Развитие России по пути формирования гражданского общества делает необходимым развитие самостоятельности муниципальных территорий на основе самоуправления.
Стратегическое планирование, поддерживая эту тенденцию, вместе с тем помогает не допустить хаотичных центробежных тенденций, способных разрушить единое геополитическое пространство страны. Разработка стратегических целей деятельности муниципальных образований на основе их конкретных условий приводит к разным результатам, но законодательная база лежащая в основе их реализации едина для всех. Формой, регулирующей процесс разработки муниципальным образованием стратегических целей развития и их реализации, выступает стратегический план.
Стратегический план разрабатывается и реализуется публично, на основе частно-общественного партнерства. Стратегический план - это не директива, это свод согласованных заинтересованными участниками действий, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо предпринять в интересах экономики и населения.
В стратегическом плане сочетаются долгосрочное видение и конкретность немедленных действий. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным по характеру включенных в него мер».
Таким образом, стратегическое планирование в современной России помогает решать следующие задачи;
Ø институционализация в жизнедеятельности городов новых ценностей развития общества;
Ø формирование новой управленческой культуры руководителей предприятий и города в целом;
Ø актуализация интересов жителей городов, развитие их социальной активности, оформление ее в правовых нормах и гражданских инициативах;
Ø создание механизма общественного диалога различных социальных групп и всех ветвей власти.[1]
В полной мере, сказанное выше относится и к стратегии развития муниципальной системы образования.
Основная цель создания такого документа состоит в появлении системы ориентиров, позволяющих принимать конкретные управленческие решения в едином стратегическом русле, вести перестройку как управления образованием, так и самого педагогического процесса, ориентируясь не на сиюминутные потребности, не управлять методами «затыкания дыр», а сконцентрировать силы и материальные возможности для постепенного, шаг за шагом проведения к идеальному видению функционирования системы образования.
Одним из наиболее значимых аспектов государственного управления является управление системой образования, осуществляющееся непрерывно в течение всего времени деятельности как законодательных, так и исполнительных органов власти и, оказывающий существенное воздействие на всех граждан страны.
Поэтому участие общественности в разработке стратегической составляющей такого управления представляется особенно целесообразным. Рассмотрим некоторые аспекты такого участия, и, прежде всего, попробуем дать определение общественному участию в бюджетном процессе.
Общественное участие в стратегическом планировании развития территориальных образовательных систем – это непрерывный процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти, в основе которого лежат переговоры по поводу реализации законных прав, а также интересов граждан и социальных групп в деятельности системы образования.
Эффективным общественное участие может считаться тогда, когда озвучиваемые общественностью проблемы начинают непосредственно разрешиться или выражаемые потребности учитываются при принятии решений.
Общественное участие не может начаться само собой, это запланированные усилия по вовлечению граждан в процесс принятия решения; чем правильнее выбран уровень общественного участия, его форма, хорошо организовано взаимодействие, тем больший эффект можно получить от общественного участия.
Для того чтобы рассматривать возможности реализации такого взаимодействия, зададим основные теоретические рамки общественного участия.
Что такое «общественность»?
Общественность- это одно или несколько физических или юридических лиц, а также их ассоциации, организации или группы, за исключением тех, кто принимает решения по данному вопросу в силу служебных обязанностей, представляет органы власти или участвует в деятельности на основании контракта с заказчиком[2].
Применительно к организации общественного участия, важно определить категорию «заинтересованной общественности» Это общественность, интересы которой затрагиваются процессом принятия данного решения
Общественность не может рассматриваться как одно целое, она диффузна, однако в то же время сегментирована на группы интересов, территориальные сообщества, отдельных индивидов; на группы, разделяющие общие цели, идеалы или ценности. Каждый отдельный человек может принадлежать к совершенно разным общественным образованиям.
Идентификация различных категорий общественности важна по двум причинам. Во-первых, недопустимо исключить из участия ни одну группу. Подобное исключение, преднамеренное или нет, будет иметь последствия, ведущие к конфликтам различной степени. Во-вторых, использование тех или иных методов зависит от той группы, с которой ведется работа[3].Можно классифицировать общественность на три группы:
1. Общественность, воздействие на которую решение окажет сразу же после его принятия. (Например, введение лицензирования правозащитной деятельности затронет интересы многочисленных правозащитных организаций или социальных организаций, регулярно отстаивающих права своих членов.)
2. Общественность, озабоченная эффективностью решения проблемы для той или иной категории граждан (например, дети), общества в целом, окружающей среды. (Например, аналитические центры, ведущие исследования по данной проблеме, или экологические организации).
3. Бизнес-структуры, предприниматели, кому решение может принести прибыль или убытки. (Любое повышение налогов или введение сборов, равно как и их отмена, могут сразу воздействовать на экономические интересы, и как следствие привести к снижению/повышению окладов или безработице/повышению занятости).
В России сегодня принято привлекать к общественному участию общественность, представленную через некоммерческие организации разного профиля.
Общественное участие может осуществляться по инициативе органов власти, когда они приглашают тех, кого хотят услышать, а также площадки для участия может создавать и сама общественность с приглашением власти. Есть преимущества и недостатки обоих пространств. Вместе с тем, принято полагать, что более устойчивыми являются процессы, которые закреплены законодательно, при этом прописаны не «рамочно», а детально.
Несмотря на основополагающую позитивную сущность общественного участия в демократии, следует отметить как его сильные, так и слабые стороны.
Основываясь на исследованиях Крэйтона, Чалмерса и Бранча[4], можно выделить следующие достоинства процесса общественного участия.
Общественное участие
Ø является механизмом формирования информационного пространства;
Ø способствует выявлению проблем, потребностей и важных как для общественности, так и для власти ценностей (функция индикации);
Ø содействует выработке новых идей, поиску новых решений проблем, оценке альтернатив различных решений (функция генерации);
Ø ускоряет процессы реализации принятых решений (функция катализа).
Дополнительная возможность, которую дает общественное участие, состоит в том, что ведомство, протоколируя процесс принятия решения (включая предлагаемый проект решения, обсуждения, принятое решение), сопровождает записи результатами юридической, а также общественной экспертизы основных факторов влияния на процесс принятия решения. Тем самым, на лиц, принимающих решения, возлагается дополнительная ответственность за последствия, поскольку процесс в определенной мере открыт для общественности (функция контроля).
Таким образом, открытость способствует возможности оказывать определенное давление на власть с целью ее принуждения к соблюдению требуемой процедуры, а также повестки, формируемой с участием общественности.
Слабые стороны, или недостатки общественного участия:
Ø появление многочисленных новых идей, альтернатив может создать путаницу и беспорядок, вызываемые закономерной перегрузкой органов власти (так называемый “белый шум” на входе в систему);
Ø велика вероятность получения ошибочной информации в связи с недостаточной экспертной подготовкой некоторых участников такого процесса;
Ø неизбежно увеличивается длительность процесса принятия решения, а также его «стоимость».
Перечисленные потенциальные трудности могут стать особенно актуальными в наш век информатизации, когда встают проблемы уже не поиска информации, а ее усвоения, переработки и рефлексии.
Именно поэтому, прежде чем приступить к вовлечению заинтересованных сторон, необходимо выбрать метод, наиболее соответствующий ситуации. При выборе метода следует учесть возможные ожидания и ограничения в рамках данного процесса. Анализ, представленных ниже требований, поможет в выборе критериев метода вовлечения.
Ø Задачи процесса как в связи с темой, так и в связи с процессом вовлечения заинтересованных сторон.
Данные задачи определяют результаты, ожидаемые по окончании процесса вовлечения, метод регистрации результатов и включения их в процесс принятия решений. Важно обеспечить сквозную прозрачность процесса принятия решений на всех этапах.
Ø Ресурсы и сроки, определенные для процесса.
Реалистичный бюджет, выделенные человеческие ресурсы и установленные сроки гарантируют независимость процесса. Отсутствие времени и денег создает проблемы для всех. Более того, их отсутствие может подорвать все ранее достигнутые результаты. Реалистичное отношение к срокам и бюджетным средствам позволит избежать неприятностей.
Сроки осуществления процесса должны быть согласованы всеми участниками. Тщательно продуманные сроки обеспечивают гладкое течение всего процесса вовлечения. Важные процессы вовлечения заинтересованных сторон требуют времени. Достаточное количество времени должно быть выделено на взаимное обучение и дискуссии, на преодоление трудностей и выработку «единого языка».15
Ø Ясный план и налаженная коммуникация помогут пройти весь путь и найти оптимальный метод.
Различные методы предполагают различное использование информации, и поэтому важно оценить потребности в рамках процесса вовлечения заинтересованных сторон, сопоставить их с сильными и слабыми сторонами возможных методов. Для всех участников необходимо обеспечивать постоянный информационный и коммуникационный поток.
Ø Анализ рисков поможет определить потенциальные издержки (социальные, финансовые, политические и т.д.), связанные с данной темой; а также поможет выбрать наиболее подходящий метод.
Многие процессы зависят от хорошей работы, энергии и приверженности делу одного человека или многих людей. Если один человек или многие люди перестанут вносить свой вклад, или если проект перестанет работать, процесс может оказаться заблокированным или просто провалится. Данные риски указывают на необходимость обеспечить независимость процесса от влияния конкретных людей и внешних условий.
Если критерии отбора ясны, можно приступать к анализу различных имеющихся методов.
Специалисты выделяют 15 методов вовлечения заинтересованных сторон, в рамках настоящей статьи мы остановимся на двух, наиболее простых и эффективных на наш взгляд.
Все выбранные методы нами методы выходят за рамки информирования и двусторонней дискуссии; они акцентируют внимание на взаимодействии между сторонами.
Каждый представленный метод описан в соответствии с рядом критериев. Такой подход позволяет выбрать метод, наиболее подходящий в данном случае. К критериям относятся: затратность, необходимое время, цель применения, сильные и слабые стороны. Любой метод требует ресурсов для организации встреч - оплаты аренды места проведения, выездного питания, логистики. В наших примерах указаны только необходимые особые ресурсы.
1. Метод «ШАРЕТ»
ОПИСАНИЕ:
«Шарет» - это интенсивный метод работы лицом к лицу. Он предназначен для того, чтобы за короткий промежуток времени вырабатывать единое мнение среди представителей различных подгрупп в обществе. Метод может использоваться для разработки, проектирования и планирования проектов на основе практических идей и мнений на ранних этапах процесса планирования. Он побуждает к сотрудничеству и разрешению тупиковых ситуаций к концу процесса.
Метод включает следующие элементы: •
Ø Предварительный этап: внимание сосредоточено на работе с координационным комитетом, который определяет основную задачу «шарет» и решает организационные вопросы логистики (транспорт, место проведения и т.д.) для следующих двух этапов:
Ø Семинар «шарет» - интенсивное планирование и проектирование.
Ø Заключительный этап - подготовка завершающего документа.
ЗАДАЧИ
Ø За короткий период времени в большой группе участников выработать общие рекомендации и план действий
Ø Разработать видение процесса планирования для географического региона на основе приоритетов, выявленных заинтересованными сторонами.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø Усиление сотрудничества
Ø Обмен информацией и общее понимание темы
Ø Творческие решения
Ø Заключительная презентация
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
Ø Помогает в сложных ситуациях
Ø Способствует быстрому и интерактивному принятию решений
Ø Дает возможность различным группам и людям обсуждать вопросы с командой «шарет»
Ø Способствует обмену идеями
Ø Работает как «мозговой штурм»
Ø Открывает горизонты
Ø Дает возможность провести целостный анализ проблемы
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
Ø Процесс очень интенсивный
Ø Может оказаться дорогим, так как необходимо привлекать специалистов
Ø Применим только для некоторых сценариев
МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:
Ø Для разработки, проектирования и планирования проектов на уровне местного сообщества
Ø Для сбора практических идей и мнений на начальном этапе процесса
Ø Для стимулирования вклада и сотрудничества
Ø Для содействия принятию решений по сложным вопросам
Ø Для разрешения тупиковых ситуаций в отношениях между заинтересованными группами
Ø Для разработки практически возможных проектов и планов действий
Ø Для определения потенциальных источников финансирования проектов
КОЛИЧЕСТВО УЧАСТНИКОВ:
от 20 до 100 человек.
ВРЕМЯ, НЕОБХОДИМОЕ НА РАБОТУ:
от 4 дней до 4 недель
2. МЕТОД «НОМИНАЛЬНЫХ ГРУПП»
ОПИСАНИЕ:
Номинальные группы являются группами только по названию. Данный метод исключает социальную и психологическую динамику группового поведения, которая может сдерживать креативность отдельных людей и препятствовать их участию в дискуссии. Метод номинальной группы является альтернативой методу «мозгового штурма», при котором выработка идей, групповая дискуссия и систематическое голосование помогают группе выбрать предпочтительное решение.
1. Идея: в течении 5-10 минут участники записывают свои мысли по заданной теме.
2. Каждый участник представляет свои идеи, начиная с лучшей, которые фиксируются
3. Разъяснение: каждая идея обсуждается и получает свой номер, и похожие идеи группируются,
4. Участники голосуют за пронумерованные идеи по согласованной системе голосования.
5. Действия: группа обсуждает план действий на основе результатов голосования для достижения согласия по решению поставленной проблемы.
ЗАДАЧИ:
Ø Расширить участие при формулировании проблемы, ее решении и при планировании программы.
Ø Представить сбалансированный круг мнений сообщества или группы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
Ø Творческое решение проблемы и достигнутое в группе решение при высокой точности учета индивидуальных мнений.
Ø Согласие в группе относительно идей, выдвинутых с помощью структурированного процесса.
Ø Индивидуальные идеи и мнения совмещаются и группируются для вынесения коллективного суждения.
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ:
Ø Обеспечивает вклад со стороны всех участников и широкий круг ответов
Ø Метод полезен для вынесения решений демократическим путем
Ø Метод полезен при разработке идей и решений, а также при сборе фактического материала
Ø Повышается результативность совместных встреч, баланс и активность участия
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ:
Ø Требуется опытный фасилитатор и определенные физические условия
Ø Метод позволяет работать только с одним вопросом единовременно (метод одной цели)
Ø Не пригоден для решения более простых задач требующих участия менее структурированных интерактивных групп
Ø Необходимо устанавливать четкие правила
Ø Не пригоден для ситуаций, когда результат заранее известен и требуется полное согласие
Ø Может оказаться трудным убедить людей использовать метод
Ø Занимает довольно много времени, как правило, 60 - 90 минут
НЕОБХОДИМЫЕ ОСОБЫЕ РЕСУРСЫ:
Ø независимый фасилитатор
Ø люди, ведущие записи
Ø листы бумаги для ответов
Ø скрепленные листы бумаги
МЕТОД ИСПОЛЬЗУЕТСЯ:
Ø для сбалансированного и углубленного участия, объединения широкого круга идей и трансформирования детальной дискуссии в план действий
Ø для определения элементов конфликтной ситуации в сложных условиях принятия решений
Ø для определения элементов программы решения (исследование решения) и определения приоритетов, когда суждения нескольких человек должны быть расшифрованы и преобразованы в групповое решение
Ø широко применяется в области здравоохранения, образования, социального обеспечения и в промышленности для исследования возможных проблем и решений
Количество участников: около 10 человек в группе
Необходимое время: как правило, от 3 до 5 часов
Завершая, отметим, что успех работы различныъх систем социально-экономической сферы, в том числе и системы образования, в значительной степени является следствием расширенного вовлечения заинтересованных сторон.
Вовлечение заинтересованных сторон является цикличным процессом, требующим постоянных усилий со стороны местных органов власти. Данный процесс является сложным, однако, он приносит положительные результаты, и с течением времени его масштаб и содержание могут измениться. Если власти начинают уделять особое внимание работе с заинтересованными сторонами, можно ожидать повышения эффективности всей работы.
Следует отметить, что процесс вовлечения заинтересованных сторон является ценностью сам по себе, но не оправдывает плохой коммуникации, дисбаланса в отношениях различных групп участников и неправильного использования результатов процесса.
Весь этот процесс должен быть хорошо спланирован и должен быть интегрирован в процесс принятия решений в рамках муниципального образования. Только в таком случае процесс может принести ожидаемые результаты.
Список литературы
[1]Виноградов В.Н., Эрлих О.В.Вовлечение общественности города в разработку и реализацию стратегического плана; теория, практика, технологии (из опыта создания стратегических планов в шахтерских городах Российской Федерации). Научно-методическое пособие. - СПб: Леонтьевский центр, 2001.- С. 9-10
[2]Bishop A.B. Communication in the Planning Process. // In Public Involvement Techniques: A Reader of Ten Years Experience at the Institute of Water Resources. Ed. by Creigton J.L., Delli Priscoli. IWR Staff Rep. 81-1, U.S. Army Engineer Institute for Water Resources. Fort Belvoir. Va. 1981
[3]Creighton J.L., Acting as a Conflict Conciliator; Chalmers J.A., Branch K. Integrating Planning and Assessment Through Public Involvement.// In Public Involvement Techniques: A Reader of Ten Years Experience at the Institute of Water Resources. Ed. by Creigton J.L., Delli Priscoli. IWR Staff Rep. 81-1, U.S. Army Engineer Institute for Water Resources. Fort Belvoir. Va. 1981b
[4]Hanchley J.R. Objectives of Public Participation. // In Public Involvement Techniques: A Reader of Ten Years Experience at the Institute of Water Resources. Ed. by Creigton J.L., Delli Priscoli. IWR Staff Rep. 81-1, U.S. Army Engineer Institute for Water Resources. Fort Belvoir. Va. 1981. P. 16