Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Совместная работа детского учреждения и семьи по развитию психологически и физически здоровой личности ребенка через детское исполнительское творчество.

Гриценко Светлана Борисовна, воспитатель ГБДОУ детский сад64 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга.
 

Начало двадцать первого века для жизни человека можно охарактеризовать как очень информативное, стремительно изменяющееся, гипердинамичное время. Образ жизни любимых людей, вносит в жизнь ребенка много непонятного, пугающего. Ребенок не может понять, почему мама идет на работу, а не остается с ним дома, когда он болен, почему папа все время работает, а не катается с ним на санках в свободное время, что происходит вокруг? Поток информации по телевизору, агрессивные мультфильмы, боевики, которые ребенок смотрит  вместе  с  родителями, не позволяют ребенку правильно оценить окружающий мир, сформировать правильное отношение к себе и людям, пагубно влияют на его эмоциональное состояние. Неблагоприятная экологическая обстановка, не сбалансированное питание, малая подвижность детей дома  ухудшают физическое состояние детей. Заболеваемость детей инфекционными болезнями и ОРВИ с каждым годом растет, как и растет число детей с наследственными патологиями.
Задача педагогов  - помочь детям разобраться в окружающем их мире, научить общаться с людьми, научить защищать себя от эмоциональных перегрузок, укрепить здоровье, научить видеть прекрасное и развить интеллектуальный потенциал ребенка.
Очень важно, чтобы развитие ребенка проходило через совместную деятельность ребенка и взрослого, совместную деятельность ребенка со сверстниками, заинтересовать ребенка в действии, побуждать его к самостоятельному поиску решения проблем на основе имеющегося опыта и навыков, создать эмоциональный комфорт и положительный настрой.
         В дошкольном детстве воспитание и развитие ребенка напрямую зависит от заинтересованности малыша от его желания проявлять творческий подход в познании мира. Театрализованная деятельность с музыкальным сопровождением, слушание музыки, совместное музицирование  детей и взрослых наилучшим образом помогает в развитии  интереса к познанию, развивает ребенка физически, способствует интеллектуальному развитию, развитию психических процессов, формирует эстетический вкус, умение видеть и слышать прекрасное, нормализует эмоциональность детей, снижает уровень заболеваемости детей психосоматическими заболеваниями.
         Детское творчество - одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии. Ее исследовали Л.С. Выгодский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Венгер, Н.А. Ветлугина, Б.М. Теплов, О.М. Дьяченко, А.И. Волков и многие другие.
         Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном.  По мнению Н.А. Ветлугиной творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое: свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личного «я».  Л.И. Венгер считает что творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияла на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающий за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.
Музыкой можно изменять развитие: ускорять рост одних клеток, замедлять рост других. Но главное, музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление.
         Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать.
         Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.
         Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.
          Для  успешного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского учреждения. Ведь окружение, в котором растет ребенок, его собственный опыт во многом определяют в будущем  способности и характер человека. Создание дома и в детском учреждении музыкальной развивающей среды во многом способствует успешному решению проблемы развития психически и физически здоровой личности ребенка.  Для ребенка большую роль играют взрослые, которые находятся рядом с ним. Авторитет родителей, их предпочтения и интересы являются для ребенка главной отправной точкой в познании мира. Поэтому совместное прослушивание музыка, движение под нее, создание домашних спектаклей, участие родных в праздничных представлениях в детских учреждениях, посещение театров  оказывает на ребенка наиболее благоприятное воздействие.
         Развитие у детей устойчивого интереса к исполнительской и исследовательской деятельности на основе совместного музицирования взрослого и ребенка во многом способствует решению задач музыкального, эстетического, этического, интеллектуального и физического развития.
         Одним из видов исполнительской деятельности является театрализованная деятельность детей.
         По мнению А.В. Щеткина «театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому, что связана с игрой».
Театрализованная деятельность детей  - это одно из средств знакомства детей с окружающим миром, его красотой и способ адаптировать ребенка к социальным отношениям между людьми.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют   общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.         
Посредством перевоплощения в персонаж, ребенок переживает  эмоции свойственные его герою, усваивает способы общения.
Разучивание роли стимулирует память ребенка, активизирует мыслительные процессы.
Выполнение имитационных движений развивает тело, координацию движений, укрепляет здоровье детей.
Драматизация литературных произведений знакомит детей с красочным литературным языком, развивает кругозор, развивает эстетический вкус. Выполнение движений под музыку развивает музыкальный вкус, знакомит детей с миром звуков.
Театрализованная деятельность развивает творчество детей, фантазию,  умение действовать в команде.
Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными, они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Большую роль для развития устойчивого интереса детей к творчеству играет взаимодействие детского сада и родителей. Свою работу с родителями я начала с индивидуальных бесед с родителями, анкетирования, консультации на родительском собрании. Я выявила, что в группе есть достаточное количество семей с музыкальным или театральным образованием. Эти семьи с наибольшим пониманием отнеслись к проблеме. В группе был создан костяк родителей, которые своим примером увлекли и большинство других родителей к участию в работе по музыкальному воспитанию детей. Многие родители с удовольствием откликнулись на просьбу участвовать в детских праздниках вместе с детьми. Многие родители стали с большим вниманием относиться к той музыке, которая звучит в их доме, стали советоваться по приобретению для ребенка музыкальных записей и мультфильмов. Часть родителей заинтересовались проведением детских праздников дома. Я рада, что эта проблема нашла отклик у родителей. С большим энтузиазмом восприняли родители идею проведения музыкальных гостиных в группе. За прошедшие три года планомерной работы детского учреждения и родителей по развитию детского исполнительского творчества  уже можно сделать вывод: количество ОРВИ сократилось на 53%, значительно улучшилось взаимопонимание между детьми и родителями, родителями и детским садом. Многие родители увидели в своих детях потенциал, о котором не догадывались раньше. Больше половины родителей  теперь водят детей в творческие школы и кружки.
 
 
Литература.
 
 

  1. М.В. Киселева «Арт – терапия в работе с детьми» «Речь» СПб 2006г.
  2. «Первая энциклопедия музыки» Machaon1999г.
  3. И.А. Кутузова, А.А. Кудрявцева «Музыкальные праздники в детском саду» «Просвещение» 2000г.
  4. А. Соболева «Дорога в далию» азбука искусств СПб 1997г.
  5. Н. Зарецкая «Праздники в детском саду» «Литера»2003г.
  6. Н.Л. Кряжева «Развитие эмоционального мира детей» «Академия развития» 1997г.
  7. М.И. Михайлова «Развитие музыкальных способностей детей» » «Академия развития» 1997г.
  8. Е. Раугул, М. Козырева «Театр в чемодане» «Литера» 1998г.
  9. А.В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду»  «Мозаика-синтез»2007 год.
 
 
 

 
 
 
 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»