Человек играющий
Мишина Марина Николаевна
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта дошкольного образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания дошкольного образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, данный стандарт обеспечивает развитие качеств личности с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника и призывает обеспечить развитие творческого потенциала и познавательных мотивов, что необычайно важно при формировании творческого мышления детей.
Что же такое творческое мышление? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
В благодатной работе по развитию творческого мышления старших дошкольников у нас есть великий помощник - наш город. Самый любимый и самый лучший на свете не только потому, что он наш. Он особый, он неповторимый, как всё живое на земле. Это благодаря городу, в котором мы живём, петербуржца, куда бы он ни приехал, раньше узнавали по его речи - особой, петербургской, по его манере держаться, одеваться, по его отношению к окружающим. Наш город – великая школа петербургской культуры: гармоничный и стройный, он учит держаться с достоинством; строгий и изящный, он прививает такой же стиль поведения, одежды. Освоение города для дошкольника – непростая работа. Город - это огромный мир, постигнуть который маленький человек не в состоянии. Однако, благодаря своей эмоциональной отзывчивости, ребёнок способен приоткрыть для себя значение эпитетов, которыми взрослые сопровождают имя нашего города – блестящий, пышный, удивительный. Возможно, именно здесь на первых ступенях становления личности и рождается петербуржец – человек, глубоко привязанный к своему городу и небезразличный к его судьбе. Что ещё более важно, ребёнок в этом возрасте способен легко и незаметно для себя воспринимать и осваивать социальный опыт, который транслирует городская среда, что в дальнейшем поможет ему стать горожанином – человеком, владеющим городской культурой. Город – это всё, что окружает ребёнка и всё, с чем он взаимодействует. А, следовательно, он превращается из набора памятников и достопримечательностей в среду развития ребёнка, в место, где ребёнок может найти применение своей фантазии, реализовать жажду открытий, активизировать свой опыт. И тогда окажется, что не только двор, но и улица полна неожиданностей, что дома и памятники умеют загадывать загадки, что чудесные превращения всё ещё случаются в городе с удивительным именем Санкт - Петербург. Экскурсии, прогулки, музейные занятия – всё это фрагменты одной большой работы, цель которой, помочь детям узнать свой город, научиться жить в нём, гордиться им. В основе любой формы деятельности ребёнка, связанной с освоением города, лежит игра как наиболее органичная для дошкольника форма освоения мира. Игра способна помочь ребёнку освоить основные понятия, связанные с городом и городской средой. В процессе игры происходит предварительное знакомство с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, а также закрепление знаний, полученных на прогулках и экскурсиях. В своей работе мы не стоим на месте, постоянно ищем новые методы и технологии, позволяющие проектировать деятельность детей в городском пространстве таким образом, чтобы знания о городе становились личным завоеванием ребёнка, а сам процесс познания превратился в процесс развития творческой личности. В этом году наши дети приняли участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Человеку всегда чего-нибудь да хочется, в частности что-то узнать, поэтому люди и задают вопросы.
Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: "Вопрос - это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа". То есть вопросом мы кого-то озадачиваем. Способность человека ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческих способностей. Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы ребёнка возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер. Игра «Что? Где? Когда?» - это, прежде всего путь к новому и неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и родного дома. Но при этом игра предполагает не столько передвижение в пространстве, сколько активную работу детей по осмыслению различных понятий и явлений культуры. Задача игры – установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями. Её главный результат – личностное освоение тех культурных ценностей, которые мы проповедуем, но которые сложно передать на словах в процессе традиционного обучения. Другая важная черта игры заключается в том, что её основу составляет активная, творческая и, во многом самостоятельная деятельность детей. В процессе игры ребёнку предоставляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам: на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, возможно и ошибаться, но совершать при этом свое собственное открытие города – открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам, взрослым, истины. В ходе игры ребенок рассматривает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Помочь ребенку в столь непростой работе могут вопросы, которые направляют внимание детей, уточняют их ответы. Вопросы формулируются таким образом, чтобы избежать однозначных ответов и заставить ребёнка ещё и ещё раз вглядываться в исследуемый объект, высказывать собственные версии и предположения. Важным моментом игры является создание атмосферы доверия к свободным высказываниям детей, игра разворачивается в ситуации непредсказуемости, мы не можем точно предугадать ответы детей, выстроить подробный алгоритм вопросов и ответов. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В коллективной игре дети показывают ловкость, смекалку, ловкость и главное- умение дружно, сообща преодолевать препятствия на пути к победе.
А затем ребята отправляются на прогулку по Санкт–Петербургу с родителями. Путешествия с мамой и папой по невским набережным, поездки в пригороды, посещение музеев, собирание осенних листьев в Летнем саду - всё это, несомненно, оставит глубокий след в сознании ребёнка. Во время этих семейных прогулок у детей есть возможность применить полученные знания и умения в новых обстоятельствах, продемонстрировать, чему они научились. Из таких прогулок ребята приносят свежие впечатления и вопросы, которые становятся ведущим стимулом в познании города. А главное то, что они гуляют в окружении близких и любимых людей, и, значит, город не только приобретает ясные очертания, но и наполняется любовью. Если наша работа хоть кому-то поможет теснее сблизиться со своими детьми, а детям – полюбить родной город, мы будем считать свою задачу выполненной.
Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, данный стандарт обеспечивает развитие качеств личности с учётом индивидуальных особенностей каждого воспитанника и призывает обеспечить развитие творческого потенциала и познавательных мотивов, что необычайно важно при формировании творческого мышления детей.
Что же такое творческое мышление? Очевидно, что рассматриваемое нами понятие тесным образом связано с понятием «творчество», «творческая деятельность». Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности. Воображение является его фокусом, центром. Творческая деятельность развивает чувства детей. Осуществляя процесс творчества, ребенок испытывает целую гамму положительных эмоций как от процесса деятельности, так и от полученного результата. Творческая деятельность способствует более оптимальному и интенсивному развитию высших психических функций, таких, как память, мышление, восприятие, внимание. Творческая деятельность развивает личность ребенка, помогает ему усваивать моральные и нравственные нормы – различать добро и зло, сострадание и ненависть, смелость и трусость и т.д. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной.
В благодатной работе по развитию творческого мышления старших дошкольников у нас есть великий помощник - наш город. Самый любимый и самый лучший на свете не только потому, что он наш. Он особый, он неповторимый, как всё живое на земле. Это благодаря городу, в котором мы живём, петербуржца, куда бы он ни приехал, раньше узнавали по его речи - особой, петербургской, по его манере держаться, одеваться, по его отношению к окружающим. Наш город – великая школа петербургской культуры: гармоничный и стройный, он учит держаться с достоинством; строгий и изящный, он прививает такой же стиль поведения, одежды. Освоение города для дошкольника – непростая работа. Город - это огромный мир, постигнуть который маленький человек не в состоянии. Однако, благодаря своей эмоциональной отзывчивости, ребёнок способен приоткрыть для себя значение эпитетов, которыми взрослые сопровождают имя нашего города – блестящий, пышный, удивительный. Возможно, именно здесь на первых ступенях становления личности и рождается петербуржец – человек, глубоко привязанный к своему городу и небезразличный к его судьбе. Что ещё более важно, ребёнок в этом возрасте способен легко и незаметно для себя воспринимать и осваивать социальный опыт, который транслирует городская среда, что в дальнейшем поможет ему стать горожанином – человеком, владеющим городской культурой. Город – это всё, что окружает ребёнка и всё, с чем он взаимодействует. А, следовательно, он превращается из набора памятников и достопримечательностей в среду развития ребёнка, в место, где ребёнок может найти применение своей фантазии, реализовать жажду открытий, активизировать свой опыт. И тогда окажется, что не только двор, но и улица полна неожиданностей, что дома и памятники умеют загадывать загадки, что чудесные превращения всё ещё случаются в городе с удивительным именем Санкт - Петербург. Экскурсии, прогулки, музейные занятия – всё это фрагменты одной большой работы, цель которой, помочь детям узнать свой город, научиться жить в нём, гордиться им. В основе любой формы деятельности ребёнка, связанной с освоением города, лежит игра как наиболее органичная для дошкольника форма освоения мира. Игра способна помочь ребёнку освоить основные понятия, связанные с городом и городской средой. В процессе игры происходит предварительное знакомство с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, а также закрепление знаний, полученных на прогулках и экскурсиях. В своей работе мы не стоим на месте, постоянно ищем новые методы и технологии, позволяющие проектировать деятельность детей в городском пространстве таким образом, чтобы знания о городе становились личным завоеванием ребёнка, а сам процесс познания превратился в процесс развития творческой личности. В этом году наши дети приняли участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?». Общение людей невозможно без вопросов человека к человеку, учителя к ученику, ученика к учителю. Человеку всегда чего-нибудь да хочется, в частности что-то узнать, поэтому люди и задают вопросы.
Что такое вопрос? В словаре С. И. Ожегова читаем: "Вопрос - это обращение, направленное на получение каких-нибудь сведений, требующее ответа". То есть вопросом мы кого-то озадачиваем. Способность человека ставить новые вопросы и проблемы – это один из показателей развития творческих способностей. Корни этих способностей – в природной любознательности ребенка. Сначала вопросы ребёнка возникают в общении и с целью общения, и только позднее они приобретают познавательный характер. Игра «Что? Где? Когда?» - это, прежде всего путь к новому и неизведанному, тому, что лежит за порогом детского сада и родного дома. Но при этом игра предполагает не столько передвижение в пространстве, сколько активную работу детей по осмыслению различных понятий и явлений культуры. Задача игры – установить взаимосвязь между объектами материального мира и воплощенными в них идеями. Её главный результат – личностное освоение тех культурных ценностей, которые мы проповедуем, но которые сложно передать на словах в процессе традиционного обучения. Другая важная черта игры заключается в том, что её основу составляет активная, творческая и, во многом самостоятельная деятельность детей. В процессе игры ребёнку предоставляется возможность использовать те средства и способы, которые ему по силам: на основе собственных исследовательских действий и наблюдений делать предположения, выдвигать гипотезы, возможно и ошибаться, но совершать при этом свое собственное открытие города – открывать заново и впервые уже хорошо знакомые нам, взрослым, истины. В ходе игры ребенок рассматривает, наблюдает, размышляет, обсуждает. Помочь ребенку в столь непростой работе могут вопросы, которые направляют внимание детей, уточняют их ответы. Вопросы формулируются таким образом, чтобы избежать однозначных ответов и заставить ребёнка ещё и ещё раз вглядываться в исследуемый объект, высказывать собственные версии и предположения. Важным моментом игры является создание атмосферы доверия к свободным высказываниям детей, игра разворачивается в ситуации непредсказуемости, мы не можем точно предугадать ответы детей, выстроить подробный алгоритм вопросов и ответов. Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств дошкольников. Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки, сложившиеся в процессе повседневного общения детей друг с другом и с взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. В коллективной игре дети показывают ловкость, смекалку, ловкость и главное- умение дружно, сообща преодолевать препятствия на пути к победе.
А затем ребята отправляются на прогулку по Санкт–Петербургу с родителями. Путешествия с мамой и папой по невским набережным, поездки в пригороды, посещение музеев, собирание осенних листьев в Летнем саду - всё это, несомненно, оставит глубокий след в сознании ребёнка. Во время этих семейных прогулок у детей есть возможность применить полученные знания и умения в новых обстоятельствах, продемонстрировать, чему они научились. Из таких прогулок ребята приносят свежие впечатления и вопросы, которые становятся ведущим стимулом в познании города. А главное то, что они гуляют в окружении близких и любимых людей, и, значит, город не только приобретает ясные очертания, но и наполняется любовью. Если наша работа хоть кому-то поможет теснее сблизиться со своими детьми, а детям – полюбить родной город, мы будем считать свою задачу выполненной.
Мишина Марина Николаевна
Булкина Елена Юрьевна