Роль музыки и сказки в развитии ребёнка
Антонова Татьяна Анатольевна,
ГБДОУ №12 Комбинированного вида
Кировского района Санкт-Петербурга
Детство - счастливая, безмятежная пора.Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения.Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.Это один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого, бытового характера. Как мудрый друг, в жизнь ребёнка входит сказка.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Малыши, которые в детстве постоянно слушали сказки, гораздо быстрее и менее болезненно адаптируются в детских садиках, школах.
Сказки служат прекрасным средством развития фантазии и воображения. Особенно могут быть полезны в этом случае сказки без иллюстраций, когда ребенку предоставляется возможность самостоятельно представить образы, умственно нарисовать картину происходящего. А отсюда – прямая дорога к творчеству, малыш может самостоятельно рисовать иллюстрации к сказкам, а может даже и сочинять свои.
Сказка – это одно из самых доступных средств полноценного развития каждого малыша. Так было, есть, и будет еще много-много лет. Не стоит преуменьшать роль сказки в жизни детей – правильно подобранная сказка положительно влияет на эмоциональное состояние ребенка, корректирует и улучшает его поведение, а также воспитывает уверенность ребенка в себе и в своих силах. Одной из возможностей познакомить дошкольников с театральным искусством является проведение развлечений, в основе которых – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. Проведение развлечений в такой форме позволяет творчески раскрыться каждому ребенку: кто–то показывает себя в большей роли, кто–то в совсем крошечной; робкие, стеснительные дети могут проговорить свои слова хором. Театральное искусство оказывает огромное воздействие на эмоциональный мир ребенка. Занятия театрализованной деятельностью развивают его память, внимание, совершенствуют речь и пластику движений, способствуют раскрытию творческих способностей.
Сказка– это мир фантазии, переплетенный с реальностью. Чтобы понять сказку, нужно уметь фантазировать, воображать. Чтобы понять музыку, тоже нужны фантазия и воображение. Таким образом, в какой-то степени сказка и музыка имеют точки соприкосновения в их восприятии. Поэтому сказка может помочь научить воспринимать музыку. Музыкальные игры-сказки занимают большое место в жизни детского сада.
Приобщение детей к музыкальному творчеству в детском саду осуществляется путём создания музыкальных сказок, что даёт возможность помочь детям раскрыть и развить творческие качества. А также умение свободно общаться со сверстниками, управлять эмоциями, самостоятельно принимать решения. Основной целью создания музыкальной сказки является воспитание музыкально развитого слушателя и исполнителя. Доктор педагогических наук, Ольга Радынова считает, что «музыка, эмоционально окрашивая восприятие сказки, рождает эмоционально-оценочное отношение к персонажам и действиям, а сказка помогает восприятию музыки, углубляя и усиливая её воздействие на ребенка». Сказку любят все: и взрослые, и дети. В чем же секрет этой всеобщей любви к сказке? Главное здесь, наверное, то, что сказка – это воплощение народной мечты, представление народа о справедливости, о победе над пространством и временем, воплощение веры в могучую силу родной земли.Сказка, являясь важным средством умственного развития ребенка, развивает его фантазию, помогает понять музыку. Но и музыка «наполняет сказочные образы живым биением сердца и трепетом мыслей. Музыка вводит ребенка в мир добра» (В. Сухомлинский). Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. Музыкальная сказка – это яркое, эмоциональное изложение сказочных событий, имеющих духовно-нравственное содержание.
Учитывая роль сказки, как носителя нравственных и социальных ценностей и идеалов, особое внимание необходимо уделять содержательному аспекту, характерологическим особенностям героев, диалоговой речи в произведении. Среди основных групп социально-нравственных норм, усваиваемых в дошкольном возрасте, можно назвать: нормы внутрисемейных отношений, нормы поведения, социальные и моральные нормы саморегуляции и организации межличностных отношений, предпочтения в выборе идеала развития, эстетические представления и др. Преподнесенные языком сказки - эти нормы закладывают мировоззренческую и нравственную основу личности.
Коренева Т.Ф. «В мире музыкальной драматургии». М. «Владос»
Маханёва М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду».
Г.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко « Кукольный театр –дошкольникам» .
Макеева И.П., Чуракова М.Д., Хорева Л.А. Воспитание сказкой. Сборник практических материалов.- М.: «Планета 2000».