Использование тренажера батут для детей дошкольного возраста
Ефременко Ирина Александровна,
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №100
Калининского района Санкт-Петербурга
инструктор по физической культуре
ГБДОУ детский сад №100
Калининского района Санкт-Петербурга
В дошкольных учреждениях в настоящее время для занятий с детьми часто применяют физкультурно - оздоровительные тренажеры, которые при систематическом использовании являются надежным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей. Разрабатываются специальные комплексы упражнений на тренажерах. Это помогает разнообразить физкультурные занятия и усиливать двигательную активность детей.
Одним из таких физкультурно-оздоровительных тренажеров является тренажер батут. Актуальность использования данного тренажера для детей дошкольного возраста заключается в развитии вестибулярного аппарата и чувства равновесия. Способность сохранять равновесие в вертикальном положении - одно из важнейших условий жизнедеятельности человека. Удержание стабильного равновесия является одним из значимых показателей моторно - двигательного развития детей, необходимых для освоения новых, более сложных действий.
Все знают, что такое батут и как весело на нем прыгать, но мало кто знает, что кроме удовольствия от прыжков, батут приносит большую пользу организму.
Во время занятий и игр на батуте у детей формируется опорно-двигательный аппарат. Происходит также развитие моторики рук и ног ребенка, улучшается координация движений. Кроме этого, во время игр и упражнений на батуте у детей улучшается работа сердечно-сосудистой системы, что в свою очередь укрепляет иммунитет и здоровье организма в целом. Однако, это не вся польза батута для детей. Упражнения в форме развлечений формируют привычку к занятию спортом, ребенок постоянно совершенствует свои умения. Укрепляются суставы и мышцы, благодаря правильной и равномерной нагрузке, развивается вестибулярный аппарат.
Упражнения на батуте способствуют :
- укреплению вестибулярного аппарата
- улучшению физической формы и общего состояния здоровья
- развитию координации движений
- работе всех групп мышц
Противопоказания:
- Травмы или заболевания опорно-двигательного аппарата.
- Головокружение, боли в сердце, в груди.
- Нельзя прыгать во время простуды, при усталости и после еды.
Батут – это отличный многофункциональный тренажер, который способен формировать правильную осанку. Именно с дошкольного возраста важно начать это развивать.
Прыжки на батуте - это еще и позитивное настроение детей на целый день. Это прекрасный способ совместить полезное с приятным.
При обучении детей прыжкам на батуте следует тщательно и индивидуально подходить к начальным этапам обучения. У многих детей при виде такого тренажера как батут появляется чувство неуверенности, скованности и даже страха перед возвышенной и пружинящей поверхностью. Предлагаемый комплекс упражнений поможет приобрести ребенку уверенность в упражнениях на новом спортивном оборудовании.
1.Упражнение «Высоко -низко»
Подъем на батут, спуск с батута
- дать ребенку почувствовать подъем на возвышенную поверхность.
2.Упражнение «Пружинка»
Встать на батут, выполнить пружинистые приседания.
3.Упражнение «Фонарики»
Встать на батут, руки согнуть в локтях, изображая фонарики. Выполнить повороты вокруг себя вправо-влево.
4.Упражнение «Собираем грибы»
Встать на батут, выполнить 2-3 приседания.
5.Упражнение «Раз, два, три, игрушки собери»
Ребенок встает на батут, взрослый выкладывает на батуте игрушки (з штуки).Ребенок наклоняется или приседает, берет игрушку и дает взрослому.
Количество игрушек можно посчитать.
6. Упражнение «Меткий стрелок»
Взять маленький мячик или пластмассовый шарик. Встать на батут. Бросить мячик в корзину, стоящую от батута на расстоянии 1- 1,5 метров.
7.Упражнение «Дружная пара»
Взрослый держит ребенка за руку. Ребенок выполняет 2-3 прыжка на батуте.
Перед тем, как начать выполнять упражнения и прыжки на батуте, необходимо провести с детьми ряд бесед. В данных беседах целесообразно использовать загадки, стихи, наглядный материал, презентации. Для начала провести эвристическую беседу.
- Дать представление детям о батуте, его устройстве, о разнообразных видах данного спортивного оборудования.
- Познакомить детей с историей батута (в доступной для них форме), рассказать о спортивных соревнованиях по прыжкам на батуте, о спортсменах;
- Знания о здоровье, здоровом образе жизни,
- О правилах безопасности при упражнениях на батуте;
- Об использовании батута, где можно применять;
И уже в практической части проходит исполнение, анализ и отработка сначала элементов и в последствии комплексного упражнения.
Техника прыжка состоит из следующих элементов:
-исходное положение, замах, толчок , полет , -приземление.
Каждый предыдущий элемент подготавливает и обусловливает последующий.
Исходное положение помогает правильно выполнить замах.
Замах создает благоприятные условия для толчка.
От толчка зависит высота траектории полета.
Основная задача при приземлении - погасить скорость полета без резких толчков и сотрясений, и сохранить равновесие.
При обучении детей прыжкам на батуте используем такие приемы как объяснение и показ.
Тренажер батут можно использовать в упражнениях, подвижных играх, эстафетах, полосе препятствий, спортивных праздниках и досугах.
Во время обучения детей прыжкам на батуте полезно использовать следующие методические приемы:
- музыкальное сопровождение (аудиозапись, бубен, хлопки)
- ритмичный текст (стихотворение, считалка и т.п.)
-наглядный материал для развития зрительного восприятия, внимания, мышления.
Овладении навыками прыжков на батуте проходит в несколько этапов. Первый этап - это первоначальное разучивание прыжков(овладение движением). Второй этап - углубленное разучивание-совершенствование прыжков(автоматизация). И закрепление навыка и совершенствование техники –усложнение- проходит на третьем этапе.
Упражнения и игры с использованием тренажера батут.
Эстафета «Прыг-скок».
Цели: развивать координацию и быстроту движений; формировать умение правильно спрыгивать с батута.
По команде первый участник до батута, встает на него и выполняет 5 прыжков, спрыгивает на мат, добегает до ориентира, оббегает его и бегом возвращается к команде.
Игра «Кто быстрей?»
Цели: развивать координацию движений, внимание,память, равновесие; формировать правильную осанку при ходьбе.
Содержание игры:
Дети рассчитываются на первый-пятый. Запоминают свой номер. В центре физкультурного зала стоят два батута. Дети, взявшись за руки шагают по кругу и произносят слова:
«Раз, два, три, четыре, пять, будем весело играть!»
Инструктор (воспитатель) называет один из номеров ( например, третий). Участники с данным номером добегают дл батута. Первый прибежавший выполняет 5 прыжков на батуте. Игра продолжаетя.
Упражнение «Поймай комара!»
Цели: развивать координацию движений, формировать умение удерживать равновесие во время прыжков на батуте.
Ребёнок под весёлую музыку подпрыгивает на батуте, выполняет хлопки над головой.