Воспитание эмоциональной сферы ребенка посредством музыки
Соломянина Валентина Владимировна,
музыкальный руководитель ГБДОУ №18
детский сад комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Актуальность проблемымузыкальный руководитель ГБДОУ №18
детский сад комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Музыкальное воспитание ребёнка в семье.
Для музыкального развития ребёнка огромное значение имеет музыкальное воспитание в семье, которое оказывает воздействие на формирование его потребностей, музыкального вкуса, развитие эмоциональной сферы.
Современная популярная музыка, к сожалению, не всегда благотворно влияет на развитие правильных музыкальных взглядов ребенка. Обязательно нужно начинать музыкальное воспитание ребенка, как в семье, так и в детском саду, со знакомства с классической музыкой. Ребенок должен научиться слушать музыку, понимать ее, представлять художественный замысел композитора. Роль родителей не менее важна в формировании музыкальной личности ребенка, чем роль музыкального руководителя.
Родители выступают первым педагогом ребенка. Они направляют его интересы, и способствуют развитию гармоничной личности, чем активнее будет общение ребёнка с хорошей музыкой, тем больше радости будут получать родители и дети от этого общения, тем более восприимчивым к хорошей музыке он будет становиться.
Основные направления музыкального воспитания детей. (Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»)
- слушание музыки,
- совместное музицирование (пение, игра на музыкальных инструментах),
- музыкально-ритмические движения,
- музыкальные игры.
Слушание музыки.
Внимание ребёнка 2-3 лет к непрерывно звучащей музыке устойчиво в течение 1-3 минут, а с небольшими перерывами между пьесами – 5-7 минут.
Лучше всего слушать музыку после завтрака или дневного сна, когда ребёнок не увлечён игрой, хорошо себя чувствует.
Необходимо доверять ребёнку. Он воспринимает классическую музыку по-своему.
Рекомендуемые произведения для домашнего прослушивания:
- П.Чайковский. «Танец маленьких лебедей».
- Ж.Рамо. «Курица». Клавесин.
- П.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик» .
- Дм. Шостакович. «Вальс-шутка», флейта и фортепиано.
- Дм. Шостакович. «Интермеццо»
- Г.Свиридов. «Музыкальный момент».
Музыкальная терапия. (Дивина Е.А. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори.)
Грамотное использование музыки в различные моменты жизни и деятельности ребёнка оказывает положительное воздействие на его психо-эмоциональное состояние. Например, отечественными учёными – В.М.Бехтеревым, И.М.Сеченовым, С.С.Корсаковым и другими было установлено, что положительные эмоции, возникающие от общения с музыкой, влияют на различные системы организма человека: сердечно-сосудистую, двигательную, дыхательную, центральную нервную. Это способствует оздоровлению, повышению работоспособности.
Прослушивание некоторых произведений способно:
- уменьшить чувство тревоги и неуверенности (Ф.Шопен, «Мазурка», Прелюдии», И.Штраус, Вальсы, А.Рубинштейн, Мелодии),
- уменьшить нервное возбуждение (И.С.Бах, «Кантата № 2», Л.Бетховен, «Лунная соната», «Симфония ля-минор»),
- вызвать чувство спокойствия (произведения А.Вивальди, Л.Бетховен, «Симфония № 6, часть 2, И.Брамс, «Колыбельная», Ф.Шуберт, «Аве Мария», Ф.Шопен, «Ноктюрн соль-минор», К.Дебюсси, «Свет Луны»).
- избавить от напряжённости в отношениях с людьми (И.Бах, «Концерт ре-минор» для скрипки «Соната для фортепиано»).
- избавить от депрессии (скрипичная и церковная музыка В.А.Моцарта, Г.Гендель, «Менуэт», Ж.Бизе «Кармен»),
- избавить от мигрени и головной боли (В.А.Моцарт, «Дон Жуан», симфония № 40, Ф.Лист, «Венгерская рапсодия»).
Совместное музицирование. (Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы)
Для музыкального развития и обучения малышей необходимо создать музыкально-игровую среду, где дети и родители активно участвуют в музыкальной деятельности. Основные музыкальные инструменты – шумовые: погремушки, бубны, барабаны, маракасы, деревянные ложки. Они позволяют передать простейший ритмический рисунок. Кроме этого, нужно познакомить детей с металлофоном, используя при этом простейшие задания и несложные мелодии.
Музыкально-ритмические движения. (Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности)
Дети любят подражать взрослым, выразительно и чётко исполнять ритмические композиции из основных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и элементов плясовых движений
Музыкальные игры.
Маленькие дети любят играть. Основное развитие ребенка происходит в игре и посредством игры. Детям очень нравится не только петь песенки, но и выполнять пальчиковые игры, пальчиковую гимнастику.
Пальчиковые игры
(на развитие мелкой и крупной моторики рук, концентрации внимания, координации движения). Именно мелкая моторика способствует развитию речевых центров, так как в кончиках пальцев ребёнка располагаются нервные окончания, стимулирующие речевые центры головного мозга.
Игры для развития звуковысотного слуха.
В процессе исполнения композиции родители обращают внимание на высокие и низкие голоса.
Игры для развития тембрового слуха.
В процессе исполнения композиции родители предлагают детям подобрать музыкальные инструменты для озвучивания текста.
Игры для определения характера звучания.
В процессе исполнения композиции ребёнок определяет звонкий или шуршащий звук от потряхивания коробочек, наполненных крупой или металлическими предметами.
Игры для ознакомления способов извлечения звуков.
Родители и музыкальный руководитель показывают детям музыкальные инструменты, одинаковые не по звучанию, а по способу звукоизвлечения.
Игры для развития чувства ритма.
Игры для развития понятия медленного и быстрого темпа.
Заключение.
Музыкальное воспитание начинается дома, в семье. Задача педагога – заинтересовать ребёнка и обучить, задача родителей – помогать поддерживать этот интерес. Если родители будут поддерживать музыкальные взгляды своих детей, будут способствовать их развитию, будут активно интересоваться музыкальными пристрастиями своего ребенка, то развитие личности в музыкальном отношении будет происходить гармонично, правильно и полноценно. Музыка – это основа эмоциональной сферы человека, главная воспитывающая роль которой закладывается в детстве. Поэтому к этому надо отнестись с большой серьезностью и ответственностью.
Список использованной литературы:
Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду»
Дивина Е.А. Обучающие занятия для детей дошкольного возраста с элементами методики Монтессори.
Журнал «Колокольчик» № 53, 2012, «Музыка для крошек».
Журнал «Музыкальный руководитель» № 2, 2012
Зацепина М.Б. Развитие ребёнка в музыкальной деятельности
Киреева Л.Г. Организация предметно-развивающей среды. Из опыта работы