Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Манько Сергей Алексеевич, кандидат пед. наук,

директор ГБОУ СОШ №137 Калининского района Санкт-Петербурга.

 

Для осмысления новой роли и места информации в управлении системой образования необходимо разобраться в ее внутреннем строении, проанализировать особенности составляющих ее элементов, особенности ее функционирования, а также ее соотношения с управлением. Эти вопросы целесообразно рассмотреть с позиций современных управленческих теорий, адаптировав необходимый понятийный аппарат к специфическим условиям управления образованием. Рассматривая интерпретацию основных управленческих понятий, выполненную в терминах и традициях системного подхода к управлению, мы исходим из того, что выбранный подход максимально полно соответствует рассматриваемому объекту, а также масштабу и сложности проблем его практических преобразований.

При рассмотрении процесса управления развитием школы мы будем подразумевать управление школой как образовательной системой (ОС). Под ОС школы понимается относительно обособленная и самостоятельная часть региональной ОС, представляющей собой совокупность связанных между собой образовательных процессов, реализуемых образовательным учреждением (ОУ). Причем, наряду с общерегиональными целями образования, школьная система может и должна иметь свои особенные цели, отвечающие интересам пользующегося ее услугами населения. Она действует на основе и в рамках нормативно-правовых актов и других ограничений, налагаемых федеральными и региональными органами власти и управления образованием, может иметь самостоятельные связи и отношения с другими системными объектами и институтами как внутри, так и за пределами своего региона.

Основной системообразующий фактор любой системы – цель ее функционирования и развития, а управление призвано обеспечивать реализацию этих целей. С другой стороны, управление любой социальной системой есть прежде всего процесс переработки информации, взаимодействие его подсистем представляет собой информационный обмен. В то же время, нельзя не учитывать, что школа – типичный пример открытой системы, в которых происходит постоянный обмен информацией не только между управляющей и управляемой подсистемами, но и с окружающей ее социальной средой. Таким образом,  проблема совершенствования управления в школьном образовании в значительной степени  определяется качеством используемой информации для принятия решений различного уровня и характера. Недостаточная изученность информационных аспектов в управлении образованием тормозит конструирование развития образовательных систем, не позволяет обеспечить управление качеством образования.

Анализ проведенных исследований в области управления образованием показывает, что разработка информационных основ в теории школьного образования недостаточна для создания моделей управления, позволяющих своевременно и гибко обеспечивать управление развитием системы и целенаправленно повышать ее качество. В особенности это касается учета переработки и анализа информации всеми субъектами управления. Практически отсутствуют работы, предметом которых был быанализ всей структуры информационных связей от обучаемого до руководителя школы. Такой анализ сегодня представляется весьма актуальным в связи с изменением подходов к образованию, усложнению взаимосвязей как внутри системы, так и школы с внешней средой. Современной тенденцией в практике школьного управления является и предоставление большей свободы выбора решений всем субъектам управления с повышением ответственности за последствия выбора, что также требует разработки информационного обеспечения для наиболее обоснованного решения из существующих альтернатив.

         При определении принципиальных позиций, на которых будет основываться информационное обеспечение управления школой, необходимо выделить круг задач, решение которых позволит сформулировать основные подходы к анализу исследуемых процессов.

1.   Выявление особенностей управления как специфического вида деятельности в педагогическом процессе.

2.   Определение принципиального различия между понятиями «развитие» и «функционирование».

3.   Анализ специфики информационных процессов в управлении школой.

4.   Обоснование принципов информационного обеспечения, способствующего эффективному управлению и воздействию на развитие школы.

Управление образовательными системами традиционно изучается в рамках школоведения, которое, используя выводы теории управления, описывает не только педагогические, но и организационные, юридические, экономические и иные аспекты управления образовательными системами. Обогащаясь в дальнейшем выводами и методами других научных дисциплин, школоведение, тем не менее, остается в значительной степени описательным разделом педагогики, что неизбежно отражается и на разработке теории управления школой.

Недостатками школоведческих работ является то, что в них в большинстве случаев идеализируется возможность получения абсолютно объективной информации. Однако подобный подход, правомерный для технических и ряда социально-производственных систем, не всегда допустим при рассмотрении управления образовательными системами, в которых и руководители, и педагоги, и обучаемые – его активные субъекты.

При рассмотрении проблем управления школой, обоснование необходимости использования кибернетических закономерностей излишне: изначально кибернетика разрабатывалась как общая теория процессов управления любыми системами.

В то же время одним из нередко встречающихся недостатков сложившейся системы управления ОУ является механическое перенесение закономерностей управления, выявленных и разработанных для сферы материального производства, на школьные образовательные системы, что является отражением недостаточной теоретической разработки проблемы.

Тем не менее было бы неверным утверждать, что теоретическая разработка проблем управления недостаточна. Наиболее известными моделями управления являются:

1. Кибернетическая модель;2.Технологическая модель;3.Так называемая “модель управления персоналом” или психологическая модель управления.

Современный подход к пониманию сущности управления как специфического вида деятельности требует рассматривать управление как триединое целое (процесс, организация и система).

Управление как процесс– это взаимосвязанная совокупность циклических, повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление как процесс, реализуемый на любом из уровней, включает планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие. Условия и ресурсы, необходимые для управления – это нормативно-правовая и нормативно-организационная документация, материально-техническая база, средства организационной и вычислительной техники, персонал. А также информация о:

·     текущем состоянии объектов управления, тенденциях в них и окружающих условиях;

·     рассогласованиях и проблемах, возникающих в процессах функционирования и развития объектов управления;

·     возможностях решения обнаруженных проблем;

·     собственном состоянии, тенденциях, проблемах и способах их решения в целях самосовершенствования.

Результатом процесса управления являются стратегические, тактические и оперативные управленческие решения, нормативно-организационные решения, обеспечивающие функционирование и развитие системы образования и ее частей, включая само управление. Поскольку процессы управления внутри школьной образовательной системы осуществляются на различных уровнях, то одним из основных условий эффективного управления образованием является рациональное распределение и четкое разграничение сфер ответственности и контроля.

Подход к управлению как организации учитывает, что управление реализуется за счет совместной деятельности и взаимодействия людей (руководителей, специалистов, педагогов, представителей общественности и т.п.), организованных в различные временные или постоянные институты управления на различных уровнях. С этой точки зрения управление образованием в школе предстает как сложное иерархическое организованно-структурное единство, внутри которого выделяется как относительно обособленная организационная структура.

И, наконец, понимание управления как системы подразумевает, что процессы управления, информация об их объектах, условия и результаты вместе с реализующими их организационно оформленными инстанциями и людьми образуют соответствующие подсистемы управления внутри образовательных институтов (подсистемы самоуправления).

·        Взаимосвязанная совокупность подсистем управления образует общую систему управления. Кроме того, управление школой специфично в силу тех черт, которые обособляют ее как сложную социально-педагогическую систему.

Если образовательные процессы реализуются исключительно на уровне образовательных учреждений, то обеспечивающие их процессы могут осуществляться на различных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном (район, город) и самих образовательных учреждений (процессы самообеспечения), что само по себе усложняет процесс управления, делая его зависимым от сторонних организаций и структур.

Большинство авторов, в т.ч. современных, определяют принятие решений как этап управления, состоящий в выборе и утверждении наилучшего варианта решения, стабильного плана с наиболее предпочтительной иерархией целей, способов, воздействий и средств достижения этих целей конкретными исполнителями. По существу, управленческое решение – это выбор из имеющихся возможностей средств достижения цели по определенным диагностическим критериям, которые изменяются в зависимости от объекта управления, условий, сроков, оперативности и других факторов, характеризующих ситуацию.

Всякое решение связано с возникновением той или иной проблемы. Поэтому ближайшая задача руководителя – организовать сбор и получение информации для выявления возникающих перед системой управления проблем, которые приобретают в его глазах, прежде всего, организационный, управленческий аспект. В этом - специфика взгляда руководителя на проблемы объекта управления.

В нынешних условиях сложность и масштаб проблем, которые решают руководители образовательных учреждений постоянно возрастают. Возрастает необходимость комплексно учитывать возможные последствия управленческого решения, которое может потребовать корректировки планов, предполагать повышение квалификации и соответствующей подготовки членов коллектива. Таким образом, объективные тенденции усилением взаимосвязи между информацией и принимаемым на ее основе решения должны учитываться руководителем ОУ и найти свое отражение и в методах его руководства, и в структуре управления.

Для определения различных состояний режимов деятельности образовательного процесса используются понятия функционирования и развития. Это справедливо и для других процессов, осуществляющихся в образовательном учреждении, (процессы обеспечения и управления). Поэтому имеет смысл говорить о двух взаимосвязанных режимах работы системы образования – режиме функционирования и режиме развития.

Развитие школы заключается в ее улучшении (если подразумевать целенаправленность процесса развития). Рассмотрение же улучшений в ОУ без улучшения результатов его деятельности бессмысленно, следовательно, невозможно избежать вопроса о взаимоотношении понятий «развитие» и «качество образования» как результата развития.

В науке об управлении категория развития стала применяться и получила широкое распространение сравнительно недавно в рамках системного и деятельного подходов в виде различных концепций организационного развития. С этой точки зрения, развитие характеризуется:прогрессивностью изменений, их направленностью и субъективностью.

Прогрессивность изменений развивающегося объекта означает его переход в качественно новое, более высокое и совершенное состояние, появление и закрепление в нем принципиально новых и относительно устойчивых элементов и отношений, расширяющих и обогащающих его внутренние возможности для дальнейшего развития.

Направленность изменений определяется их прогрессивностью, фактором времени, отбором более совершенных форм и необратимостью процесса развития.

Субъективность развития означает, что развивающийся объект является субъектом своего собственного развития, т.е. развитие объекта, по существу есть его саморазвитие.

К числу основных, главных характеристик, отображающих специфику управления развитием, выделяются следующие:

*                   наращивание возможностей;

*                   повышение эффективности;

*                   улучшение и т.п.

Иными словами, речь идет о качественных характеристиках, которые формируются благодаря управлению развитием школы. Качество этого управления должно обеспечивать соответствие уровня образовательных результатов государственным образовательным стандартам, меняющимся запросам и потребностям населения, требованиям производства, науки и культуры; стабильности функционирования действующих образовательных институтов; обеспеченности их всем необходимым и условиям ее целенаправленного развития. Изменения, тем более вызванные искусственно (в данном случае в результате управления), оправданы в том случае, если при этом происходит повышение качества образования.

Существует много определений понятия «качество». Наиболее распространено определение качества образования (КО), которое понимается в общем случае как соответствие стандарту, норме. То есть, качество выступает одной из своих граней, аспектов, а именно определяет полезность, ценность объектов, их пригодность к удовлетворению определенных потребностей или к реализации определенных целей, норм, доктрин, т.е. адекватность требованиям, потребностям, нормам.

В свою очередь, понятие нормы не является абсолютным и фиксированным, происходит постоянная работа по определению «качества нормы», освобождение его от субъективных суждений.

Рассмотрение мониторинга как самостоятельной функции управления образовательным процессом носит условный характер. В реальном образовательном процессе мониторинг тесным образом связан со всеми функциями и стадиями управления, поэтому его существенные характеристики могут быть полно рассмотрены только в соотнесении с другими звеньями процесса управления образованием в школе. Органическая связь мониторинга с другими функциями управления проявляется в том, что он затрагивает цели, информацию, прогнозы, решения, организацию и исполнение педагогической деятельности, коммуникацию и коррекцию. Очевидной является связь мониторинга с целями обучения, которые обычно фиксируются в планах и являются исходной его основой. Другими словами, мониторинг связан с оценкой реализации целей и планов. Везде, где фактическое сравнивается с намеченным, а главная задача мониторинга сводится к уменьшению разницы между ними, встает вопрос об оценочных нормах.

Норма (нормирование) – одно из самых необходимых условий и оснований мониторинга, поскольку именно с ней сравниваются фактические результаты. Сравнение реальных результатов с эталонами и нормами в образовательной деятельности является лишь одним из компонентов и этапов мониторинга, за которым следует содержательная оценка и коррекция. Интерпретацию и отношение к фактическому результату составляет процесс оценивания, или просто оценка. По сути дела, этап мониторинга представляет собой информационную стадию управления, поскольку речь идет об информационных процессах. Отличительной чертой мониторинга, как уже отмечалось нами, является информация о соответствии фактического результата его ожиданиям, предсказаниям, а также оценка этого соответствия. Обратная информация – еще один необходимый элемент мониторинга, а следовательно, и управления школой. На ее основе изменяется отношение к результату и пересматриваются способы достижения текущих, промежуточных и конечных целей.

Современные особенности управления развитием школы заключаются и в том, что изменения необходимы, но их реализация не всегда может быть проведена безболезненно. В практике наметились два основных подхода в управлении развитием, связанных с изменением самой системы управления. Первый ориентирован на слом сложившейся системы управления школой и замену ее другой, принципиально новой. Это предполагает создание новых типов органов управления школой, новых, прежде не применявшихся структур управления и т.д. Второй рассчитан на реконструкцию, модернизацию старой системы управления. Он подразумевает отказ от одних элементов старой системы и использование некоторых других элементов в измененном виде. При этом предполагается также использование в преобразованном, применительно к новым условиям, виде традиционных оргструктур школьного управления.

Анализ практики управления свидетельствует, что при полной замене старых моделей управления резко возрастает сопротивление нововведениям. Наоборот, при использовании стратегии реконструкции такое сопротивление проявляется в меньшей степени. Особенность управления развитием на современном этапе заключается:

        

         1. Под управлением развитием школы в исследовании понимается: часть осуществляемой в ней управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов  разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности  коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получения качественно новых результатов образования.

2.Концептуальный подход к управлению развитием ОУ предполагает превращение школы, как сложной социально-педагогической системы, в систему развивающуюся. Школа, как развивающаяся система, должна быть открытой (то есть способной за счет взаимодействия со средой адекватно перестраивать и обновлять содержание и формы деятельности), активной (по отношению к образовательным запросам учащихся, их родителей, общественных и государственных институтов), инновационной (то есть направленной на поиск новых путей и средств решения проблем, возникающих в социальной среде и в самой школе).

3.Управление в исследовании понимается как функция организованных систем, обеспечивающая не только их сохранение, функционирование, но и развитие, т.е. реализацию программ и целей совершенствования деятельности, акцентируя внимание на целях ее совершенствования.

4.Критериями развития ОУ могут выступать показатели качества образовательного процесса. Управление качеством гарантирует качество через управление соответствующими процессами и операциями. На школьном уровне это требует введения и поддержания систем постоянного мониторинга за эффективностью стратегии и практики. Мониторинг качества образования обеспечивает управление качеством – это систематическая и регулярная процедура сбора данных по важным аспектам деятельности ОУ.

5.При целевом управлении развитием сначала определяется желаемый результат, а затем уже ищется или разрабатывается то нововведение, которое позволит его получить.

6.Двум разным объектам управления -  функционированию и развитию школы - соответствуют разные функции управления, разные организационные структуры и организационные механизмы.

7.Анализ проблем современной школы связан с получением информации как о ее нынешнем, так и перспективном состоянии. Управление в целом и управление развитием невозможно без информационных потоков, составляющих основу эффективного управления.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»