Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Адаптация, что это и как с ней справиться?

 Яковенко Дарья Васильевна
Что такое адаптация и как родители могут помочь ребенку и воспитателем в этот сложный период?
Адаптация – это самостоятельная или насильственное приспособление личности к новым условиям социальной среды. Результатом адаптации является приспособление и привыкание к новым условиям.
Большинству детей сложно бывает адаптироваться к детскому саду, эта сложная адаптация выражается в плохом сне ребенка, потере аппетита, плаксивости. Часто родители задают вопрос себе, как же помочь ребенку? Чтобы помочь ребенку в адаптационный период, рекомендуются:
- Родители сами должны меньше переживать за ребенка, каждый ребенок чувствует переживание мамы, папы, намного сильнее, чем они сами. Каждый человек боится чего то - нового, поэтому мы взрослые должны ребенку показать, что мир вокруг него интересный и совсем не страшный, и кроме мамы с папой есть еще люди, которые не хотят ему зла. Родители бояться отпустить ребенка от себя, но как ему тогда показать окружающий его мир, и что люди рядом тоже хотят ему добра и научить его быть самостоятельнее.
- Объяснять ребенку, что такое детский сад и зачем в него ходить. Постараться простыми словами объяснить ребенку, что в нем весело (например, в детский сад приходят такие же дети, они там вместе играют, учатся, рисуют, в детском саду много игрушек и добрые воспитатели)
- Перед садиком начать ребенка знакомить с режимом детского садика (режим сна) и постепенно вводить этот режим дома, а так же обучать ребенка самостоятельности (одеваться, умываться, кушать)
- Научить ребенка, знакомиться с детьми и как можно развить отношения. Гулять подольше на детских площадках, или ходить в развивающие центры, чтобы ребенок привыкал к детям.
- В первый месяц ребенка оставляют на несколько часов, постепенно увеличивая время по мере привыкания ребенка. Впервые дни родители, в детском саду находятся вместе, чтобы посмотреть групповое помещение, и чтобы ребенок меньше нервничал.
Адаптация в среднем занимает полгода, родителям следует запастись терпением, и с понимаем относиться к капризам ребенка. Не позволяйте себе критиковать детский сад в присутствии ребенка. Даже если ребенок маленький он чувствует тревогу родителей, и у него ваша тревога перерастает в страх, неуверенность и нежелание идти в детский сад. Приводите ребенка в детский сад с улыбкой, и с улыбкой забирайте домой.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
- 1 – 16 дней -  легкая адаптация;
- 6 – 32 дня – адаптация средней тяжести;
- от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация (Терехина О. А., Богословская В. С. «Здравствуй детский сад!» ООО ИД «Белый ветер» 2006г. (стр. 8-9)).
Процесс адаптации проходит легче, если ребенок чувствует поддержку со стороны взрослых. Родители должны понимать, что воспитатели и все остальные сотрудники детского сада стараются окружить ребенка заботой, создать комфортные условия пребывания ребенка в детском саду.
Если ваш ребенок тяжело привыкает к детскому саду, значит:
- режим дня не совпадает с режимом ДОУ
- ребенок зависим от мамы
- ребенок не самостоятелен (сосет пустышку, грудь; укачивают на руках и т.д.)
- нет опыта общения с посторонними людьми.
Большую роль в адаптационный период играет работа с родителями (наглядная информация) такая как;
- Папки – передвижки: «Адаптация ребенка к условиям ДОУ», «В детский сад с улыбкой», «Почему ребенок не хочет идти в детский сад» и т.д.
- Памятки: «Что такое адаптация», «Рекомендации по адаптации», «Почему ребенок плачет».
В течение месяца адаптационного периода сделать наглядный плакат: «А мы уже не плачем!».
Первые признаки хорошей адаптации показывают:
- хороший аппетит;
- спокойный сон;
- желание общаться с другими детьми и взрослыми;
- нормальная реакция на воспитателя;
- хорошее эмоциональное состояние.
В адаптационный период необходимо провести первое родительское собрание. Эта форма работы с родителями является важным действием в этот период. Воспитатели проводят беседу с родителями на тему: «Как помочь ребенку в адаптационный период».
Приходя в детский сад, дети и родители слышат добрую, успокаивающую музыку. Чтобы дети немного успокаивались и не так сильно переживали, и чтобы родители тоже немного успокоились и поняли что садик не так уж и страшен. Каждая мама боится отдать своего ребенка в чужие руки, но каждая мама должна понимать, что воспитатели хотят только добра их ребенку.
Игры в период адаптации для детей раннего возраста:
Цель: Научить детей взаимодействовать друг с другом, развитие познавательной и эмоциональной сфер у ребенка.
Игра поезд:
Под музыку воспитатель предлагает поиграть: «Я – паровоз, а вы мои вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая «Чух-Чух-Чух». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, а после остановки, на которой происходит определенное действие (хлопки, прыжки, танцы, кричалки), поезд начинает двигаться дальше в другом направлении.
Игра с игрушкой:
Дайте ребенку его любимую игрушку, попросите показать, где у игрушки голова, уши, живот и т.д. Игрушку можно: одеть (переодеть), умыть, уложить спать, покормить. Желательно сопровождать все действия стишками, потешками, или просто проговаривать каждое действие.
Игра собираем игрушки:
Пригласите ребенка помочь вам собрать разбросанные игрушки, или разбросайте сами шарики (мячики) и попросите вам помочь их убрать. Сядьте рядом и вместе с ребенком (детьми) начните собирать игрушки, дайте в руку игрушку и вместе с ним положите в коробку. Затем дайте другую игрушку и попросите сделать это самостоятельно. Пока собираете игрушки, напевайте что – нибудь вроде: «Мы игрушки собираем, мы игрушки собираем, другим и себе помогаем! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, их на место убираем».
Утренняя зарядка:
Дети встают на ковер и смотрят, как воспитатель показывает упражнения под музыку, и повторяют на ней, например: «У жирафа пятна, пятна, на лбу, на щеках, на шее, на локтях, на носах, на животах, на коленках и носках», и так несколько раз.
У детей любого возраста наблюдается огромная потребность в движении, которую они удовлетворяют в своих играх. Игра для них – это, прежде всего, действовать, двигаться. Необходимо использовать эту проблему в воспитательных целых. Игры помогают закрепить двигательные навыки у детей, развить у них организованность и дисциплинирование, а так же ловкость и быстроту, и сформулировать дружеские взаимоотношения.
Активные игры для детей самые полезные, позитивные, и самое главное все проговаривать, любое действие с ребенком нужно проговаривать, тогда ребенок быстрее научиться говорить, и будет понимать, что от него хотят.
Адаптационный период очень сложен, поэтому ребенку нужно быть всегда позитивным, не стоит ругать ребенка в этот период. Родители и воспитатели вместе должны дарить ребенку заботу и любовь всегда особенно в адаптационный период.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»