили цветущие
растения, определяли их названия, отмечали, как красив участок с
цветущими растениями, кто живет на нашем участке. Обращала внимание
детей на красоту осенних красок и побуждала их самостоятельно находить
красивое в природе, например: «Дети, давайте отойдем подальше, чтобы
посмотреть на деревья издали. Полюбуйтесь ими и скажите, кому какое
дерево нравится и почему, что вы заметили прекрасного».
    Затем рассматривается растительный покров земли, определяется его
сезонное состояние. Обращаю внимание детей на то, что трава ещё зеленая,
на ней ярко выделяется опавшие листья. Чтобы поддержать у детей
эмоциональное, радостное отношение к яркой осенней природе я использую
средства художественного слова. Ю.Капота «Листья солнцем наливались»,
В.Авдиенко «Ходит осень по дорожке», пословицы, народные приметы.
Аналогичную работу я провожу в разное время года, отмечая особенности
присущие сезонам.
    Красоту, знания и ощущения полученные от природы я учу детей
использовать в разных видах изобразительной деятельности. Так например
свою любимую березку, дети рисуют в сентябре, октябре, ноябре и т.д.
передавая особенности окраски листьев, зимой в снежном убранстве, весной
отмечают свежесть и нежность маленьких листочков. Любуясь работами
сообща выбираем наиболее удачный рисунок и помещаем его на стенд для
родителей «Островок природы».
    Свои эмоции и чувства от общения с природой дети передают в
создаваемых картинах используя нетрадиционную технику изобразительного
искусства – пластилинографию, принцип которой заключается в создании
лепной картины с изображением полуобъемных предметов на
горизонтальной поверхности. В дальнейшем эти картины украшают нашу
группу. Пластилин хорошо развивает мелкую моторику, координацию
движений рук, глазомер что очень важно для детей логопатов.
    Слушание фрагментов из цикла «Времена года» П.И.Чайковского,
голосов природы (шум ветра, дождя, падающих листьев, журчанье ручейка и
т.д.), рассматривание репродукций картин И.Левитана «Золотая осень»,
«Золотая осень. Слободка», И.Шишкин «Зима», А.Саврасов «Грачи
прилетели», И.Грибарь «Сказка инея и восходящего солнца» и др., чтение
художественной литературы таких писателей как Н.Сладков. В.Бианки,
Г.Снегирев, Е.Чарушин все это способствует к пробуждению у детей
светлых, добрых чувств и заботливого отношения к природе.
    Общение с природой развивает человека нравственно. Замечая
состояние живых существ, заботясь о них, помогая в удовлетворении
потребностей, человек сам становится лучше, добрее, человечнее. Совершая
по отношению к живому негуманные, плохие поступки, человек может
вырасти злым, жестоким.
   Третья моя задача заключается в том, чтобы пробудить у детей
инициативу, элементарную самостоятельность, желание совершать хорошие
поступки, проявлять осознанную заботу о живых существах, с которыми
дети вступают в контакт.
    Главным организующим приемом, я использую «Панораму добрых
дел» и регулярную работу с ней. Эта работа помогает подтолкнуть детей к
самостоятельно - нравственным проявлениям. На этом стенде фиксируются и
прослеживаются любые хорошие проявления детей по отношению к природе.
Рубрики используются совершенно любые:
 
1. Хорошее дежурство в уголке природы
 
2. Акция «Зелёная иголочка».
 
3. Подкормка птиц.
 
4. Доброе отношение к природе дома.
 
5. Любые хорошие самостоятельные поступки детей, их инициатива.
 
6. Интересные наблюдения в природе.
 
7. Доброе отношение к людям и т.д. (яркие поступки детей по отношению
    к людям)
 
Значки к рубрикам мы с детьми придумываем вместе.
    Выпустили с ребятами альбом «Наши добрые дела». В уголке природы
оформила зону «Они должны жить».
    Перед тем как познакомить детей с «Красной книгой», охраняемыми растениями и животными провела с детьми беседу о том что люди, плохо зная природу, погубили много растений и животных. Прочитала рассказ В.Танасийчук  «Морские коровы». Ребята сопереживали делали выводы: почему они исчезли, почему исчезли многие другие животные, как люди придумали позаботиться о природе. Вместе с детьми нарисовали морскую корову и других животных. Каждый изображал их по своему. Сделали рубрику “Они тоже жили на земле”.
   После знакомства с «Красной книгой», внесла дидактические игры актуальные данной теме «Охрана растений и животных родного края», «Природа в опасности».
  Проводя систематическую работу, можно добиться того, что старшие дошкольники будут понимать истинное значение природы для жизни человека и необходимость её защиты и охраны.
 
 alt


 alt
 
  
 alt

                                          
  
Список используемой литературы:
 
  1. Князева, О.Л. Я, ты, мы. Программа социально – эмоционального развития дошкольников / - Москва: Мозаика – Синтез, 2005.
  2. Маханёва, М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста / - Москва, 2005.
  3. Полунина, В.Н. Искусство и дети / - Москва: Просвещение, 1982.
  4. Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография /- Москва, 2006.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»