Хорева Виктория Викторовна,
Государственное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №93 компенсирующего вида
Калининского района г.Санкт-Петербурга,
учитель-логопед высшей категории
Материал представляет собой рекомендации родителями и педагогом, направленный на организацию правильного сотрудничества педагогов с родителями детей раннего возраста и на организацию эффективного взаимодействия и совместной деятельности взрослого с ребенком.
Ранний возраст
Рекомендации родителям и педагогам
1.Сотрудничество педагогов с родителями детей раннего возраста
2. Совместная деятельность взрослого с ребенком
Ранний возраст
Сотрудничество педагогов с детьми раннего возраста
Для того, чтобы пребывание ребенка в детском учреждении было приятным, продуктивным и комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо начать с установления взаимодействия педагогов и родителей.
Термин «взаимодействие» предполагает совместную деятельность по воспитанию, интеллектуально-физическому развитию ребенка, общению, обмену мыслями и информацией, участию в делах, а самое главное – доверие между всеми звеньями данной цепочки.
Родители в таком взаимодействии должны выступать не в роли учеников или наблюдателей, а в роди полноправных партнеров.
Этот контакт необходимо установить, так как один из важных механизмов социализации ребенка заключается в постоянном подкреплении, подтверждении различных воздействий, что предполагает повторение одних и тех же требования к ребенку постоянно изо дня в день и их последовательность со стороны взрослых.
Если же этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, все функции развития, плохо усваивает правила, поведение , могут проявляться любые перепады настроения вплоть до невротических проявлений.
В период адаптации особенно важен контакт на доверчивой основе между родителями и педагогом, поскольку отрыв от семьи – сложный процесс. Необходимо часто беседовать, узнавать привычки ребенка, предпочтения, любые проявления недомогания, причины, предшествующие каким-то проявлениям.
Педагог может и должен рассказать родителям об особенностях психики ребенка в данном возрастном периоде, о закономерностях его развития, помогать разбираться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных действий и высказываний. Педагогом и родителям следует помнить, что в период адаптации к новым условиям, некоторые требования в деском учреждении следует снизить, а в семье наоборот, чуть повысить их.
Педагоги не должны стесняться общаться с родителями, быть неуверенными в своих знаниях, или компетентности; они должны всегда помнить, что они являются обученными специалистами и они знают больше, чем родителями и могут подсказать что-то важное, необходимое, значимое родителями своих воспитанников.
Важно помнить, что для детей старше двух лет контакт со взрослыми и сверстниками, которому еще предстоит обучиться, в единстве с семейными общением составляет единое важное условия правильного развития.
На успешность воспитания и развития ребенка раннего возраста влияют:
Предоставление ребенку возможности активно действовать со многими предметами, так как основной деятельностью малыша является предметно-практическая
Постоянное участие взрослого в играх-занятиях с ребенком
Организация общения ребенка со взрослыми или свестниками, причем этому умению необходимо учить.
Совместная деятельность взрослого и ребенка
Общение со взрослым играет особую роль в приобретении всех навыков познания. Именно с помощью взрослых ребенок развиваясь, усваивает социальный опыт.
На самых ранних этапах ребенок овладевает практическими действиями (пить из чашки, удерживать ложку), которые ведут к получению определенного опыта.
Постепенно общение усложняется и приобретает познавательный характер. В ходе совместной деятельности взрослый постепенно знакомит ребенка со способами деятельности с предметами.
Взрослый должен перестроить свои отношения с ребенком таким образом, чтобы не он делал за ребенка, а чтобы выполнял совместную с ним, то есть переходит на новый качественный уровень.
Малыша интересует все, а любопытство его может быть удовлетворено практическими совместными действиями. Так как ребенок еще не владеет всеми навыками и умениями, то взрослый обеспечивает ребенку двигательную активность, окружающую среду, игрушки. При этом ребенка необходимо обогащать впечатлениями, при общении с людьми. Эмоциональная реакция взрослого становится средством понимания ситуации. На протяжении второго года жизни происходят изменения в характере общения: оно все более и более принимает форму совместной деятельности. Взрослый в процессе общения с ребенком развивает познавательную активность малыша, ставит его в ситуацию активных действий, побуждает к деятельности.
Возможности ребенка невелики, и ставить его в ситуации, когда он всегда «проигрывает» не следует, поэтому взрослый:
- подбирает материал, доступный и соответствующий возможностям ребенка
- учитывает физиологические возможности, состояние здоровья в данный период
- использует положительный эмоционально-окрашенный тон общения, заканчивает деятельность всегда на «Доброй» ноте.
Ребенок испытывает потребность в общении со взрослым, помогите ему и себе, развивайтесь и «растите» вместе с малышом совместно. День, проведенный вместе с малышом, гораздо веселее и богаче, чем скучная болтовня со взрослыми.