Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Пластелинография как средство развития
мелкой моторики рук сиарших дошкольников

Филиппова Елена Владимировна,
воспитатель ГБДОУ  №28
Кировского района Санкт- Петербурга

 Постановка проблемы и ее актуальность
Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. В школе, на первом этапе обучения, дети часто испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строчка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения обуславливаются неразвитостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью зрительно-двигательной координации.
 Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В настоящее время у многих дошкольников иметься общее моторное отставание, но в большей степени всех это выявляется у детей, живущих в городах. Это связано с тем, что еще недавно наши мамы и папы вместе с детьми работали больше руками: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Может где-то это и хорошо так, как у нас освободилось время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму. Нам можно еще раз убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», «Мальчик – пальчик» и др.
Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу. Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это - начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные упражнения по команде взрослого.
Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания и посильного участия детей в делах группы. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

 

Содержательная часть
Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуры, координации движений, благоприятно влияет на развитие речи (т. к. проекция кисти руки находится в непосредственной близости с речевой зоной в головном мозге, снимает нервное напряжение, страх, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.
Изобразительное творчество дает широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Изобразительная деятельность в детском саду - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Формируются такие свойства личности, как настойчивость, целенаправленность, аккуратность, трудолюбие.
Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует использование нетрадиционной техники работы с пластилином - «Пластилинография».
Что же это такое "пластилинография"? Само понятие состоит из двух слов "пластилин" - художественный материал, из которого осуществляется замысел, в нашем случае создание полуобьемных изображений и "графия" - создавать, изображать. Это техника, не требующая определенных способностей от ребенка, очень проста в исполнении. Материалы для исполнения данной техники просты и не требуют больших затрат.
    Художественный материал "пластилин" имеет огромное значение в развитии ребенка. С раннего возраста ребенок знаком с мягким и податливым материалом, из которого можно лепить, но мало кто знает, что пластилином можно рисовать. Рисование пластилином способствует развитию, что оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), подготавливает их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
   Пластилин используется в работе с детьми в качестве материала для поделок. Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, вытягивание. Это дает предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приемов: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части к другой. Важное значение начинает приобретать цвет пластилина, как средство выразительности, средство передачи признаков изображаемых предметов. Дети учатся смешивать разные цвета для получения более светлого оттенка, осваивают прием «вливания одного цвета в другой».
   Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.
Данная техника хороша тем, что занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков. Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют в другой деятельности (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.
Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы, а так же различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.
Существует множество различных приемов рисования пластилином, но рекомендуется начинать обучение с наиболее простых: заполнение пластилиновыми шариками, рисование мазками, рисование пластилиновыми веревочками.
Основные принципы работы по развитию мелкой моторики соответствуют основным педагогическим принципам:
· принцип развивающего характера обучения;
· принцип участия – привлечение всех участников педагогического процесса к непосредственному участию в развитии мелкой моторики рук;
· принцип комплексного сквозного подхода – заключается в преемственности между возрастными различиями и видами детской деятельности;
· принцип систематичности и последовательности в приобретении знаний и умений;
· принцип от простого к сложному – от простых игр переходим к более сложным;
· принцип личностно-ориентированный подход к детям – работать, как с группой детей, так и индивидуально;
· принцип оздоровительной направленности – на пальцах рук есть много точек, массаж которых позволяет укреплять здоровье ребенка.
Все выше изложенное обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости у дошкольников. Изучив и обобщив опыт работы по данной проблеме, мы пришли к выводу, что занятия и упражнения необходимо применять в комплексе, тогда они способствуют развитию разных групп мышц руки, развивают мышечный контроль, точность, гибкость и координацию движений. Чтобы данная работа была эффективной, она должна проводиться регулярно и непрерывно, систематически. Для нее необходимо выделить определенное время в режиме дня и сетке занятий, желательно начинать ее как можно раньше и не позднее, чем за год до поступления в школу.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными. Разные виды деятельности, используемые в работе, при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Рекомендации по работе с пластилином для родителей и воспитателей.
   Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для основы картин следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Если фон покрывается частично, то нужно применять картон с цветным покрытием, на котором не появляются масляные пятна от пластилина.
   Ребенку надо объяснить, что наносить пластилин на основу надо с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков. Детали круглых и овальных форм ребенок формирует скатыванием пластилиновых шариков с дальнейшим расплющиванием при закреплении на полотне картины. Для изображения тонких полос раскатываются ладошками колбаски. Желательно, чтобы эти детали не были очень длинными, иначе их перенос будет вызывать затруднение.
  Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Здесь все зависит от художественного замысла автора. Дети должны понять, что если они будут смачивать пальчики водой во время рисования пластилином, то у них получится шелковистая и очень гладкая поверхность рисунка. Но только очень немного, чтобы картонная основа, ни в коем случае, не размокла.
   Для получения тонких линий и нитей ребенку можно дать поэкспериментировать с пластилином. Для этого нужно взять шприц без иглы, вытащить из шприца поршень и заполнить его пластилином. Затем вставить поршень на место и нагреть шприц в горячей воде. С помощью шприцов получаются грандиозные изящные линии. Так же можно поэкспериментировать, продавливая пластилин через чесноковыжималку. Эти детальки используются для изображения лепестков и стеблей цветков, завитков и т.п. А если продавить пластилин через металлическое ситечко, то можно изобразить мех животных, кораллы и растительность. Какой простор для познавательной деятельности! А какое удовольствие получит ребенок, смешивая пластилин в ладошках для получения разнообразных оттенков. Он учится подбирать цветовые сочетания и формы, выстраивает композиции. При этом развиваются его фантазия, творчество, художественный вкус.
   Чтобы картинка со временем не теряла своей привлекательности, следует основу с нарисованным предварительно контуром или без него покрыть скотчем. Это поможет избежать появления жирных пятен, работать на скользкой поверхности ребенку будет легче и при помощи стека проще снять лишний пластилин, не оставляя следов. Контуры в данном случае выполняются обычным фломастером, который также без труда стирается влажной салфеткой, если ребенок вдруг ошибся в изображении объекта. Если же нет возможности покрыть основу скотчем, зарисовка производится простым карандашом. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.
   Хорошо, если в работе Вы будите использовать и природный материал: веточки, шишечки, сухие листья. Это будет способствовать не только овладению ребенком практическими навыками лепки и пластилинографии, но и поможет ему научиться любоваться природой, бережно относиться даже к самому маленькому, высушенному и неказистому листику.
   Если созданный руками ребенка шедевр Вы хотите сохранить на долгие годы или подарить близким людям: поверхность его лепнины желательно покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин затвердеет, готовое изделие или панно - становится прочным и хорошо сохраняет яркость (но лучше не подвергать воздействию прямых лучей солнца). К тому же, если картина используется для оформления комнаты - преимущество лакированного рисунка в том, что с него легче убирать пыль.
Уважаемые взрослые, помните о том, что развитие художественных способностей детей основывается на формировании высокой нравственной потребности к творческому труду. Но эта потребность не может быть реализована без усилий со стороны ребенка; поэтому так важно воспитывать у него трудолюбие, терпение, аккуратность, самостоятельность, стремление своим трудом доставлять радость окружающим. Изготовление конкретной работы не является самоцелью, а должно стать средством развития творческих способностей ребенка. Взрослые должны не только передать ребенку определенные знания, но и научить его учиться, максимально используя собственную познавательную активность, способность к самообучению; умение организовывать свою поисковую деятельность, находить новые знания и усваивать их.
   Уважаемые взрослые проявляйте терпение, разъясняйте непонятное, давайте советы, своевременно хвалите, а порой активно помогайте ребенку. А главное – радуйтесь каждому успеху малыша, поддерживайте его убежденность в том, что у него все хорошо получается. Это ли не радость, если ваш ребенок встает в позицию созидателя, начинает ощущать удовольствие и гордость от результатов своей работы.
   Желаю вам и вашим детям побольше приятных совместных творческих занятий, направленных на их гармоничное развитие!

Литература
1. Тюфанова И.В. «Мастерская юных художников». -СПб., «Детство-Пресс», 2002 г.
2. Венгер Л.А. «Педагогика способностей». -М., 1973 г.
3. Григорьева Г.Г. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности». -М., 2000 г.
4. Комарова Т.С. «Дети в мире творчества». -М., 1995 г.
5. Межиева М.В. «Развитие творческих способностей у детей 5 – 9 лет». Ярославль. Академия развития, 2002 г.
6. Рейд Б. «Обыкновенный пластилин». -М., 1998 г.
7. Шумакова Н.Б. «Одаренный ребенок: особенности обучения». -М., Просвещение, 2006 г.
8. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду». Авторская программа «Цветные ладошки».
9. Новиковская О.А. Ум на кончиках пальцев.-М.; АСТ; СПб: Сова, 2006 г.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»