Методическая разработка
Система работы по теме «Осень» в старшем дошкольном возрасте
Степанова Ирина Васильевна,
воспитатель ГБДОУ №101
Выборгского района Санкт-Петербурга
Многообразный и богатый мир природы является источником всестороннего развития детей, одним из основных средств формирования представлений об окружающем мире. Природа пробуждает у дошкольников любознательность, активность, побуждает к игре, к речевой и художественной деятельности. Дети учатся наблюдать, сравнивать, систематизировать, обобщать, вырабатывать умения правильно взаимодействовать с окружающим миром. Воспитывать творческие способности детей можно и нужно уже в дошкольном возрасте. Методические приемы ТРИЗ значительно активизируют мыслительную деятельность и воображение, учат искать нестандартные решения проблем, создавать продукты творческой деятельности (сочинение загадок, рассказов, историй с фантастическим преобразованием объектов и тд.).
Тема занятия: «Осень – чудесная пора».
Задачи:
1. Расширять представления детей об осени как о времени года, об изменениях в живой и неживой природе (листопад, отлет птиц, насекомые и звери готовятся к зиме).
2. Уточнять знания детей о приспособленности растений и животных к осенним изменениям природы (перестройка обмена веществ у животных – ожирение, линька; изменение цвета листьев).
3. Формировать системное мышление с помощью системного оператора.
4. Развивать фантазию с помощью приемов типового фантазирования.
Методические приемы ТРИЗ:
1. МА - морфологический анализ (морфологическая таблица).
2. СО - системный оператор.
3. Развивающие игры «Хорошо – плохо», «Мир вокруг».
Продуктивные виды деятельности:
1.Экологическая сказка «Путешествие осеннего листочка».
2. Коллективная работа по оригами «Веточка рябины».
Тема занятия: «В саду и в огороде».
Задачи:
1. Обобщить представление детей об овощах и фруктах (цвет, форма, вкус), способов заготовки на зиму (консервирование, соление, сушка).
2. Упражнять детей в составлении загадок об овощах и фруктах.
3. Развивать диалектические способы мышления.
Методические приемы ТРИЗ:
1. Опорные схемы А.А. Нестеренко.
2. МФО – метод фокальных объектов.
3. Развивающая игра «Да-нет-ка» на загаданный объект.
4. Прием типового фантазирования «Волшебник оживления».
Продуктивные виды деятельности:
1. Составление загадок об овощах и фруктах.
2. Рисование «Ожившие овощи и фрукты».
Тема занятия: «Грибное лукошко».
Задачи:
1. Систематизировать знания детей о грибах (съедобные – несъедобные).
2. Побуждать создавать новый образ гриба по собственному представлению.
3. Обогащать словарный запас детей.
Методические приемы ТРИЗ:
1. СО - системный оператор.
2. Метод синектики (личная аналогия).
3. Прием типового фантазирования «Волшебник деления-объединения».
Продуктивные виды деятельности:
1. История-описание с преобразованным объектом.
2. Моделирование цепей питания живых организмов.
3. Лепка «На лесной полянке».
Тема занятия: «В гостях у старичка-лесовичка».
Задачи:
1. Обобщить знания детей о растениях леса (деревья, кустарники, травы) и диких животных (их внешний вид, образ жизни, повадки, особенности приспособления к окружающей среде и смене времен года). Дать элементарные представления о способах охраны растений и животных.
2. Учить детей составлять загадки о растениях леса и диких животных.
3. Развивать творческие способности детей, инициативу и умение работать в коллективе.
4. Систематизировать знания детей о пользе растений для человека и животных.
5. Воспитывать осознанное бережное отношение к миру природы.
Методические приемы ТРИЗ:
1. МФО - метод фокальных объектов.
2. ММЧ – метод маленьких человечков.
3. Опорные схемы А.А. Нестеренко.
Продуктивные виды деятельности:
1. Аппликация «Портрет осени».
2. Загадки о растениях и животных леса.
3. Моделирование экологических цепочек.