В теории современного менеджмента есть максима, говорящая о том, что если личные цели людей, составляющих организацию, не реализуются в процессе достижения целей самой организации, такая организация как живая система скоро может прекратить свое существование, ибо она не живет, а агонизирует.
Очевидно, что организация состоит из людей, которые для нее должны быть важнее, чем она для них. Только тогда она может жить и быть успешной, сумеет поменять ценности одних (неуспешных), согласовав их с ценностями других (успешных), в свою очередь также изменив их. Все это возможно только в процессе горизонтальных взаимодействий, то есть в сети[1].
Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Л.В. Сморгунов в своих работах[2] выделяет следующие четыре ключевые характеристики сетевых взаимодействий в социальной сфере:
1. вместо попытки редукции сложности общества для эффективного управления, она включает в себя рост сложности в качестве необходимой предпосылки выработки политики и осуществления управления;
2. восстанавливает связи между управлением и политикой;
3. включает моральное измерение управления и процесса производства политического решения;
4. не институты, а связи и отношения составляют ключевой пункт рассмотрения.
Особенностью сети является горизонтальная структура, т. е. коммуникация осуществляется не по вертикали, а по горизонтали – не начальника с подчиненным, а равноправных людей при их прямых контактах друг с другом. При этом важны три основных элемента, которые должны присутствовать в сетевом социальном движении:
Ø общее коммуникативное пространство - каждый участник сети должен иметь доступ к любой информации об организации, а также к знаниям любого другого участника;
Ø объединяющая идея или смысловой концепт - явным для всех является блок перспективного видения, который задает контекст (рамку) для работы всей организации;
Ø равенство и связанность участников - используется стратегия интеграции и организации данных и сведений, обеспечивающая возможность для специалистов разных профилей включаться в работу сетевых организаций;
Сеть не является жестко организованной структурой, она объединяется видением, ценностями, связывающими воедино планы и действия различных членов сети.
Говоря о проблемах сетевых организаций, нельзя не отметить немаловажный для управления современной российской системой образования факт, что традиционно мы именовали сетью традиционную иерархию органов управления, образовательных учреждений, различных вспомогательных обеспечивающих служб и организаций.
Таким образом, рассуждая о рационализации сети, руководители органов управления образованием различных рангов имели в виду, как правило, взаимоотношения между этими компонентами, пытаясь выстраивать их, исходя, в том числе из мнения вышестоящего руководства, отраженного в тех или иных программных документах.
Мы исходим из принципиально иных оснований. Для нас сетевое управление – это установка на преодоление автономности и закрытости всех учреждений; взаимодействие на принципах социального партнерства; выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей не столько между учрежденческими структурами, сколько между профессиональными командами, работающими над общими проблемами; когда порядок задается не процедурами, а общими действиями, их логикой[3].
Деятельность сетевой организации осуществляется за счет целенаправленного и организованного привлечения образовательных, информационных, методических, инновационных, кадровых, консультационных и других ресурсов иных учреждений.
Основной принцип сетевой организации - принцип сетевого взаимодействия. Сетевое взаимодействие – это система связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Основные свойства сетевой организации:
1. Форма - горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов.
В основе формирования сетевой организации муниципальной образовательной системы может быть использован вариант матричной структуры.
Матричная структура предполагает одновременное выполнение участниками сетевой организации нескольких проектов и потому включающей одновременно несколько проектных руководителей при наличии руководителя постоянного субъекта сетевой организации.
Все проектные группы действуют в рамках общей среды и единого информационного поля.
В результате происходит «наложение» специально созданных временных целевых групп на постоянные субъекты сетевой организации, начинает выстраиваться взаимодействие.
Основополагающим принципом матричной структуры является не совершенствование деятельности отдельных постоянных субъектов сетевой организации, а улучшение их взаимодействия в целях реализации того или иного проекта или эффективного решения определенной проблемы.
Состав сетевой организации отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы.
Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики сетевой организации.
Лидер в сетевой организации — любой человек или группа, являющаяся носителем интеллектуального, финансового, материального, коммуникативного, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время.
Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей).
Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов.
2. Процессы - ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры.
3. Управление – использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов).
Общими положениями управления в сетевой организации, основанной на горизонтальных связях, являются:
Ø децентрализация.В сетевой организации не один центр, а несколько равноправных центров, отличающихся лишь разным наличием ресурсов и механизмов реализации решений;
Ø «организация без границ», т.к. не имеет структурных подразделений внутри себя, представляет единую команду;преодоление рамок узких специальностей и профессиональных ролей;
Ø возможность совмещения работ в разных организациях или разных частях одной организации, частичное снятие также границ между формальными деловыми и неформальными человеческими отношениями;
Ø менеджмент «без контроля»:менеджер «координирует, не командуя», выстраивает эффективные контакты с теми людьми и организациями, которые не может контролировать (они ему не подчинены), но на которые он способен влиять.
Ø владение потоками информации: широкая специализация, информация – основной актив, децентрализация информационных потоков.
Новый тип отношений и организации деятельности в современных условиях - сетевая организация труда - порождает новые явления, которые пронизывают различные стороны взаимоотношений в сегодняшнем мировом сообществе, и в целом становится совершенно очевидно, что эта деформация -явление мирового масштаба.
Сетевая организация обеспечивает:
Ø полноту действий, необходимых для достижения поставленных целей;
Ø согласованность связей между всеми субъектами сетевого взаимодействия;
Ø реализует дифференцированный подход к работе с педагогическими и руководящими кадрами в соответствии с их информационными и профессиональными потребностями.
И в этом смысле сети в образовательном пространстве выступают как механизм объединяющей, интеграционной политики.
В целях становления и развития структуры сетевой организации сегодня необходимо:
Ø разработать пакет нормативно-правовых документов, обеспечивающих деятельность сетевой организации;
Ø использовать в содержании сетевой организации современные информационные технологии;
Ø разработать сетевую модель повышения квалификации работников образования;
Ø определить механизмы становления и развития рынка образовательных, консалтинговых услуг и института социального партнерства в условиях сетевой организации.
Завершая, хотелось бы отметить, что сетевое управление в значительной степени соответствует особенностям российского менталитета и характера. Традиции общинности в перспективе могут позволить создать на основе принципов сетевой организации эффективную систему решения проблем образовательных систем, так как позволят достичь необходимого уровня консолидации власти, профессионально-педагогического сообщества, населения и гражданских институтов.
[1] Прикот О.Г. Инновационный потенциал сетевого взаимодействия в образовании [Электронный ресурс]: URLhttp://www.ariospb.ru
[2] Сморгунов Л.В. Сетевая методология исследования политики[Электронный ресурс]: URLhhttp://politanalysis.narod.ru/smorgunov2.html
[3] Василевская Е.В. О создании сетевой организации методической работы на муниципальном уровне // Методист, 2004. - № 5.- С. 18-22.