Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству».Д. С. Лихачёв. Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре. Чувство Родины. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание я уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям. Работу над этой темой следует начинать с младшей группы с обязательным привлечением родителей. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Принципы реализации проекта: 1. Принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста). 2. Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса. 3. Принцип дифференцированного подхода к каждому ребенку, максимального учета его психологических особенностей, возможностей и интересов. 4. Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. 5. Принцип деятельного подхода. 6. Принцип развивающего характера обучения, основанный на детской активности. Формы и методы реализации проекта: • диагностика (определение уровня знаний, умений и навыков детей) ; • организованные формы обучения на занятиях; • консультации, рекомендации, памятки; • анкетирования; • родительские собрания; • развлечения, праздники; • встречи с ветеранами; • просмотр мультипликационных фильмов; • тематические недели; • беседы; • составление рассказов; • рассматривание иллюстраций, фотографий, тематических альбомов; • художественно-изобразительная деятельность; • экскурсии; • слушание песни о нашем городе • сюжетно – изобразительные игры, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры; • чтение художественной литературы; • театрализованные игры по русским народным сказкам; • выставки детского рисунка. Предполагаемый результаты: Дети должны знать в первой младшей группе: • свое имя, свою фамилию, различия между детьми по признаку пола (мальчик, девочка). Знать имена мальчиков и девочек. • Узнавать дом, квартиру в котором живет, детский сад, свою группу, своих воспитателей, помощника воспитателя. • Испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад. • Бережно относится к результатам труда взрослых, проявляет благодарное чувство к взрослым за работу и заботу. Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: "Моя семья", "Мой детский сад".Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, не регламентированную деятельность детей, по некоторым темам — праздники. Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей семье, о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы будут, повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Работа по нравственному-патриотическому воспитанию проходит через тесную связь с родителями, семьей. Проводились родительские собрания, консультации, беседы, анкетирование, круглые столы и т. д. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. В беседах дети рассказывают о своей семье, семейных историях, традициях. Воспитывает в них гуманное отношение к своим близким. А так же семейное изучение своей родословной. С младшей группы дети вместе с родителями составляют генеалогическое древо своей семьи, портфолио на каждого ребенка. Вместе с родителями дети рассматривают древо, затем уже сами в группе рассказывают своим друзьям о своей семье. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа. Я стараюсь приобщать детей к культуре своего народа, (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь). С младенчества ребенок слышит родную речь. Дает детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки. Обсуждая с детьми содержание сказок, обращаю их внимание на трудолюбие, скромность героев, на то, как они выражают сочувствие кпопавшим, в беду, как борются за справедливость, как спасают друг друга. Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма. Трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Но в группах разного возраста созданы с помощью родителей уголки с ознакомлением русской культуры и истории. Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе поколения. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее города. Знакомя детей с родной страной, я стараюсь расширить их представления о значении государственных символов России. Воспитывать уважительное отношение к гербу, флагу, гимну Российской Федерации. Знакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой и другими городами России. Формирую представления о том, что России – многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами. У детей пытаться сформировать основы гражданско-патриотического чувства: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознанию личной причастности к жизни Родины. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи улучшилось качество учебно-воспитательного процесса, по нравственно – патриотическому воспитанию, улучшилось взаимопонимание между родителями и детьми.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»