Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Практическая методика молодому учителю

Максимова Галина Геннадьевна

ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики

заместитель директора по УВР

 

1. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА

Содержание этой главы позволит молодому учителю:

- ориентироваться в методических терминах,

- методически грамотно ставить цели урока,

- различать типы уроков,

- строить планы (сценарии) уроков различных типов,

- иметь представление о педагогических технологиях,

- познакомиться с особенностями проектной технологии,

-  узнать, как можно использовать в своей практической дея­тельности информационно-коммуникативные технологии.

 

Методический глоссарий.

Термин

Определение

Урок

Вариативная  форма организации  целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средст­ва обучения

Цель

Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащими­ся в конце урока

Содержание учебного   материала (СУМ)

Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников

Метод     обучения

Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходи­мых для решения учебно-воспитательных задач

Методиче­ский прием

Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения зна­ний и умений

Форма   орга­низации    по­знавательной деятельности (ФОПД)

Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отли­чающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и вы­бором звеньев учебной работы и режимом - времен­ным и пространственным

Фронтальная ФОПД

Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познава­тельной задачи

Групповая ФОПД

Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся

Коллективная ФОПД

Общение учащихся в процессе обучения в динамиче­ских парах и парах сменного состава

Структура урока

Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную

действенность

Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологи­ческие позиции которого приведены в таблице:

 

Термины

Определение

Компетентно-стный подход

Совокупность  общих   принципов   определения   целей образования, отбора содержания образования, органи­зации образовательного процесса и оценки образова­тельных результатов. Общие принципы заключаются в следующих положениях:

• Смысл (цель) образования состоит в развитии у обу­чаемых  способности  решать  проблемы  в  различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является соб­ственный опыт учащихся.

• Содержание образования представляет собой дидакти­чески адаптированный социальный опыт решения по­знавательных,    мировоззренческих,    нравственных    и иных проблем.

• Смысл  организации образовательного  процесса за­ключается в создании условий для  формирования  у обучаемых опыта самостоятельного решения познава­тельных,   коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования.

• Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащи­мися на определенном этапе обучения. С позиций компетентностного подхода основным непо­средственным результатом образовательной деятельно­сти становится формирование ключевых компетенций

Компетенция

Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) об­ладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности)

Ключевые компетенции

Совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отноше­нию к определенному кругу объектов реальной дейст­вительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности

Ценностно-смысловая компетенция

Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и по­нимать окружающий мир, осознавать свою роль и предна­значение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения

Общекультур­ная   компетен­ция

Круг вопросов национальной и общечеловеческой куль­туры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций

Учебно-позна­вательная

компетенция

Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами дея­тельности

Информаци­онная    компе­тенция

Умение пользоваться различными источниками инфор­мации и ориентироваться в информационном простран­стве

Коммуника­тивная   компе­тенция

Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе

Социально-трудовая   ком­петенция

Владение опытом в сферах гражданско - общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессио­нального самоопределения

Компендиум личностного совершенство­вания

Освоение способов физического, духовного и интеллек­туального саморазвития, формирование психологиче­ской грамотности

Компетент­ность

Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окру­жающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций

Целеполагание в обучающей деятельности учителя.

Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель? Цель - это заранее запланирован­ный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средст­ва ее достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием.

Обратимся к уроку как основной форме деятельности учителя. Урок - это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.

Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:

- анализ обстановки (учебной ситуации);

- учет соответствующих нормативных документов;

- установление на этой основе потребностей и интересов, под­лежащих удовлетворению;

- выяснение имеющихся для этого ресурсов;

-  выбор тех из них, которые наиболее эффективны и техноло­гичны;

- формулировка цели.

Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Нечеткое следование алго­ритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех це­лей, а значит, не тех результатов.

Целеосуществление - «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактиче­ское поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности» (Ю. А. Конаржевский).

Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методиче­ски корректно сформулировать цель урока и спроектировать сред­ства ее достижения.

На уроке, как правило, учитель работает с целью в трех ее ас­пектах: познавательном, воспитательном и развивающем. Рассмот­рим таблицу, в которой представлены особенности познавательно­го, воспитательного и развивающего аспектов цели:

 

Познавательный

(обучающий) аспект цели

Развивающий аспект цели

Воспитывающий аспект цели

1

2

3

- Обучение      каждого ученика самостоятель­но добывать знания.

- Формирование    уме­ний    обеспечивающие успешное  выполнение деятельности

-Формирование навы­ков (действия, доведен­ные до автоматизма)

-Развитие речи как по­казателя   интеллектуаль­ного и общего развития ученика.

- Развитие мышления.

- Развитие       сенсорной сферы    (глазомер,   ори­ентация в пространстве и во    времени,    точность различения   цвета,   фор­мы, звуков).

Нравственные объек­ты, с которыми уче­ник  вступает      во взаимодействие  на уроке: - «Другие люди», т. е.    учитель,    уча­щиеся, в общении с которым и    формируются     нравственные качества личности.

 

- Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление свои­ми двигательными дейст­виями)

- «Я», т. е. отноше­ние к самому себе.

- «Общество   и   кол­лектив»

Важно!   При плани­ровании обучающей цели     формулировать ее   через   ожидаемый результат учащихся

Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для не­скольких уроков, а ино­гда и для уроков целой темы, ведь развитие уче­ника всегда медленнее, чем его обучение

Важно! Кредо обучающей деятель­ности учителя - вос­питывающее обуче­ние

 

Молодому учителю на заметку! Алгоритм анализа цели урока:

- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;

- определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;

-   определить,  чем   вызвана  постановка  цели:  требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;

- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;

- определить степень осознанности учителем цели;

- выяснить реальность достижения цели;

-  определить соотносимость цели, содержания учебного мате­риала, методов обучения и форм организации познавательной дея­тельности на уроке;

- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и ре­зультатом.

Учителю в повседневной практике приходится проводить уро­ки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закреп­ления нового материала, уроки систематизации и обобщения учеб­ного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинирован­ные уроки и т. д.

Как формулировать цели уроков разных типов?

 

Тип урока

Примеры формулирования целей

Урок знакомства с новым учебным материалом

-учащиеся должны иметь представление о...

- учащиеся должны иметь общее понятие о...

- учащиеся должны распознавать...

Урок усвоения нового материала

- учащиеся должны понимать содержание...

-учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях...

- учащиеся должны уметь выявлять закономерности...

Урок формирова­ния новых умений

- учащиеся должны уметь применить знания в стан­дартной ситуации

-учащиеся должны уметь самостоятельно выпол­нить задание...

- учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания…

Урок закрепления нового материала

- учащиеся должны знать...

- учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать)

- учащиеся должны уметь воспроизводить получен­ные знания...

Урок системати­зации и обобще­ния учебного ма­териала

-учащиеся должны знать...

- учащиеся должны уметь систематизировать учеб­ный материал...

Урок проверки и оценки знаний

В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень)

-учащиеся должны  уметь узнавать  при  внешней опоре... -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу...

- учащиеся должны уметь воспроизводить по пред­ложенному алгоритму...

-учащиеся  должны   уметь   осуществлять   перенос знаний в измененную ситуацию...

- учащиеся должны владеть компетенцией...

 

Ошибки при формулировании цели урока:

Суть ошибки

Как нельзя формулировать

Подмена цели содержанием

«Познакомить учащихся с... »

Подмена цели методом обучения

«Рассказать учащимся о...» «Показать учащимся...»

Подмена цели процессом деятель­ности

«Учащиеся решают задачи по теме...» «Учащиеся выполняют работу...»

 Комбинированный урок.

 

Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы современной школы, несмотря на все инновационные тенденции, около 50-60 % уроков - комбини­рованные. На них за 40—45 мин учебного времени происходит и проверка домашнего задания, и опрос учащихся, и усвоение новых знаний и способов деятельности, и контроль ЗУН (знаний, умений, навыков). Российский психолог Л. М. Фридман как-то подсчитал, что, комбинируя этапы урока, можно составлять 13692 варианта комбинированного урока. Классический комбинированный урок (по Ю. А. Конаржевскому) имеет следующую структуру:

 

Этапы

Содержание

Варианты действий

Организа­ционный

- приветствие;

- определение отсутствующих;

- проверка готовности к уроку;

- организация внимания

 

Проверка домашнего задания

-выявление факта выполнения домашнего задания классом;

- выяснение причин; исправление ошибок

-самопроверка по ключу;

- взаимопроверка;

- фронтальная проверка;

- программированный опрос;

 - групповая работа

Всесторон­ней провер­ки знаний

- проверка  объема  и  качества усвоения материала отдельны­ми учениками;

 - проверка   образа    мышления отвечающих учеников;

- проверка    сформированности ОУУН;

 -организация  учебной деятель­ности всего класса во время отве­та отдельного ученика;

- комментирование         ответов учащихся

-устный фронтальный опрос на уровне репро­дукции;

-тестирование;

- индивидуальный опрос;

- создание     нестандарт­ных ситуаций в исполь­зовании знаний;

- дискуссия

Подготовка учащихся к активному и        созна­тельному усвоению нового    ма­териала

- сообщение темы изучения;

-формирование   совместно    с учащимися цели и задачи изу­чения нового материала;

- показ практической значимо­сти    новой    темы,    мотивация учащихся к ее усвоению;

- постановка учебной проблемы

- адекватное Целеполагание;

- проблемное задание;

- эвристический вопрос;

- выдвижение гипотезы;

- познавательная задача

Усвоение новых   зна­ний

- организация внимания;

- организация   процесса   вос­приятия, осознания, осмысле­ния, первичного обобщения и систематизации нового учеб­ного материала;

- в ходе освоения нового ма­териала обучать собственной деятельности    по    изучению содержания, умениям и навы­кам рационально учиться

- сущность обучения не в изложении материала, а в изучении   его   уч-ся   под руководством учителя;

- МО по характеру позна­вательной      деятельности учащихся:

• объяснительно-иллюст­ративный;

• проблемный;

• проблемно-поисковый;

• наглядный. - МО  по стратегии взаи­модействия Т и С:

 • изложение;

• беседа;

• лекция;

• самостоятельная работа.

- групповая  и  коллектив­ная ОПД;

 - словарная работа

Закрепле­ние    новых знаний

- закрепление      знаний      на уровне репродукции; - углубление         осмысления учащимися    учебного    мате­риала,    проверка   понимания сущности новых понятий; - закрепление   в   нестандарт­ных ситуациях

- тестовые задания;

- проблемные вопросы;

- дифференцированные задания;

- вопросы от противного;

- выделение    главного    в теме

Информа­ция       уча­щимся       о домашнем задании, инструкции по   его   вы­полнению

- подведение итогов урока;

- мотивирование    домашнего задания;

- подробный, но сжатый ин­структаж по выполнению до­машнего задания;

- проверка, как учащиеся по­няли содержание работы

- выполнение этапа в пре­делах урока; - дифференцированные задания;

- индивидуальные      зада­ния;

 - добровольные     задания как воспитательное  сред­ство

 

Схема урока усвоения нового материала:

- организационный этап;

- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;

- этап освоения новых знаний;

- этап закрепления новых знаний;

- этап информации учащихся о домашнем задании и инструк­таж по его выполнению.

Схема урока закрепления изучаемого материала:

- организационный этап;

- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;

- этап закрепления знаний;

-  этап информации учащихся о домашнем задании и инструк­таж по его выполнению.

Схема урока повторения:

- организационный этап;

- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;

- этап повторения;

-  этап информации учащихся о домашнем задании и инструк­таж по его выполнению.

Урок систематизации и обобщения изученного материала:

- организационный этап;

- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний; -этап обобщения и систематизации изученного;

-  этап информации учащихся о домашнем задании и инструк­таж по его выполнению.

Урок проверки и оценки знаний:

- организационный этап;

- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;

- этап всесторонней проверки знаний;

- этап информации учащихся о домашнем задании. Независимо от типа урока молодому учителю полезно овладеть

разработанными практиками.

Алгоритм подготовки к уроку.

1. Определить и сформулировать тему урока.

2. Определить место данного урока в системе уроков.

3.  Определить и сформулировать целевые установки для себя и в действиях учащихся.

4. Спланировать учебный материал:

- отобрать содержание учебного материала по теме;

- определить уровень его усвоения учащимися (знакомство ре­продуктивный, творческий);

-  выявить связи данного учебного материала с другими пред­метами;                                                                                      

- определить целесообразность использования дополнительной литературы.

5.  Подобрать учебные задания, исходя из планируемого уровня усвоения учебного материала учащимися в соответствии с принци­пом «от простого к сложному»:

• задания на узнавание нового материала;

• задания на его воспроизведение;

• на применение в знакомой ситуации;

• на применение в измененной ситуации;

• на применение на творческом уровне.

6.  Сгруппировать отобранный материал, определить последова­тельность его предъявления.

7.  Найти адекватные целям и содержанию учебного материала методы обучения и формы организации деятельности учащихся

8.  Спланировать контроль за деятельностью учащихся, ответив себе на вопросы:

-что контролировать;

- как контролировать;

- как использовать результаты контроля.

9.  Подготовить оборудование для урока: учебно-наглядные по­собия, аудио- и видеоматериалы, приборы и т. д. Особое внимание уделить роли классной доски (что и как на ней разместить).

10. Продумать формы подведения итогов урока.

11. Продумать домашнее задание и инструктаж по его выпол­нению.

 

 

Процесс самостоятельного конструирования урока в общем ви­де можно представить себе как установление связей между его эта­пами. Ниже приводится карта конструирования урока (учебного занятия), разработанная Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.

Карта конструирования урока (учебного занятия)

Образовательные

задачи этапа урока

Содержание этапа

Показатели выполнения образовательных задач этапа

Условия выполнения образовательных задач этапа

Возможные методы и приемы обучения

1

2

3

4

5

1. Организационный этап

- Приветствие, фиксация отсутст­вующих; - проверка подго­товленности уча­щихся к учебному занятию;

- проверка подго­товленности клас­сного помещения к занятию;

- организация внимания школь­ника;

- раскрытие об­щей цели урока и плана его прове­дения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Доброжелательный настрой учителя и уча­щихся;

- кратковременность этапа;

- полная готовность класса к уроку;

-быстрое включение учащихся в деловой ритм;

- формулирование це­левых установок урока и плана работы

- Собранность учителя; - последовательность в предъявлении требований; - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание учащихся к теме урока;

- спокойная и уверенная манера держаться при появ­лении в классе;

 - отсутствие многословия

 

 

 

 

1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!» «Хо­рошего вам настроения».

2. «Ладошка к ладошке».

3. Рапортичка (определение отсутствующих).

4. Приветствие учеников, которые после долгого от­сутствия появились в классе

2. Этап проверки выполнения домашнего задания

I.Установить

правильность,

полноту и осоз­нанность выпол­нения домашних заданий всеми (большинством учащихся).

2. Выявить пробе­лы в знаниях и способах деятель­ности учащихся и определить при­чины их возник­новения.

3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы

1. Выяснение степени усвоения учащимися

заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, по­нятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений). 2. Выяснение причин невыполнения до­машнего задания от­дельными учениками.

3. Определение ти­пичных недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появле­ния.

4. Ликвидация обна­руженных недостат­ков

- Проверка учителем за короткий промежуток

времени знаний и спо­собов действий уча­щихся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут); - обнаружение причин невыполнения домаш­них заданий отдельны­ми учащимися и приня­тие мер для их ликви­дации;

- оптимальность соче­тания контроля учите­ля, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся

- Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашних зада­ний большинством учащихся;

- использование различных  1 форм контроля в зависимо­сти от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от от­ношения учащихся конкрет­ного класса к выполнению домашней работы;

- создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выпол­нения их домашней работы с результатами своего обуче­ния вообще;

- постановка требования перед учащимися не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний спосо­бов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного зна­ния (факты - понятия - зако­ны - теория - следствия -приложения)

 

 

1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм,

задания на соответствие и установление правильной последовательности). 2. Выполнение учащимися заданий, подобных домаш­ним упражнениям. 3. Постановка дополнитель­ных вопросов. 4. Проверка домашних зада­ний под копирку. 5. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, находящегося у доски. 6. Вызов к доске нескольких учащихся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 7. Разноуровневые самостоя­тельные работы. 8. Метод обучения с опорой на ошибки. 9. «Торт решений» (фиксация своих затруднений). 10. «Гирлянда ассоциаций». П. «Кубики».

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

1. Обеспечить мотивацию уче­ния школьников, принятие ими целей урока.

2. Актуализация субъектного опы­та учащиеся (лич­ностных смыслов, опорных знаний и способов дейст­вий, ценностных отношений)

- Сообщение темы учебного занятия;

- формулирование целей урока вместе с учащимися;

- показ социальной и практической значи­мости изучаемого материала;

- постановка перед учащимися учебной проблемы;

- актуализация субъ­ектного опыта уча­щихся

- Готовность учащихся к активной учебно-по­знавательной деятель­ности;

- формулировка целей урока вместе с учащи­мися;

- вариативность прие­мов сообщения темы и целей урока;

- преемственность и перспективность в по­становке целей урока;

- формулировка целей урока в действиях уча­щихся; - понимание учащими­ся социальной и прак­тической ценности изу­чаемого материала;

- сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организа­ции их деятельности

- Предварительное обдумы­вание учителем формулиров­ки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; - умение учителя формули­ровать цели урока в действи­ях учащихся;

- владение многообразием приемов формирования социально-ценностных от­ношений учащихся к объек­там окружающей действи­тельности;

- использование учителем многообразных приемов ак­туализации знаний и спосо­бов действий, обеспечиваю­щих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного пред­мета;

- умение учителя представ­лять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем;

-сформированность у школь­ников понимания, что без чет­ко поставленной цели трудно оценить результат их учеб­ной деятельности на уроке;

- отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы учащихся, их ин­теллектуальной, исследова­тельской, коммуникативной культуры, а также культуры учения;

- ознакомление сначала с явлениями природы

1. Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы.

2. Сообщение цели в виде проблемного задания.

3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса.

4. Указание целей на специ­альном стенде «Что сегодня на уроке?».

5. Использование технологи­ческой карты.

6. Ассоциативный ряд.

7. Использование результа­тов предварительного социо­логического опроса.

8. Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др.

9. Постановка целей через показ конечных результатов.

10. Постановка целей по­средством опоры на последо­вательность изучения мате­риала.

11. Составление карт мысле-деятелыюсти.

12. Устный счет, математи­ческий диктант.

13. Метод целесообразных задач.

14. «Нарисуй картину».

15. Мозговая атака.

16. Постановка привлека­тельной цели.

17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом.

18. Дополнение реальной ситуации фантастикой.

 

 

 

 

1.Обеспечить вос­приятие, осмыс­ление и первичное запоминание учащимися изучаемо­го материала;

- существенных признаков поня­тий, законов, тео­рий и др.;

- правил и постро­енных на их осно­ве алгоритмов.

2. Содействовать усвоению учащи­мися способов, средств, которые привели к опреде­ленному выводу (обобщению).

Создать содер­жательные и ор­ганизационные условия усвоения учащимися мето­дики воспроизве­дения изучаемого материала

 

 

-Организация вни­мания учащихся; - сообщение основ­ной идеи изучаемого

материала (принципа, правила, закона и др.);

- обеспечение осмыс­ления метода иссле­дования изучаемых знаний, способов и средств, которые при­вели к сделанным выводам;

- обеспечение усвое­ния методики воспро­изведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему пе­реходить и как аргу­ментировать выводы)

 

 

-Максимальное ис­пользование самостоя­тельности учащихся в добывании знаний и

овладении способами действий;

- если учитель исполь­зовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной рабо­ты учащихся по учеб­нику и дополнительной литературе, то показа­телем выполнения ди­дактической задачи может служить качест­во (правильность, пол­нота, осознанность, действенность, систе­матичность) ответов учащихся на после­дующих этапах урока; - при использовании метода эвристической беседы, самостоятель­ной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей показателем эффектив­ности усвоения школь­никами знаний и спосо-

бов действий является правильность и осоз­нанность ответов в процессе беседы и вы­полнения заданий в модулях, а также ак­тивное участие класса в подведении итогов бе­седы или самостоятель­ной работы

 

 

 

 

 

 

-Полное и точное определе­ние ведущих признаков изу­чаемых познавательных объ­ектов;

- включение в содержание изучаемого материала субъ­ектного опыта учащихся;

-учет индивидуальных спо­собов проработки учащимися изучаемого материала; - подача материала логиче­ски завершенными частями, блоками;

- реализация дифференциро­ванного подхода в процессе изложения нового материала;

- осуществление этапа по­средством создания ситуа­ций, в которых ученик явля­ется субъектом деятельности;

- обеспечение вариативности взаимодействия учителя с учащимися (экстроактивный, интроактивный и интерак­тивный режимы);

 - ориентация в процессе изло­жения нового материала на структуру предметного зна­ния, а не на объем информации,

- включение в содержание проблем человека и его дея­тельности, механизмов по­знания;

- выделение и поддержка тонкости жизненных наблю­дений учащихся;

- «сталкивание» ученика с проблемами, решения кото­рых лежат за пределами изу­чаемого курса;

- создание условий для ос­воения учащимися знаний преимущественно в форме

 

 

1. Работа с определением вводимых понятий {родовое слово + видовые признаки).

аналогий как способа вклю­чения в содержание субъект­ного опыта учащихся.

3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаковосимволи-ческой формах.

4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах.

5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение).

6. Интроактивный режим (модульное обучение, про­блемно-модульное, програм­мированное, компьютерное обучение как формы самосто­ятельной работы учащихся).

7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адап­тивное обучение, коллектив­ные способы обучения, про­ектное обучение).

8. Построение структурнологических схем изучаемого материала.

9. Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения поня­тия в науке или практической деятельности).

10. Метод целесообразных задач.

11. Метод информационной накачки.

12. Обучение на концепту­альной основе.

5. Этап первичной проверки понимания изученного

1. Установить пра­вильность и осоз­нанность изучен­ного материала. 2. Выявить пробе­лы первичного осмысления изу­ченного материа­ла, неверные представления учащихся. 3. Провести кор­рекцию выявлен­ных пробелов в осмыслении уча­щимися изученно­го материала.

Проверка учителем понимания учащими­ся того, что является сущностью основного содержания; - проверка полноты и осознанности усвое­ния учащимися новых знаний и способов действий; - выявление пробелов первичного осмысле­ния учащимися изу­ченного материала; - ликвидация неясно­стей осмысления учащимися изученно­го материала

- Правильность и осоз­нанность основного содержания изученного материала большинст­вом учащихся репро­дуктивного (минималь­ного) и конструктивно­го (общего) уровней; - привлечение класса к дополнению и коррек­тировке ответов уча­щихся; - устранение пробелов в понимании учащими­ся нового материала или нацеливание на их устранение на после­дующих этапах урока

- Постановка учителем во­просов репродуктивного характера, а также много­функциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся; - постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика

1. Ассоциативный ряд.

2. «Пчелиный улей».

3. Опорный текст.

4. Использование заданий на узнавание учащимися изу­ченных познавательных объ­ектов.

5. «Опрос эксперта».

6. Подготовка учащимися своих примеров по новому материалу.

7. «Мудрые совы».

6. Этап закрепления новых знаний и способов действий

1. Обеспечить закрепление в

памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятель­ной работы по но­вому материалу. 2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уров­ня осмысления изученного мате­риала, глубины его понимания

- Организация дея­тельности учащихся по воспроизведению существенных при­знаков изученных познавательных объ­ектов; - организация дея­тельности учащихся по отработке изучен­ных знаний и спосо­бов действий посред­ством их применения в ситуациях по образ­цу и измененных си­туациях; - закрепление мето­дики изучения нового материала; - закрепление методи­ки ответа при очеред­ной проверке знаний; - отработка логики алгоритма изученных правил

- Умения учащихся соотносить между со­бой факты, понятия, правила и идеи (струк­тура знания); - умения учащихся распознавать и воспро­изводить изученные по­знавательные объекты; - умения воспроизво­дить алгоритмы и поль­зоваться ими в стан­дартных и измененных ситуациях; - прочность знаний учащихся

- Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в изме­ненной ситуации); - использование разнообраз­ных методов и форм закреп­ления знаний и способов действий учащихся; - использование вопросов, требующих интеллектуаль­ной активности, самостоя­тельной мыслительной дея­тельности; - обеспечение дозированной помощи учащимся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

. Использование на уроке взаимообратных задач.

2. Составление карты мысле-деятельности.

3. «Опрос эксперта».

4. «Разбери слово по буквам».

5. Вопросно-ответное обще­ние.

6. «Высокопоставленный дилетант».

7. Структурная модель.

8. «Что было бы, если... (че­ловечество не знало...)».

9. «Придумай свои задания».

10. Интеллектуальный мара­фон

7.Этап применения знаний и способов действий

1. Обеспечить

усвоение учащи­мися знаний и способов дейст­вий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях

- Организация дея­тельности учащихся по применению зна­ний в измененных и новых ситуациях

- Правильность, полно­та, осознанность, дей­ственность знаний уча­щихся; - самостоятельность учащихся в выполнении заданий; - углубление знаний и способов действий учащихся

- Использование системы заданий, предусматриваю­щих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении; - использование разнообраз­ных методов и форм органи­зации деятельности учащих­ся по применению знаний в разнообразных ситуациях; - использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; - стимулирование учащихся к использованию разнооб­разных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить непра­вильный ответ; - поощрение стремления уче­ника предлагать свой способ работы (решения задачи); - применение заданий, по­зволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символи­ческую); - использование открытых

задач.

 

 

1. Разноуровневые самостоя­тельные работы. 2. Лабиринт действий. 3. Проектное обучение. 4. Деловая игра. 5. «Три цвета - три формы». 6. Вопросно-ответное обще­ние. 7. Учебные станции. 8. Рынок возможностей. 9. Двойные ассоциации. 10. «Цветные шары». 11. Групповая работа. 12. «Дебаты "за'" и "против"». 13. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных ти­пов задач. 14. «Задания по кругу»

8 Этап обобщения и систематизации знаний

1. Обеспечить формирование целостной систе­мы ведущих зна­ний учащихся. 2. Обеспечить установление учащимися внут-рипредметных и межпредметных связей. 3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных по­нятий

- Организация дея­тельности учащихся по переводу отдель­ных знаний и спосо­бов действий в цело­стные системы зна­ний и умений

- Активная и продук­тивная деятельность учащихся по включе­нию части в целое, классификации и сис­тематизации знаний; - выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей - выделение мировоз­зренческих идей

-Построение структурно-логических схем изученной

темы; - использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; - обобщение и систематиза­ция на различных уровнях: а) понятийном; б) меж понятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; - выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительно­сти, направленности природ­ных процессов, соответствия дополнительности и др.;

- использование обобщаю­щих таблиц

1. Метод кооперации. 2. Составление карты мысле-деятельности. 3. Моделирование. 4. Построение «дерева» темы. 5. Построения «здания» темы. 6. «Паучок». 7. Построение блок-формулы. 8. «Мозговая атака» в пись­менной форме. 9. Учебные станции. 10.Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов. 11. «Пересечение тем». 12. Рефлексивная позицио-нальная дискуссия

 

9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

1. Выявление ка­чества и уровня усвоения учащи­мися знаний и спо­собов действий. 2. Выявить недос­татки в знаниях и способах действий учащихся. 3. Установить при­чины выявленных недостатков. 4. Обеспечить развитие у школь­ников способно­сти к оценочным действиям

- Глубокая и всесто­ронняя проверка зна­ний и способов дей­ствий учащихся; - проверка образа мышления учащихся; - проверка сформи­рованное общих учебных умений; - комментирование ответов учащихся

- Проверка учителем не только объема и пра­вильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности; - активная деятель­ность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся; - рецензирование отве­тов учащихся

- Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся; - постановка дополнитель­ных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; - разъяснение учителем сво­его подхода к оцениванию знаний учащихся; - при опросе анализировать не только правильность отве­та, но и его самостоятель­ность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий

 

 

 

 

 

 

1. Разноуровневые контроль­ные и самостоятельные работы. 2. Тестовые задания. 3. Задания па выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний). 4. Задания на выделение су­щественных признаков (глу­бина). 5. Задания на конструирова­ние нескольких способов решения одной и той же за­дачи (гибкость). 6. Задания с избыточными данными, с противоречивы­ми данными (способность к оценочным действиям)

10. Этап коррекции знаний и способов действий

1. Откорректиро­вать выявленные пробелы в знаниях и способах дейст­вий учащихся в рамках изученной темы

 

- Организация дея­тельности учащихся по коррекции своих выявленных недо­статков

 

- Динамика перехода учащихся с более низ­кого на более высокий уровень усвоения зна­ний

- Организация деятельности учащихся:

а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учите­лем оценки и их коррекции;

б) вариативного (творческо­го) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помо­щи другим учащимся в поис­ке и коррекции своих ошибок

1. Использование специально разделенных на мелкие эта­пы и звенья упражнений.

2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем.

3. Тестовые задания.

4. Задания «с пропусками». 5. Структурно-логические схемы «с пропусками»

 

11. Этап информации о домашнем задании

1. Обеспечить понимание уча­щимися цели, содержания и способов выпол­нения домашнего задания

- Информация о до­машнем задании; - мотивирование вы­полнения домашнего задания; - инструктаж по вы­полнению домашнего задания; - проверка понимания учащимися содержа­ния и способов вы­полнения домашней работы

- Реализация необхо­димых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащи­мися в соответствии с актуальным уровнем их развития; - наличие индивиду­альных заданий(по интересам или но сте­пени сложности); - наличие возможно­стей выбора домашних заданий

- Обязательное и системати­ческое выполнение этапа в границах урока; - соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся (акту­альному уровню развития) -репродуктивному, конструк­тивному или вариативному; - создание условий для вы­бора учащимися домашних заданий; - подробные рекомендации по рациональной организа­ции учебной работы, обеспе­чивающей выполнение до­машнего задания

1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных зада­ниях. 2. Три уровня домашних заданий. 3. Задание массивом. 4. Особое задание. 5. «Необычная обычность».

 6. Идеальное задание

12. Этап подведения итогов занятия

1. Дать качествен­ную оценку рабо­ты класса и от­дельных учащихся

- Подведение итогов учебного занятия

- Четкость и краткость этапа

- Умение учителя давать качественную характеристи­ку работы класса

 

1. Сообщение учителя.  Подведение итогов самими учащимися

13. Этап рефлексни

1. Инициировать и интенсифициро­вать рефлексию учащихся по по­воду своего пси­хоэмоциональ­ного состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одно­классниками. 2. Обеспечить усвоение учащи­мися принципов саморегуляции и сотрудничества

- Мобилизация уча­щихся на рефлексию своего поведения

- Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке;

- прогнозирование спо­собов саморегуляции и сотрудничества

- Развитие способностей учащихся к рефлексии; - стимулирование учащихся к осмыслению того, как дру­гие (учащиеся, учителя) зна­ют и понимают его личност­ные особенности, эмоцио­нальные реакции и когни­тивные представления; - реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувство­вал себя, с каким настроени­ем работал, доволен ли со­бой), «Мы» (комфортно ли было работать в малой ipyn-пе, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затрудне­ния возникли, как преодолел свои учебные проблемы)

1. Ассоциативный ряд. 2. Незаконченные предложе­ния. 3. «Торт решений». 4. «Разговор на бумаге». 5. «Солнышко». 6. «Координаты». 7. «Лист обратной связи». 8. «Заключительная дискус­сия». 9. «Выбери дистанцию». 10. Интерпретация изобра­жений на открытках. 11. «Свет молнии». 12. «Письмо самому себе». 13. «Ну что, как прошло за­нятие?». 14. Барометр настроения. 15. «Телеграмма». 16. «Памятки». 17. «Птичий двор - зеркало настроения». 18. «Пейзаж - зеркало на­строения»

 

Важно! Используя вышеприведенные схемы и таблицы, не­трудно самостоятельно спланировать проведение конкретного учебного занятия, следуя алгоритму:

- определить тему урока (учебного занятия);

-  сформулировать цель урока (см, алгоритм формулирования

цели) в действиях учащихся;

- определить содержание учебного материала (СУМ), исходя из поставленной цели урока;

-  определить способы выявления субъектного опыта уч-ся на каждом этапе урока;

-  определить характер учебной деятельности в соответствии с уровнем усвоения учебного материала;

-  определить методы обучения, цели занятия, адекватные со­держанию учебного материала.

 

 

Педагогические технологии.

В настоящее время одним из основополагающих понятий в ме­тодике является понятие «педагогической технологии». Существу­ет ряд определений, каждое из которых претендует на полноту и содержательность. Молодому учителю, возможно, нелегко разо­браться в обилии трактовок, поэтому ограничимся необходимым минимумом.

Итак:

• Педагогическая технология - это «организационно-методи­ческий инструментарий» педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);

• педагогическая технология - это «продуманная во всех дета­лях модель совместной педагогической деятельности по проекти­рованию  организации и проведению учебного процесса, с безус­ловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учите­ля» (В. М. Монахов).

Структуру педагогической технологии составляют:

- концептуальная основа;

- содержательная часть обучения:

- цели обучения;

- содержание учебного материала.

- процессуальная часть (собственно технологический процесс):

• организация учебного материала;

• методы и формы учебной деятельности учащихся;

• методы и формы работы учителя;

• деятельность учителя  по управлению  процессом  усвоения учебного материала;

• диагностика учебного процесса.

Для того чтобы быть технологией, она должна отвечать сле­дующим принципам (по Г. К. Селевко):

Принципы

Сущность

Концептуальность

Опора на определенную научную концепцию, которая включала бы психологическое, дидак­тическое,  социально-педагогическое   обоснование достижения образовательных целей

Системность

Наличие признаков системы: взаимосвязь со­ставляющих ее частей, целостность

Управляемость

Возможность диагностического целеполагания, планирования учебного процесса, по­этапной диагностики, вариативности средств и методов с целью коррекции результатов

Эффективность

Гарантия достижения определенного резуль­тата при оптимальных затратах

Воспроизводимость

Возможность применения в других локальных образованиях

Источниками педагогических технологий являются:

- наука;

- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;

- передовой педагогический опыт;

- опыт прошлого;

- народная педагогика.

В результате мы имеем сегодня достаточно много педагогиче­ских технологий, которые тем не менее поддаются классификации. Г. К. Селевко выделяет 12 оснований (перечислим без комментариев):

• по уровню применения;

• по философской основе;

• по ведущему фактору психического развития;

• по наглядной концепции усвоения;

• по ориентации на личностные структуры;

• по характеру содержания;

• по ориентационным формам;

• по типу управления познавательной деятельностью;

• по подходу к ребенку;

• по преобладающему методу;

• по направлению модернизации существующей традиционной системы;

• по категории обучающихся.

Разумеется, учителю, тем более делающему в профессии пер­вые шаги, не приходится в своей ежедневной практике иметь дело, например, с технологией вероятностного образования (А. М. Ло­бок) или технологией авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский).

Молодому учителю, делающему в профессии первые шаги, придется основательно разобраться прежде всего в традиционной классно-урочной технологии.

Вот ее признаки:

1) постоянный состав учащихся в рамках класса;

2) основная единица занятий - урок;

3)  работой учащихся на уроке руководит учитель: он знакомит учащихся с новым учебным материалом, определяет уровень обученности учащихся, организует учебный процесс по своему учеб­ному предмету.

Все кажется знакомым еще с собственных школьных лет. Но давайте теперь посмотрим на прописные истины глазами не учени­ка, а учителя. Помните структуру педагогической технологии? То­гда вперед!

Элемент структуры технологии традици­онного обучения

Описание сущности элемента

Концептуальная основа

Принципы Я. А. Коменского: - научность знаний; - природосообразность; - последовательность и систематичность про­цесса обучения; - доступность (от легкого к трудному); - прочность знаний; - сознательность и активность учащихся в про­цессе обучения; - наглядность; - связь теории с практикой; - учет возрастных и индивидуальных особенно­стей уч-ся

Цели обучения

- ориентация на усвоение ЗУН;

- «Школа знаний»

Содержание     учеб­ного материала

Технократическое. Планирование СУМ - централизовано и осно­вано на базисном учебном плане

Технологический блок

- Позиция учащихся: «объект обучения». - Позиция учителя:  «информатор, транслятор знаний». - методы передачи знаний учащимся: • сообщение готовых знаний; • обучение по образцу (т. е. репродуктивный уровень усвоения); • логика познания: от частного к общему. - В составе учебной деятельности уч-ся отсут­ствует самостоятельное целеполагание. - Деятельность учителя ориентирована на сред­него ученика и в целом авторитарна. - 5-балльная система оценки знаний, умений и навыков

     

Несмотря на перечисленные негативные стороны традицион­ной классно-урочной технологии, она царствует на просторах обра­зовательного процесса с XVII века и, похоже, не собирается в от­ставку.

Статус долгожительницы ей обеспечивают такие сильные сто­роны технологии, как:

- систематический характер обучения;

- упорядоченная, логически правильная подача учебного мате­риала;

- организационная четкость;

-оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;

- реализация принципов эффективности и воспроизводимости. Нельзя не признать, что традиционное обучение не игнорирует ориентацию на активизацию деятельности учащихся, а значит, яв­ляется основой разработки новых технологий, например игровых.

Молодому учителю, хотя бы в силу своих возрастных особен­ностей, несомненно, будет интересно, а с профессиональной точки зрения, и полезно познакомиться с основными идеями игровых технологий, которые обеспечивают практико-ориентированную составляющую учебного процесса и при определенных условиях способны формировать ключевые компоненты обучающихся.

 

Игровые технологии

Элемент структуры игровой технологии

Описание сущности элемента

Концептуальная основа

Психологические   механизмы   игровой   дея­тельности опираются на потребности лично­сти в самовыражении, самоутверждении, са­моопределении.

Игра - пространство «внутренней социализа­ции» ребенка, средство усвоения социальных установок (Я. С. Выгодский)

Цели

Дидактические: познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельно­сти, развитие общеучебной компетенции.

Развивающие: развитие внимания, мышления, памяти, творческих способностей.

Воспитательные:     формирование     самостоя­тельности, навыков групповой работы

Технологический процесс

Определяется  формой  игровой деятельности (деловая игра, дидактическая игра и т. д.)

Урок-игра относится к так называемым нестандартным этапам урока, самостоятельная разработка и проведение которого подчи­няются следующему алгоритму:

• этап подготовки:

-  разработка сценария как средства достижения цели урока-игры;

- составление описания игры;

- подготовка необходимого оборудования;

- разработка уровня игры;

- распределение ролей.

• этап проведения (собственно игра);

•  этап анализа и рефлексии.

Это модное слово «проект».

Одним из самых у потребительных слов сегодня в учительской среде является слово «проект». Ничего не знать о проектной дея­тельности учителю, даже начинающему, просто неприлично. Будем исправлять ситуацию.

Проекты, кстати, существовали всегда, но как термин это слово появилось в конце 19-го века. У истоков теоретического обоснова­ния метода проектов в педагогии стоял Дж. Дьюн.

Проект - это, по сути дела, просто специальное задание.

Проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета или иного продукта. Проект существует для того, чтобы создавать что-то новое. Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты выполняются в различных сферах жизне­деятельности человека.

Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за опреде­ленный промежуток времени.

Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:

- существует значимая проблема, требующая решения;

-  есть значимость результата (теоретическая  или  практиче­ская);

- предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;

- используются исследовательские методы:

• формулировка задач;

• выдвижение гипотез их решения;

• обсуждение методов исследования;

• обсуждение способов представления результатов;

• сбор данных, их систематизация и анализ;

• выводы.

Метод проектов нужен в системе образовательного процесса, для того чтобы научить учащихся:

- самостоятельному, критическому мышлению;

- ориентироваться в информационном пространстве;

-  делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;

- работать в команде;

- деятельности.

Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в ней деятельности, продолжительности разработки, количеству участ­ников и т. д.

Рассмотрим таблицу «Типология проектов».

Основание типологизации

Виды проектов в данном типе

Доминирующая в проек­те деятельность (иссле­довательская, поисковая, творческая,         ролевая, прикладная)

- исследовательские;

- информационные;

- творческие;

- ролевые (игровые);

- практико-ориентированные

Предметно-содержа­тельная область

- монопроект (в рамках одной области знаний);

- межпредметный (в двух и более областях знаний);

- надпредметный

Характер координации

проекта

- открытая;

- скрытая

Характер контактов

- внутришкольный;

- региональный;

-международный

Количество   участников проекта

- индивидуальные;

- парные;

- групповые

Продолжительность вы­полнения

- краткосрочные;

- средней продолжительности;

- долгосрочные

Структура образовательного  проекта.

1.  Название.

2. Цитата (лозунг).

3. Аннотация.

4.  Цели и задачи.

5. Участники.

6. Сроки реализации проекта.

7. Этапы проведения проекта.

8. Условия участия.

9. Виды деятельности.

10. Критерии оценивания результатов.

11. Результаты.

12. Возможное продолжение проекта.

13. Авторы, координаторы, организаторы.

Этапы проведения проекта.

1.  Представление  проблемной ситуации.  Определение темы, цели, задач.

2.  Разработка сценария. Выдвижение гипотез и планирование деятельности.

3.  Проведение практической работы: сбор информации, анали­тическая работа. Самостоятельная научно-исследовательская дея­тельность учащихся в соответствии со своим заданием.

4. Предварительная защита (промежуточное обсуждение).

5. Оформление результатов проектной деятельности.

6. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.

7. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.

8. Самооценка, внешняя оценка.

Важно! Учебный проект начинается, как мы уже знаем, с проблемы. Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта - дело крайне важное и, как показывает практика, непосредственно влияет на исход проведения проекта.

Характеристики основного (главного)

вопроса проекта

Характеристика проблемных вопросов проекта

-   находятся   в   глубине   учебной темы;

- возникают снова и снова в про­цессе обучения

- являются   конкретными   пред­метными предпосылками к отве­там на основной вопрос;

-  не  имеют однозначного  пра­вильного ответа

Интересной формой работы в проекте может стать «визитная карточка» проекта, которую предлагаем оформить следующим об­разом:

1. Автор проекта.

2. Тема проекта.

3. Дидактические (обучающие) цели проекта.

4. Формируемые компетентности.

5.  Методические задачи (т. е. задачи, связанные с формирова­нием у учащихся определенных ЗУН).

6.  Основной вопрос (проблема) и вопросы учебной темы.

7. Темы самостоятельных исследований учащихся в проекте.

8.  Предметная (межпредметная, надпредметная) область, в рам­ках которой будет проводиться проект.

9.  Возрастная категория учащихся.

10. Форма оформления результатов проекта.

11. Аннотация проекта.

12.  Время выполнения проекта.

13. Условия проведения контроля и оценка деятельности уча­щихся.

Визитная карточка может быть предъявлена в форме публично­го выступления, в виде видеоряда или через компьютерную пре­зентацию перед заинтересованной аудиторией как приглашение к работе в проекте. Кроме того, учителю крайне необходимо соста­вить лист планирования содержания и этапов проекта, включаю­щий следующие позиции:

• Продумывание учителем темы проекта.

• Выбор возрастной группы учащихся.

• Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. • Формулирование дидактических целей проекта.

• Формулирование методических задач.

•  Формулирование проблемы (выбор тем индивидуальных ис­следований учащихся).

• Выдвижение гипотез решения проблем.

• Определение творческого названия проекта.

• Формирование групп для проведения исследований и опреде­ление формы представления результатов.

•  Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.

•  Обсуждение с учащимися возможных источников информа­ции, вопросов защиты авторских прав.

•  Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение за­дания каждого в группе.

• Самостоятельная работа групп.

•  Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.

• Защита полученных результатов и выводов.

• Оценивание результатов проекта учащимися и учителями.

При разработке проекта целесообразно учитывать следующие требования   к его содержанию   и   организации   про­ведения:

- связь с программой и учебным планом;

- содержание проекта;

- оригинальность;

- мультимедийные средства;

- графический дизайн;

- организация применения проекта в ОУ.

Алгоритм  реализации  проекта

1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП. (Определяю тему и цели.)

• Выберите тему проекта, сформулируйте его цель.

•  Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение.

• Определите необходимые источники информации.

• Подберите рабочую группу.

2.  ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Выбираю средства и собираю информацию.)

• Обсудите задание в группе.

• Уточните задачи и цель проекта (выделите и оставьте сущест­венные сопоставимые задачи, отбросив несущественные).

• Определите коллективные средства достижения цели и источ­ники информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.).

• Обоснуйте свои критерии успеха.

• Распределите роли в команде.

3.  ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕК­ТА. (Составляю план своей работы.)

• Систематизируйте собранную информацию.

•  Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените со­общения всех членов команды, отберите действительно яркий ма­териал).

• Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте предпочтение той форме проекта, которая покажется це­лесообразной всем членам команды)-

• Перераспределите роли (если это необходимо).

•  Составьте и уточните план деятельности каждого члена ко­манды, сообразно общим целям.

4.  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. (Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.)

•  Выполните намеченное исследование по своему индивиду­альному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задача­ми и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с дея­тельностью других членов команды).

• Проведите работу над проектом.

•  Оформите проект, завершая своё выступление четко сформу­лированными выводами.

5.   ОЦЕНКА  РЕЗУЛЬТАТОВ.  (Справился ли я? Исправляем ошибки.)

•  Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.

• Определите научный уровень проекта.

• Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой.

•  Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.

• Подтвердите актуальность проекта.

• Внесите коррективы в проект.

6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Мы выступаем!)

• Представьте проект аудитории.

• Проведите самоанализ выступления.

• Оцените проект (устные и письменные рецензии-эссе).

Алгоритм действий учителя в  ходе  реализации  проекта

1. Определите тему урока-обобщения.

2.  Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты уча­щимися в проектах, подберите примерные темы проектов.

3.  Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения.

4. Организуйте начало работы над проектами.

5.  Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д.

6. Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель - консультант.

7. Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций, выборе рецензента.

Новые информационные технологии в работе учителя.

Работа учителя в компьютерной технологии включает следую­щие функции:

•  организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;

• организация внутриклассной координации и активизации;

•  индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индиви­дуальной помощи;

•  подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.

Информатизация обучения требует от учителей компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть со­держания компьютерной технологии. Рассмотрим подходы к при­менению информационно-компьютерной технологии (ИКТ) в обу­чении.

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»