Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Применение здоровьесберегающих технологий
в условиях зрительной недостаточности у детей
старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Бизина Елена Валентиновна,
ГБДОУ детский сад №36 компенсирующего вида
Приморского района города Санкт-Петербурга
Статья: Применение здоровьесберегающих технологий в условиях зрительной недостаточности у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения показателей зрения у детей в период их обучения в школе, так же неуклонно растет количество детей с грубой патологией зрения. Все большее количество детей кроме нарушений зрения имеют сопутствующие отклонения в деятельности центральной нервной системы опорно-двигательного аппарата, других органов. Повышенный уровень зрительной нагрузки, несоблюдение зрительного режима при работе с различными источниками информации (компьютер, телевизор, электронные игры и книги, интерактивные доски), способствуют развитию переутомления, формируют слабый познавательный интерес, пассивность, большое количество отрицательных эмоций, низкую  способность к саморегуляции. Соответственно растет потребность в создании специального режима зрительной работы и здоровьесберегающего подхода в сопровождении детей с нарушениями зрения. В нашей практике хорошо зарекомендовал себя арт-терапевтический метод  с применением элементов оборудования сенсорной комнаты и специального комплекса упражнений для снятия зрительного и общего утомления, что позволяет преодолевать негативное  влияние зрительного дефекта на формирование сенсорной, интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
State budgetary preschool educational institution
SBPEI kindergarten №53 of compensating type
of the Primorsky district of St. Petersburg, 
Russian Federation.
Author: Bizina Elena Valentinovna
Article: Applications of health technology on senior preschool-aged or younger  children 
There is a tendency to deterioration of children's vision during their school age. The number of children with gross pathology of vision is steadily growing.
In addition to visual impairments,  an increasing number of children have concomitant variations in the activity of the Central nervous system, musculoskeletal, and other organs. An increased level of visual load, failure to comply with the visual mode when working with different sources of information (computer, TV, electronic games and books, an interactive whiteboard) are contribute to the development of fatigue, weak form cognitive interest, passivity, a large number of negative emotions, and low capacity for self-regulation.  Accordingly, there is a growing need for the establishment of a special regime of visual work and a proper approach for the health protection of children with visual impairments.
We developed an art therapy method that includes some equipment elements of a sensory room and a special complex of exercises to relieve visual and General fatigue. It helping to overcome the negative impact of visual defects on the formation of sensory, intellectual and emotional spheres of personality.
 
ПРИМЕНЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ ЗРИТЕЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Е.В. Бизина
 
В основу статьи положен многолетний опыт работы психолога детского сада №36 компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения Приморского р-на г. Санкт-Петербурга. Разработанные в дошкольном учреждении системы коррекции и компенсации зрительного дефекта медико-психолого-педагогическими средствами показывают возможности детей с амблиопией и косоглазием  достигать достаточно высокого уровня развития, преодолевая негативное  влияние зрительного дефекта как на формирование сенсорной, так  и интеллектуальной и эмоциональной сфер личности.
 
В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения показателей зрения у детей в период их обучения в школе, так же неуклонно растет количество детей с грубой патологией зрения.
 По данным ЦПМПК СПб, в процентном соотношении количество детей, страдающих нарушением зрения, составляет около 9% от общего количества в младших классах (близорукость встречается у 5-6% учащихся) и около 30-40 % уже в старших выпускных классах. Число инвалидов по зрению в России за последнее десятилетие значительно выросло.  Зрительные расстройства у каждого второго инвалида по зрению в возрасте 19-50 лет возникли в детском возрасте.  Имеющиеся данные о динамике близорукости, возникающей в период школьного обучения, свидетельствуют о дальнейшем увеличении ее частоты и выраженности [4]. Повышенный уровень зрительной нагрузки, несоблюдение зрительного режима при работе с различными источниками информации (компьютер, телевизор, электронные игры и книги, интерактивные доски), отсутствие необходимой медико-психолого-педагогической поддержки данной категории детей приводят к нарастанию зрительной патологии у детей-школьников из группы риска по миопии к концу учебного года. Соответственно растет потребность в создании специального лечебно-восстановительного режима зрительной работы и специального психолого-педагогического сопровождения у детей с нарушениями зрения не только в дошкольном учреждении, но и в процессе школьного обучения [4,c. 3]
 
Прежде всего,  педагогу необходимо иметь представление о некоторых психологических особенностях ребенка с  нарушенным зрением.
Опытный педагог, конечно, заметит, что у детей, имеющих нарушения зрения (чаще всего это амблиопия и косоглазие)  самые общие представления об окружающем мире не полны или недостаточно систематизированы.  Для них, как правило, трудны задания на составление рассказа по сюжетным картинкам, подбор слов-синонимов или  антонимов, даже если словарный запас достаточен.
По зрительному диагнозу можно предположить, с какими трудностями столкнется ребенок при обучении в школе [5]:
- при близорукости дети плохо видят отдаленные предметы, действия, а так же то, что написано на классной доске. Интенсивная зрительная нагрузка на близком расстоянии не должна превышать 15-20 минут.
- при дальнозоркости напряженная зрительная работа может вызывать головную боль, возможны головокружения. При высокой степени дальнозоркости ребенок плохо видит и вдали.
- при амблиопии и косоглазии трудно соотносить формы объем-ных предметов, выделить размер объекта, различать цвета сине-фиолетовых тонов.
- при астигматизме так же возможно зрительное утомление, головные боли, трудности в  определении расстояний между предметами,  различении цветов красно-оранжевого спектра, ребенок видит двойной контур предметов как вблизи, так и вдали.
- при пигментной дегенерации сетчатки, атрофии зрительного нерва наблюдается снижение скорости восприятия;
- при катарактах зрительное восприятие осуществляется более эффективно вдали от источника света;
- при глаукоме качество восприятия зависит в значительной степени от близости естественного или искусственного источника света;
- при скотомах имеет место частичное выпадение поля зрения на различных участках;
- при косоглазии затрудняется динамичность восприятия.
Современной тифлологией  доказано, что при патологии зрения нарушения перцептивного отражения вызывают снижение эмоционального воздействия некоторых признаков объектов, ослабляют интерес детей к зрительной среде, что уменьшает такие свойства зрительного восприятия, как избирательность и активность. Страдает так же и целостность  зрительного восприятия, его константность и обобщенность, что влияет на развитие таких мыслительных операций, как анализ, синтез и сравнение, обобщение. [4,с..9]
  По нашему опыту, при выполнении тестов на сформированность пространственных представлений (например, таких, как срисовывание фигур Тейлора и Рея-Остерица), дети, выполняющие тест с низкой результативностью, как правило, имеют проблемы не только в интеллектуальной, но и в эмоционально-волевой сфере, и в поведении (в том числе, и в отсутствие интеллектуального снижения).  И это вполне объяснимо.
Недавние исследования психологов и физиологов показали, что ребенок уже на десятый день жизни способен устанавливать зрительный контакт со взрослым, если этот взрослый проявит достаточное усердие в налаживании этого контакта. Младенец способен удерживать взгляд на лице взрослого, которое находится в двадцати сантиметрах от  него. Более того, ребенок повторяет  мимические движения вслед за взрослым – открывает рот, высовывает язык. Нейрописхологи связывают эту способность с работой зеркальных нейронов, и полагают ее основой развития социального интеллекта.  Понятно, что  по мере роста ребенку  необходима опора на зрение в освоении  окружающего мира, для  полноценного, соответственно возрасту,  взаимодействия с  предметами и объектами  окружающей среды.  Все это говорит о том, насколько важна правильная работа  зрительного анализатора  для нормального развития не только  интеллектуальной  сферы, но и личности  ребенка в целом.
Тем не менее, наши исследования готовности  к школьному обучению у детей с нарушениями зрения показывают, что нет однозначного соответствия между остротой зрения и интеллектуальными способностями. К началу школьного обучения примерно четверть воспитанников имеют достаточно высокий уровень готовности к школе, и довольно часто в эту группу попадают дети с очень серьезными зрительными диагнозами. [2]
 Все большее количество детей кроме нарушений зрения имеют сопутствующие отклонения в деятельности центральной нервной системы опорно-двигательного аппарата, других органов. С другой стороны,  и поток информации, которую необходимо переработать ребенку, живущему в современном мире, постоянно нарастает.  Понятно, что такие нагрузки вредны  для  недостаточно зрелой нервной системы и неокрепшей психики ребенка. В итоге - переутомление, слабый познавательный интерес, пассивность, большое количество отрицательных эмоций, низкая способность к саморегуляции у таких детей. [2]
Нужно помнить, что, как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, напряженность, неуверенность, скованность и нерешительность. Зачастую у них снижена способность к пониманию эмоций партнера по общению и адекватному самовыражению.
Трудности в общении возникают еще и от того, что ребенку с нарушенным зрением трудно по-настоящему услышать другого ребенка, и, в целом, они мало интересуются тем, что говорят их партнеры по игре.[3, с93-95]
В.И Лубовский  [6] объясняет это тем, что, с одной стороны, это может быть связано с недостаточностью восприятия, с другой стороны, возможно, сказывается влияние опекающего воспитания в семье.
«Огромное значение имеет отношение родителей к  дефекту ребенка и вытекающие из этого различные системы отношений в семье. Переоценка нарушения зрения ведет к излишней опеке и способствует развитию эгоистической личности с преобладанием пассивной потребительской ориентации и негативных моральных качеств. Недооценка дефекта ведет к неоправданному оптимизму и равнодушию, к легкомыслию и утрате чувства долга.
 Родители же слабовидящего ребенка часто склонны излишне жалеть и оберегать его, спешат  удовлетворять любые желания и капризы, воспитывая тем самым у него эгоизм и иждивенческие наклонности». [6, с. 349]
Очень важно сформировать правильное отношение ребенка к тpебованиям взрослого.
Д.Сколл (1986) предложил критерии, по которым выделяются дети с нарушением эмоциональной сферы среди слабовидящих (достаточно того, чтобы ребенок удовлетворял хотя бы одному из критериев):
  - неспособность учиться, которую нельзя объяснить интеллектуальными, сенсорными факторами и здоровьем ребенка;
  - неспособность успешно стоить межперсональные отношения с учащимися и учителями;
  - неадекватный тип поведения и самочувствия при нормальных условиях или обстоятельствах;
  - преобладающее общее настроение депрессии или чувствование себя несчастным;
  - тенденция к развитию физических симптомов страха, связанных с персоналом в школе или школьными проблемами. [6, с. 346]
Для того,  чтобы определить способность ребенка к саморегуляции, необходимо для начала выяснить, как он представляет самого себя,  свой внешний облик, возможности своих органов чувств, как понимает, что ему нравится или не нравится, что он может или не может выполнять. [5, с.6]
Многим детям нужна стимулирующая и организующая помощь, подбадривания для выполнения задания. Огромную роль играет развитие у детей с нарушениями зрения спонтанности и творческого самовыражения, поскольку их поведению  в большинстве случаев недостает гибкости,  слабо развито воображение, в общении крайне редко используются невербальные формы. В связи с этим,  наряду с игровыми методами, в нашей практике хорошо зарекомендовал себя  в работе с детьми данной категории арт-терапевтический подход (с использованием рисования, музыки, сказок), способствующий формированию целостного и позитивного представления об окружающем мире. [1]
Важно отметить, что учебная деятельность,  не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, способна привести даже к торможению интеллектуального развития, так как увеличивает склонность к использованию стереотипов у детей с нарушениями  зрения, лишая возможности действовать самостоятельно, используя приобретенные зрительные умения и навыки. В связи с этим, важной задачей для педагога является повышение познавательной и творческо-поисковой активности детей. На наших занятиях по сказкотерапии мы применяем метод свободного рисования, поощряем детей создавать собственные фантастические сюжеты,в чем нам, конечно же, помогает космическая тематика сказок, избегаем оценивания результатов. При этом стараемся задействовать максимальное количество анализаторов – дети слушают музыку, вдыхают ароматы, сосредотачивают  внимание на  своих телесных ощущениях, обучаясь элементарным навыкам эмоциональной саморегуляции.
 Так же для снятия зрительного и общего утомления в ходе занятия применяются упражнения на релаксацию, пальчиковая гимнастика, самомассаж, упражнения на расслабление конвергенции (направление взора вверх и вдаль) – при помощи специального оборудования сенсорной комнаты,  дыхательные упражнения для восполнения энергетического потенциала. Тифлопедагоги рекомендуют такие упражнения в школе проводить на двадцатой минуте урока. [4]
Коррекция и профилактика эмоциональных нарушений у детей имеющих нарушения зрения должна быть направлена на развитие умений анализировать свои восприятия (т.е. описывать словесно в деталях), и использовать при знакомстве с объектами внешнего мира другие анализаторы (слух, осязание, обоняние). Вместе с этим необходимо развивать воображение, стимулировать такие качества, как спонтанность, поисковую и творческую активность, а в процессе общения – поддерживать интерес и внимание к собеседнику. Все это  поможет предотвратить появление кризисных и конфликтных ситуаций, обусловленных зрительным дефектом.
Список литературы

 
  1. Анисимова (Бизина) Е.В. Психологические особенности детей с нарушениями зрения. //Обеспечение преемственности коррекционно-педагогической работы в учреждениях для детей с нарушением зрения: Учебно-методическое пособие, СПбАППО:2011.
  2. Бизина Е.В. Психологические особенности и готовность к школе у детей с нарушениями зрения. [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2011/12/22/
  3. Бизина Е.В.  Размытые границы.// Директор школы. -2014- № 06 (189). С. 93-95
  4. Система организации деятельности учителя по охране зрения детей в условиях общеобразовательной школы. Книга для учителя: НОУ «Экспресс»,2013.
  5. Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. – М.: «Полиграф сервис», 2000. – 250с.
  6.  Специальная педагогика и специальная психология - Учебное пособие. В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. «Академия», 2005. - 362с
 
 
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»