Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Консультация для родителей

Сюжетно-ролевая игра «Тайны детской игры»

Хохлова Ирина Николаевна,
воспитатель ГБДОУ центр развития ребенка – детский сад №23
Красносельского района Санкт-Петербурга

Как часто родители с рождением малыша полны самых радужных надежд и ожиданий, что уж их-то ребенок будет не то, что не хуже других детей, но и лучше их. Он будет сообразительным, неординарным, успешным в школе (ведь родители учились хорошо и ребенку дадут все лучшее). Многие родители, как они считают, делают все возможное: дом завален яркими пластмассовыми и мягкими игрушками, едва ребенок научился сидеть, его ставят в «ходунки», начинают учить ребенка чуть ли не с пеленок математике, чтению, иностранному языку и т.д. Чуть позже сюда же добавляются спортивная, художественная школа и т.п. Неделя ребенка расписана поминутно, он все время чем-то занят, вернее его все время чем-то занимают. Родители спокойны и счастливы — они дали ребенку все лучшее. Как показывает практика психологического консультирования, это спокойствие обрывается, когда ребенок поступает в школу. Почему ребенок испытывает трудности в усвоении программы? Почему ему не интересно в школе, он ничего не хочет? Мама со слезами на глазах, придя на консультацию, рассказывает, что ее ребенок был самым развитым в группе детского сада, опережал по развитию других детей. Что же произошло? Где просчитались родители? В жизни их ребенка не было места игре, они посчитали игру пустым и ненужным делом, отводя ей место в перерывах между обучением. Многие современные родители ни педагоги считают, что новое время с его ускоренным темпом и ритмом жизни не позволяют терять драгоценные годы , дни, часы и даже минуты на «пустые игры» в «дочки-матери», в «казаки-разбойники». И если уж играть, считают некоторые, то пусть это будут «умные» компьютерные игры, или спортивные, например, восточные единоборства. Стремясь видеть своих детей образованными людьми, родители и педагоги зачастую воспринимают детство лишь как ступень на пути ребенка в общество взрослых людей, где он должен занять достойное место. При этом игре достается лишь функция развлечения и отдыха между делами, которыми так важно занять ребенка. А в это время все больше серьезных взрослых людей - бизнесменов, политиков, общественных деятелей - платят огромные деньги за возможность поиграть на пользу дела. Речь идет о деловых и сюжетно-ролевых играх, которыми занимаются на специальных семинарах. Сегодня во всем мире они считаются необходимым элементом подготовки высококлассных профессионалов, особенно в области общения с людьми. Для чего это нужно? Разве не проще просто объяснить человеку: поступай так-то и так-то? Выясняется, что не проще. Человеческая психика устроена так, что она «запоминает» сценарии поведения и при необходимых условиях воспроизводит их. А для того, чтобы запомнить, нужно хотя бы один раз «прокрутить» этот сценарий, не просто усвоить на уровне правил, а именно поучаствовать в нем, то есть поиграть. Так что же это за явление - наша игра? Почему именно ею внутренне заполнено детство? Что даст нам, родителям, педагогам и психологам, раскрытие тайн детских игр? Слово «игра» имеет множество значений. В словаре Даля две огромные страницы микроскопическим шрифтом рассказывают о том, что играть — это веселиться, тешиться, забавляться, заниматься чем-либо для забавы, от скуки, а еще изображать на театре, извлекать музыкальные звуки и так далее... А еще игра (как действие) - это забава, установленная по правилам. Интересно: оказывается слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить» и «дружить». В какой-то степени это сохранилось и в языке современных детей. Дети обычно говорят: «Я хочу с тобой играть» или «Я с тобой больше не играю», что, в сущности, означает «Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!» Осмысление детства как времени игры, а игры как средства подготовки к будущей жизни - одно из главных положений русской народной педагогики. Игра призвана помочь ребенку накопит душевный материал, сформировать и уточнить представления о жизненно-важных действиях, поступках, ценностях. Игра - это работа фантазии и развитие воображения, средство телесного и психического выражения чувств. По мнению российского психолога Д.Б. Эльконина игра является той универсальной деятельностью, внутри которой происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребенка, игра учит ориентироваться в явлениях культуры, помогает использовать их соответствующим образом. Интересна и важна позиция академика И.С. Кона: «Что такое игра, мы не знаем. Вернее так, я не знаю ни одного законченного определения, которое исчерпывало бы весь объем понятия, все мои интуитивные представления об игре. Почему бы действительно, не представить ее механизмом самоорганизации и самообучения такой избыточной системы, как психика ребенка? Мне кажется, идея заманчива. Не случайно такой тонкий психолог, как Д. Мид, увидел в игре обобщенную модель формирования того, что психологи называют «самость», «собирание ребенком своего «я»». Уже давно известно, что игра способна развиваться. В процессе ее развития ребенок переходит от простых, элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным, охватывающим практически все сферы действительности. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными неудобными они ни были. Давайте вместе проследим путь развития игры. Малыш появляется на свет. Он учится общаться со взрослыми, знакомится с окружающим его миром предметов... Вот он, еще и ходить-то по-настоящему, не умея, радостно катает по полу бабочку на колесиках. Ага! Это катается! А папина газета рвется! А дверца этого шкафа открывается! Одно и то же действие он повторяет много раз, чтобы запомнить. А мы, взрослые! Прячем папины газеты, заматываем ручки ящиков веревками, пресекаем попытки ребенка попереливать воду, сунуть руки в мешочек с крупой или мукой, или поляпаться с тестом - во имя чистоты, порядка и спокойствия взрослых. Мы лишаем тем cвoё чадо возможности играть и изучать мир. До двух-трех летнего возраста взаимодействуя с предметами, ребенок учится различные приемам зрительного, слухового и осязательного обследования, помогающим различать к выделять качество предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. Так возникают сенсорные эталоны, то есть общепринятые представления о внешних качествах предметов. Развитие сенсорики является чувственной основой для всех способностей ребенка (познавательных, эстетических, творческих в других), для полноценного, осознанного восприятия окружающей действительности, что позволяет легче адаптироваться к окружающему миру, активно взаимодействовать с ним. Но самое главное, ребенок учится общаться с людьми. К шести месяцам малыш овладевает практически всеми навыками общения, кроме, конечно, речи. Он отвечает взглядом на взгляд, улыбкой на улыбку и отворачивается, когда хочет прекратить общение. Большинству из этих навыков ребенок обучается в ходе тех простых игр, в которые вы с ним играете, а также воспринимая то, как вы автоматически заполняете любые паузы в его собственном поведении. Навык общения необходимо упражнять и оттачивать, и лучше всего делать это, когда вы разговариваете или играете с малышом. Поэтому особенно важны простые игры, основанные на совместных действиях матери и ребенка. Эти игры можно назвать творческими в полном смысле этого слова, потому что они рождают важнейшие базовые структуры поведения. Вспомним первые игры «Ку-ку», «Идет коза рогатая», «Щекота-щекота», «Два пожарника бежали», «Ладушки» и многие другие. Большинство игр этого периода детства сопровождаются речью взрослого или детскими стишками. Речь — это нечто большее, чем просто произнесение слов, она имеет ритм. Простые колыбельные песни, присказки. детские стихи особо подчеркивают ритмическую сторону речи, поэтому они так нравятся детям. Замечено, что дети, испытывающие трудности с чтением, затрудняются и при подборе рифм, испытывают трудности при воспроизведении ритмов. Это, конечно, не означает, что, если читать им детские стишки и петь песенки, они обязательно успешно овладеют грамотой, но это вполне допустимо. Таким образом, задача родителей, любящих своего ребенка, обеспечить ему максимально разнообразную окружающую среду, дать возможность свободно передвигаться и исследовать, как можно больше общаться с малышом. Но вот, в определенный момент психического развития, у ребенка появляется деятельность, которая переворачивает всю жизнь и в одночасье превращает его в волшебника. Ему подвластно все: и вещи, и люди, и желания, и эмоции, и многое, многое Другое. Как нам не пропустить зарождение собственно игры? На рубеже двух-трех лет у ребенка возникает интересное занятие: он берет множество мелких предметов, расставляет их перед собой на столе, на полке, на полу. Он издает не очень понятные звуки, переставляет предметы, убирает одни и на их место ставит другие. Причем это могут быть самые разные вещи: и деревянные бруски, и пуговицы, и мамин флакон из-под духов, и прищепки, и фантики, и множество других вещей, которые попадутся ребенку под руку. Взрослые, как правило, не очень обращают внимание на эту деятельность (если только малыш не использует в ней совсем запретные предметы). И действительно, на первый взгляд, ну какая в ней польза? А ведь на самом деле перед нами - игра! Да, да, первая форма игры, без которой ни ее других форм, ни воображения у ребенка не разовьется. Психологи назвали эту игру режиссерской. И правда, в ней есть очень много сходного с деятельностью режиссера фильма или спектакля. Во-первых, ребенок в этой игре сам создает сюжет-сценарий. Это часто очень удивляет окружающих: как такой маленький сам придумывает сюжет? Если ребенок с самого начала не проявит самостоятельности в своей деятельности, он никогда к ней не придет. Очень важно поэтому (даже необходимо), чтобы первые игры малыша развивались по самостоятельно придуманным им сюжетом. Конечно, эти сюжеты еще очень просты, они могут состоять всего из одного - двух предложений, но они принадлежат самому ребенку - его воле, его желанию, его замыслу. Второе, что делает ребенок в этой игре, это он придумывает, чем что будет. Бруски могут быть машинами, домиками, пузырек из-под духов — человечком, пушкой и т. д. Другими словами, ребенок в этой игре начинает переносить функции с одного предмета на другой. Третье сходство с режиссерской работой заключается в том, что ребенок придумывает и мизансцены, т.е. представляет в пространстве, кто, где будет находиться, как персонажи будут взаимодействовать с другими предметами и что в результате этого произойдет на «сцене». Поэтому малыш может очень долго заниматься с мелкими различными предметами. Наконец, четвертый момент, на который хотелось бы обратить внимание, заключается в том, что ребенок исполняет в этой игре все роли, если они есть, или просто сопровождает игру «дикторским» текстом. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка и для развития игровой деятельности. Малыш, владеющий режиссерской игрой, сумеет без особых проблем подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре. Кроме того, он может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая все новые события и повороты в сюжете, осмыслять и переосмыслять различные ситуации, встречающиеся в его жизни. В этой игре ребенок становится способным видеть целое раньше частей, что является основой воображения и фундаментом, залогом будущего успешного обучения в школе. Режиссерскую игру бывает трудно увидеть со стороны. Во-первых, она практически всегда индивидуальна. Во-вторых, ребенок очень старается сохранить ее для себя и вмешательство взрослого часто ведет к тому, что игра прерывается. Наконец, третьей особенностью игры, является то, что играть в нее ребенок предпочитает в укромном месте, куда взрослый не всегда может заглянуть, вмешаться. Что нужно детям для режиссерской игры? Первое условие - наличие у ребенка индивидуального пространства для игры. Давайте посмотрим с этих позиций на то, как живут наши дети. Во многих семьях, в квартирах которых, как правило, нет лишней площади, ребенок часто вообще не имеет своего угла, где можно «приткнуться». Его игрушки хранятся в шкафу или ящике под кроватью. Любая игра обязательно сопровождается долгой и неинтересной уборкой игрушек. Тут уж невольно задумаешься, стоит ли вообще играть, если потом надо все это убирать! Другие дети вроде бы находятся в гораздо лучшем положении. У них не просто уголки у них свои комнаты. Ну и что? Они довольны? Да нет, не всегда. Многие родители знают, что одна из любимых игр детей - строить себе домики (под столом, под стулом, в укромном уголке). Эта тяга человека огородить свои владения, свое место вполне психологически понятна. Такое ощущение необходимо человеку для расслабления, для снятия стрессов, для эмоциональной разгрузки. Сделайте ребенку индивидуальное пространство с помощью ширмы, занавески, коробки и т.п. Наши дети не требовательны, они будут счастливы любому укромному уголку. Второе условие - наличие у ребенка мелкого игрового и неигрового материала в избытке. Это и мелкие игрушки, и различные предметы быта - веревки, коробочки, пуговицы, прищепки и т.п. Третье условие организации режиссерской игры - позиция взрослого, умелое руководство. Минимум, который от вас требуется — создать первые два условия. И будет просто замечательно, если вы станете активным зрителем, который не просто хлопает и восторгается, но просит пояснить те или иные действия малыша. Взрослый может стимулировать развитие игры, показав ребенку какой-то сюжет, или попросив ребенка изобразить любимую им сказку. Играйте вместе с малышом, и вы узнаете о нем много интересного! Сюжетная игра будет сопровождать ребенка до младшего школьного возраста, видоизменяясь и обретая новое содержание. Примерно на четвертом году жизни ваш ребенок вдруг стал ходить на четвереньках, лаять, а затем, попросил повести его на прогулку на поводке, отказываясь идти гулять в ином случае. Вернувшись с прогулки, он потребовал поставить тарелку с едой на пол... Родители в ужасе - ребенок заболел? Что это? А это наша новая знакомая заявила о себе -образно-ролевая игра. Она уже появилась на арене психического развития, а мы, взрослые, не сразу поняли, что к чему. Этот вид игры учит ребенка перевоплощаться, развивает творчество, и, главное -развивает детское воображение. В образно-ролевой игре ребенок учится переносить свойства с одного предмета на другой, для этого он сначала «примеряет» эти свойства на себя. Эта «примерка» делает ребенка всемогущим, он может не просто ходить, но и ездить (как машина), летать (как бабочка), не только говорить, но гудеть, хрипеть и даже выпускать дым. Это свойство детей - умение перевоплощаться - может в некоторых случаях иметь значение психологической реабилитации. Образно-ролевая игра дает возможность малышу по-новому общаться со взрослыми. От непосредственного общения, от привычных слов, уже знакомых интонаций ребенок научается переходить к контекстному, выдуманному им самим, новому и оригинальному типу общения. Например, мама пришла с работы усталая. Увидев, что игрушки опять разбросаны, очень рассердилась, накричала и ушла на кухню. Через несколько минут там появляется ее дочка, правда, идет она цыпочках и начинает ласкаться. На сердитый возглас матери отвечает: «Я котенок, я заигрался и не успел убрать игрушки». От этого мама не может не растаять, и мир восстановлен. Быстро устраняется причина раздора - убираются на место игрушки, и мама с дочерью вместе, дружно готовят ужин, Я думаю, вы уже убедились в важности образно-ролевой игры. Какова роль взрослых на этом этапе? Поскольку образно-ролевая игра тесно связана с театрализацией и почти полностью основана на личном опыте дошкольника, следует всячески расширять этот опыт. Необходимо водить ребенка на спектакли, а еще лучше делать его не зрителем, а участником домашних постановок. Вам помогут игры «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем...» «Море волнуется раз...» Любые импровизации на тему любимых героев мультфильмов. Дети любят наряжаться и крутиться перед зеркалом - поддержите их, помогите им в перевоплощении. Когда ребенок научился самостоятельно придумывать сюжет (т.е. другими словами, овладел режиссерской игрой) и получил опыт ролевого поведения (поиграл в образно-ролевую игру, попробовал перевоплощаться), то возникает основа для развития сюжетно-ролевой игры, наиболее доступной и понятной нам, взрослым. Вот девочки играют в больницу. Одна — врач, она принимает больных, осматривает их, выписывает рецепты или выполняет какие-то медицинские процедуры. Другая -пациентка, она жалуется на недомогание, дает себя осмотреть, полечить и т.д. Другими словами берется какой-то сюжет - тема (в данном случае - больница) и разыгрывается, оживляется с помощью ролей (врач и больной). Соединение этих двух линий (сюжета и ролей) и дает название игре - сюжетно-ролевая. Какое-то время ребенок может играть в сюжетно-ролевые игры с кем-то из старших, но примерно в возрасте 5 лет у ребенка появляется желание играть с себе подобными, с теми, кто все понимает с полуслова. Как воздух необходимым становится взаимодействие с коллективом. Никакие ваши слова, подробные объяснения и примеры из личной жизни не заменят в этом возрасте тех знаний по социальной адаптации, которые дадут игры с ровесниками. Что малыш приобретает в сюжетно-ролевой игре? Прежде всего, как отмечал Д.Б. Эльконин, ребенок в этой игре отражает отношения, специфически для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы - магазин, больница, транспорт и другие. Какова роль взрослого на этом этапе развития игры? Просто найдите немного времени и поговорите с ребенком, расскажите, например, как вы были в парикмахерской, и что там происходило, расскажите о своей профессии. Здесь есть два важных правила: показать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности, и, главное, те отношения между ними, которые существуют в жизни. Нужно включить такие сведения, которые ребенок затем сможет использовать в игре. Второе правило предполагает очень сильную эмоциональную окраску происходящего, например, v героев рассказа что-то не получается, или они что-то теряют. А вообще-то, если хотите, чтобы ребенок играл, играйте вместе с ним. Это совсем не трудно сделать и не требует особых умений и специального времени. Если превратить игру из развлечения в «способ жизни» для вас и вашего ребенка, то проблем у вас не будет. Вы пришли с работы, вы устали, а тут еще гора немытой посуды и голодные домочадцы. Ну и что? Во время мытья посуды и приготовления ужина тоже можно играть с малышом (тем более, что за день разлуки он наскучался без вас). Скажите, например, что вы волшебница, ребенок тут же станет каким-либо сказочным героем, и вот игра уже началась. Вы можете отправлять своего слугу в другое царство (комнату) и давать ему секретные поручения (отыскать картошку, накрыть на стол). И ребенок просто будет счастлив. Он возле мамы и он играет. Постепенно сюжетно-ролевая игра, развиваясь, выдвигает на первый план игровое правило, которое начинает исполнять ведущую роль, и на сцене появляется новый вид игры - игра с правилами. Вернее будет сказать - должен появиться, так как этот вид игры находится на стадии вымирания. В чем причина? Может быть в том, что ушла в прошлое шумная дворовая жизнь. Ведь среди самых разных видов дворовых игр особое место занимала игра с правилами. Она объединяла и больших и маленьких (существовала естественная передача игрового опыта), учила ребят общаться, помогала им найти общий язык, она была прообразом коллективной деятельности, учила нравственности и воспитывала волю. Многие современные дети и даже их родители не знают, что такое «Штандр», «Казаки-разбойники», «Тише едешь -дальше будешь», «Лапта», «Резиночки» и т.д. Умирая, игра с правилами оставляет нам многие переменные проблемы. Там, например, где, в какой деятельности можно научить детей уступать друг другу? Или вот вроде бы школьная проблема, но имеющая глубокие корни в дошкольном детстве: как научить ребенка слышать товарища, продолжать его мысль, владеть коллективной учебной деятельностью. Игра с правилами, дает ребенку две необходимые (для школы и для жизни в целом) способности: во-первых, выполнение правил в игре всегда связано с их осмыслением и воспроизведением воображаемой ситуации; во-вторых, коллективная игра с правилами учит общаться. «Тише едешь -дальше будешь», «Вы поедете сегодня на бал?» («да» и «нет» не говорите, черное и белое не носите) - эти незамысловатые детские игры оказываются сокровищем, которое мы, взрослые, должны охранять, играя вместе с детьми, поощряя их в этом. Исследования психологов показали: причиной школьной неуспешности многих детей, их плохой успеваемости или отрешенности от коллектива стало как раз то, что в дошкольном возрасте ребенок «не доиграл» или вообще был лишен такой возможности. Поэтому, взрослые, создайте условия для детской игры! Чтобы потом «не было мучительно больно...» В копилку игр: «Хали - хало» Игроки сидят или стоят на одной линии. Водящий с мячом стоит на расстоянии пяти шагов от них. Он загадывает какое-то слово, объясняя, что такое - фрукт, дерево, инструмент (классификация), и называя его первую букву (а это уже пошел ненавязчивый повтор орфографии или обучение ей). Игроки могут задавать водящему дополнительные вопросы. Их задача - угадать загаданное. Как только слово названо, водящий кричит «Хали - хало!» и бросает мяч тому, кто угадал, а сам убегает как можно дальше. Игрок, поймав мяч, кричит «Стоп!» Водящий должен остановиться, повернуться лицом к игроку и соединить руки в кольцо. В это самое кольцо игрок бросает мяч. Если бросок оказался метким, то игрок занимает место водящего, если же игрок промахнулся, то водящий возвращается на свое место и загадывает новое слово. Эта игра прекрасно сочетает в себе движение физическое и умственное, развивает и меткость, и координацию, и память, и внимание, и даже орфографическую зоркость.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»