Способы формирования универсальных учебных действий
на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга
в средней школе
Грибова Ирина Валентиновна,
учитель истории и культуры Санкт-Петербурга
ГБОУ ООШ № 137
Одно из основных положений ФГОС НОО – формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Требования к формированию УУД находят отражение в планируемых результатах освоения учебных программ.
В составе основных видов УУД выделяют четыре блока:
- Личностный
- Регулятивный
- Познавательный
- Коммуникативный
Какие УУД можно формировать на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга»? Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД. Но как сформировать эти умения?
Во-первых, необходимо провести отбор содержания материала по темам; во-вторых, чтобы ученики смогли освоить универсальные способы действий, необходимо разнообразить формы, методы их достижения. В-третьих, должна быть системнаяорганизация учебного процесса: подготовка к экзамену должна начинаться не в 9 классе, а как минимум с 5 класса.
Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД. Познавательные учебные действия включают умение анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы, решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах, переводить информацию из одной знаковой системы в другую и т. д.
Разрабатывая план урока, учитель должен выделить основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий). Например, при подготовке темы, я отмечаю следующие виды деятельности учащихся:
- рассказ на основе информации учебника, литературного источника, карты и схемы;
- умение извлекать информацию из источника;
- описание объекта по схеме;
- составление характеристики исторического деятеля.
Далее необходимо подобрать способы достижения оптимального результата. Готовится раздаточный материал. Работа идет как в группах, так и индивидуально.
В зависимости от способностей школьники анализируют источник.
Развить умение решать проблемы, искать недостающую информацию поможет работа с текстом. На своих уроках я использую следующие формы и методы:
- Составление вопросов к тексту, ответы на них
- Комментированное чтение текста
- Составление простого и сложного плана
- Составление сравнительных, хронологических таблиц
- Составление кластера
- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу
- Составление логической схемы, цепочки
Главное – учитель должен объяснить тот или иной способ действия, показать образец выполнения учебной операции (использование памятки или другие приёмы).
Большое значение для формирования УУД имеют компетентностно-ориентированные задания
Источник информации: учебник.
Инструмент проверки:
- требования к письменному и устному ответу: речевое оформление, произношение, логичность изложения;
- модельный ответ.
Использование компетентностно-ориентированных заданий на конкретном уроке служит также мотивацией для дальнейшего изучения темы. Подобные задания не только направлены на самостоятельную деятельность учащихся с источником информации, метапредметность, но и на формирование ключевых компетенций.
Поэтому, кроме обычных тестовых заданий ученики в качестве итогового зачёта выполняют такие виды работ, как «Интервью с исторической личностью», презентации картин на исторические темы (с соответствующими комментариями историка, художника и т. д.), собственные презентации учащихся. Использую также задания игрового характера.
В заключение несколько слов об использовании ИКТ на уроках. Презентации должны стать не просто красивыми картинками или готовыми схемами, таблицами, а средством формирования учебных действий, реализации деятельностного подхода к обучению. Меньше нужно заниматься простой трансляцией знаний, больше внимания уделять формированию комплекса метапредметных умений, а это уже сдвиг в направлении компетентностной модели образования.