Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Развитие звукового анализа и синтеза
у детей дошкольного возраста

 На занятиях по обучению грамоте значительное место занимает работа по фонетическому анализу слов. Чтобы научиться читать и писать , ребёнок должен понять , что речь рождается из слов. А для этого ему необходимо  усвоить звукослоговое строение слов русской речи и обозначение звуков буквами.
В процессе своего речевого общения ребёнок никогда не имеет дело с изолированными звуками, а имеет дело с целыми звучащими компонентами, которые он должен различать на слух и произносить. Этими компонентами являются слова , словосочетания, предложения. В речи ребенка важным является её предметное содержание. Поэтому задача звукового анализа и синтеза перед ребенком не встанет сама по себе. Эта задача становится актуальной только при обучении его грамоте. Фонематическому анализу и синтезу ребенок должен быть обучен.
         Основной задачей развития у детей фонематического анализа и синтеза  является профилактика фонематической формы дисграфии , проявлениями которой являются следующие ошибки при освоении детьми письменной речи: пропуски гласных букв в словах (САПОГ- СПОГ), пропуски согласной буквы в словах со стечением согласных (СТАКАН-САКАН, ТАКАН), слитное написание слов в предложении и др.
        Дошкольник не может спонтанно  произвести звуковой анализ слова, т.к. ребенок, если перед ним ставится эта задача, должен впервые в своей речевой практике отойти от смысла слова и начать работать со словом не как с семантической (наполненной смысла) единицей речи, а как со звукокомплексом.
         Фонематика – это наука, которая изучает звуки (фонемы) русского языка.
Фонема является минимальной линейной единицей языка, то есть меньше, чем на фонемы, низкая звуковая последовательность (слог, слово, предложение) не может быть расчленена.
        Количество фонем, как гласных, так и согласных, в различных языках мира различно. Так, в русском языке 6 гласных и 36 согласных фонем, в английском – 20 гласных и 24 согласных.
 
 
                                Характеристика звуков русского языка.
Звуки делятся на ГЛАСНЫЕ и СОГЛАСНЫЕ.
Гласные звуки (их 6): А, О, У, Ы, И, Э.
Гласных букв в русском языке- 10: А, О, У, Ы, И, Э, Е, Ё, Ю, Я.
   При произношении гласных звуков струя воздуха не встречает преград во рту (зубы, губы разомкнуты, язык лежит), они образуют слоги.
    Определение для детей: Гласный звук можно петь и тянуть.
При произношении согласных звуков воздушная струя обязательно встречает звукообразующую преграду : зубы ,язык, губы. Согласные звуки слога не образуют.
          СОГЛАСНЫЕ бывают твердые и  мягкие:
          Б-БЬ, В-ВЬ, Г-ГЬ, Д-ДЬ, З-ЗЬ, К-КЬ, Л-ЛЬ,
          М-МЬ, Н-НЬ, Р-РЬ, С-СЬ, Т-ТЬ, Ф-ФЬ, Х-ХЬ.
          Звонкие и глухие: Б-П, Д-Т, В-Ф, Г-К, З-С, Ж-Ш.
          Звуки : Л, М, Н, Р, ЛЬ, МЬ, НЬ, РЬ –всегда звонкие (у них нет «глухой» пары).
                       Ш, Ж, Ц – твердые согласные,
                      Ч, Щ, Й – мягкие согласные.
Твёрдые согласные звуки обозначаются синим цветом,
Мягкие согласные – зеленым,
Гласные – красным.
 
Мягкость и твёрдость согласных определяется на слух, в сравнении: (М-МЬ),
И с некоторой ссылкой на артикуляцию:
Звук М произносится «сердитыми» губами (он твердый),
А звук МЬ- мягкий, ласковый, он произносится губами в улыбке.
Глухость- звонкость определяется так:
          1. Прикрыть ладошками уши и произнести звук (для сравнения- глухой и парный ем звонкий). Какой из них звенит?
          2. При произнесении звука приложить к горлышку ладошку.
              «Дрожит» горлышко или нет? (обнаружение «дрожания» голосовых связок).
 
 
Фонематический анализ- это выделение звуков слова (назвать первый звук, последний звук, все звуки поочередно).
Фонематический синтез – это воспроизводство слова (составление, синтезирование) из отдельных звуков.
Например: составь слово в котором есть звуки К, О, Т (кот).
«Звуки разбежались» К, С, О (сок)
Буквенный анализ и синтез- это те же операции, но производимые с буквами.
Звуко-буквенный анализ- это выделение звуков слова и его букв.
Пример: анализ слов с Ь на конце
                 К, О, НЬ- 3 звука
                 К, О, Н, Ь,- 4 буквы.
                 Ь в середине слова:
                 КОНЬКИ                                      2 слога
                                                                       5 звуков
                                             К о н ь к и       6 букв.
 
Слова с Ъ :
Звуковой анализ можно не давать, но надо объяснить,
Почему нужен Ъ в данном слове ПОДЪЕЗД: написать слово
Без Ъ и прочитать его ПОДЕЗД. А как разделить буквы Д и Е?
На»выручку» и приходит Ъ.
Анализ слов с сомнительной согласной:
   Д, У, П-3 звука
   Д, У, Б – 3 буквы, на конце –буква Б, а не П, т.к. в слове ДУБЫ нет звука П ,а есть звук Б.
Анализ слов с безударной гласной:
    В слове СОВА мы слышим звуки С, А, В, А, а напишем СОВА, т.к. в слове СОВЫ после звука С слышим звук О.
 
 
                   

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»