Практическая методика молодому учителю
Максимова Галина Геннадьевна
ГБОУ СОШ № 156 с углубленным изучением информатики
заместитель директора по УВР
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА
Содержание этой главы позволит молодому учителю:
- ориентироваться в методических терминах,
- методически грамотно ставить цели урока,
- различать типы уроков,
- строить планы (сценарии) уроков различных типов,
- иметь представление о педагогических технологиях,
- познакомиться с особенностями проектной технологии,
- узнать, как можно использовать в своей практической деятельности информационно-коммуникативные технологии.
Методический глоссарий.
Термин |
Определение |
Урок |
Вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) учителя и учащихся, включающая содержание, методы и средства обучения |
Цель |
Заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока |
Содержание учебного материала (СУМ) |
Фактический материал и теоретические положения, которые подлежат усвоению учащимися; материальная основа урока, на базе которой осуществляется вся учебная деятельность учеников |
Метод обучения |
Вид деятельности учителя и ученика, обеспечивающий формирование знаний, умений и навыков, необходимых для решения учебно-воспитательных задач |
Методический прием |
Деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения знаний и умений |
Форма организации познавательной деятельности (ФОПД) |
Целенаправленно формируемый характер общения в процессе взаимодействия учителя и учащихся, отличающихся спецификой распределения учебно-познавательных функций, последовательностью и выбором звеньев учебной работы и режимом - временным и пространственным |
Фронтальная ФОПД |
Одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи |
Групповая ФОПД |
Выполнение познавательной задачи определенной группой учащихся |
Коллективная ФОПД |
Общение учащихся в процессе обучения в динамических парах и парах сменного состава |
Структура урока |
Совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность |
Программа модернизации образования определяет в качестве приоритетного компетентностный подход, основные терминологические позиции которого приведены в таблице:
Термины |
Определение |
Компетентно-стный подход |
Совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Общие принципы заключаются в следующих положениях: • Смысл (цель) образования состоит в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является собственный опыт учащихся. • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных и иных проблем. • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и иных проблем, составляющих содержание образования. • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения. С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетенций |
Компетенция |
Круг вопросов, в которых данное лицо (учащийся) обладает познаниями, опытом (иначе говоря, единицы учебной программы, составляющие как бы анатомию компетентности) |
Ключевые компетенции |
Совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности учащегося по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально-значимой продуктивной деятельности |
Ценностно-смысловая компетенция |
Относится к сфере мировоззрения. Связана с ценностными ориентирами учащегося, его способностью видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих поступков и действий, принимать решения |
Общекультурная компетенция |
Круг вопросов национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных и общественных явлений и традиций |
Учебно-познавательная компетенция |
Совокупность компетенций в сфере самостоятельной познавательной деятельности, владение способами деятельности |
Информационная компетенция |
Умение пользоваться различными источниками информации и ориентироваться в информационном пространстве |
Коммуникативная компетенция |
Знание способов социального взаимодействия, навыки работы в группе |
Социально-трудовая компетенция |
Владение опытом в сферах гражданско - общественной и социально-трудовой деятельности, в сфере профессионального самоопределения |
Компендиум личностного совершенствования |
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, формирование психологической грамотности |
Компетентность |
Способность действовать в ситуации неопределенности. Комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной области и зависящий от необходимых для этого компетенций |
Целеполагание в обучающей деятельности учителя.
Проблема целенаправленной деятельности человека была, есть и будет актуальной, ведь как известно: без цели нет управления и нет результата. Что такое цель? Цель - это заранее запланированный результат, который человек должен получить в будущем в процессе осуществления той или иной деятельности. Цель является фактором, определяющим способ и характер деятельности, средства ее достижения. По сути дела, значительная часть ошибок, в том числе в обучении, связана с некорректным целеполаганием.
Обратимся к уроку как основной форме деятельности учителя. Урок - это в принципе функционирование процессов целеполагания и целеосуществления.
Целеполагание - это, по определению Ю. А. Конаржевского, «процесс формулирования цели, процесс ее развертывания». Целеполагание как логико-конструктивная операция представляет собой следующий алгоритм:
- анализ обстановки (учебной ситуации);
- учет соответствующих нормативных документов;
- установление на этой основе потребностей и интересов, подлежащих удовлетворению;
- выяснение имеющихся для этого ресурсов;
- выбор тех из них, которые наиболее эффективны и технологичны;
- формулировка цели.
Как видим, цель не возникает стихийно, она подготовлена сложным аналитическим процессом. Нечеткое следование алгоритму целеполагания приводит к риску формулирования не тех целей, а значит, не тех результатов.
Целеосуществление - «это процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности» (Ю. А. Конаржевский).
Таким образом, задача учителя состоит в том, чтобы методически корректно сформулировать цель урока и спроектировать средства ее достижения.
На уроке, как правило, учитель работает с целью в трех ее аспектах: познавательном, воспитательном и развивающем. Рассмотрим таблицу, в которой представлены особенности познавательного, воспитательного и развивающего аспектов цели:
Познавательный (обучающий) аспект цели |
Развивающий аспект цели |
Воспитывающий аспект цели |
1 |
2 |
3 |
- Обучение каждого ученика самостоятельно добывать знания. - Формирование умений обеспечивающие успешное выполнение деятельности -Формирование навыков (действия, доведенные до автоматизма) |
-Развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика. - Развитие мышления. - Развитие сенсорной сферы (глазомер, ориентация в пространстве и во времени, точность различения цвета, формы, звуков). |
Нравственные объекты, с которыми ученик вступает во взаимодействие на уроке: - «Другие люди», т. е. учитель, учащиеся, в общении с которым и формируются нравственные качества личности. |
|
- Развитие двигательной сферы (моторика мелких мышц, управление своими двигательными действиями) |
- «Я», т. е. отношение к самому себе. - «Общество и коллектив» |
Важно! При планировании обучающей цели формулировать ее через ожидаемый результат учащихся |
Важно! Один и тот же развивающий аспект цели целесообразно формулировать для нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы, ведь развитие ученика всегда медленнее, чем его обучение |
Важно! Кредо обучающей деятельности учителя - воспитывающее обучение |
Молодому учителю на заметку! Алгоритм анализа цели урока:
- определить краткость, четкость и простоту формулировки цели;
- определить, заложен ли в формулировке конечный результат, т. е. диагностична ли цель;
- определить, чем вызвана постановка цели: требованиями учебной программы, интересом учащихся и т. д.;
- какова связь цели с темой урока, т. е. перспективна ли цель;
- определить степень осознанности учителем цели;
- выяснить реальность достижения цели;
- определить соотносимость цели, содержания учебного материала, методов обучения и форм организации познавательной деятельности на уроке;
- определить отсутствие (наличие) разрыва между целью и результатом.
Учителю в повседневной практике приходится проводить уроки разных типов: уроки усвоения нового материала, уроки закрепления нового материала, уроки систематизации и обобщения учебного материала, уроки проверки и оценки знаний, комбинированные уроки и т. д.
Как формулировать цели уроков разных типов?
Тип урока |
Примеры формулирования целей |
Урок знакомства с новым учебным материалом |
-учащиеся должны иметь представление о... - учащиеся должны иметь общее понятие о... - учащиеся должны распознавать... |
Урок усвоения нового материала |
- учащиеся должны понимать содержание... -учащиеся должны ориентироваться в причинно-следственных связях... - учащиеся должны уметь выявлять закономерности... |
Урок формирования новых умений |
- учащиеся должны уметь применить знания в стандартной ситуации -учащиеся должны уметь самостоятельно выполнить задание... - учащиеся должны уметь раскрыть способ выполнения задания… |
Урок закрепления нового материала |
- учащиеся должны знать... - учащиеся должны уметь (решить, провести анализ, сформулировать) - учащиеся должны уметь воспроизводить полученные знания... |
Урок систематизации и обобщения учебного материала |
-учащиеся должны знать... - учащиеся должны уметь систематизировать учебный материал... |
Урок проверки и оценки знаний |
В зависимости от уровня контроля (знакомство, репродуктивный уровень, творческий уровень) -учащиеся должны уметь узнавать при внешней опоре... -учащиеся должны уметь воспроизводить по образцу... - учащиеся должны уметь воспроизводить по предложенному алгоритму... -учащиеся должны уметь осуществлять перенос знаний в измененную ситуацию... - учащиеся должны владеть компетенцией... |
Ошибки при формулировании цели урока:
Суть ошибки |
Как нельзя формулировать |
Подмена цели содержанием |
«Познакомить учащихся с... » |
Подмена цели методом обучения |
«Рассказать учащимся о...» «Показать учащимся...» |
Подмена цели процессом деятельности |
«Учащиеся решают задачи по теме...» «Учащиеся выполняют работу...» |
Комбинированный урок.
Комбинированный урок является наиболее распространенным типом урока. В практике работы современной школы, несмотря на все инновационные тенденции, около 50-60 % уроков - комбинированные. На них за 40—45 мин учебного времени происходит и проверка домашнего задания, и опрос учащихся, и усвоение новых знаний и способов деятельности, и контроль ЗУН (знаний, умений, навыков). Российский психолог Л. М. Фридман как-то подсчитал, что, комбинируя этапы урока, можно составлять 13692 варианта комбинированного урока. Классический комбинированный урок (по Ю. А. Конаржевскому) имеет следующую структуру:
Этапы |
Содержание |
Варианты действий |
Организационный |
- приветствие; - определение отсутствующих; - проверка готовности к уроку; - организация внимания |
|
Проверка домашнего задания |
-выявление факта выполнения домашнего задания классом; - выяснение причин; исправление ошибок |
-самопроверка по ключу; - взаимопроверка; - фронтальная проверка; - программированный опрос; - групповая работа |
Всесторонней проверки знаний |
- проверка объема и качества усвоения материала отдельными учениками; - проверка образа мышления отвечающих учеников; - проверка сформированности ОУУН; -организация учебной деятельности всего класса во время ответа отдельного ученика; - комментирование ответов учащихся |
-устный фронтальный опрос на уровне репродукции; -тестирование; - индивидуальный опрос; - создание нестандартных ситуаций в использовании знаний; - дискуссия |
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала |
- сообщение темы изучения; -формирование совместно с учащимися цели и задачи изучения нового материала; - показ практической значимости новой темы, мотивация учащихся к ее усвоению; - постановка учебной проблемы |
- адекватное Целеполагание; - проблемное задание; - эвристический вопрос; - выдвижение гипотезы; - познавательная задача |
Усвоение новых знаний |
- организация внимания; - организация процесса восприятия, осознания, осмысления, первичного обобщения и систематизации нового учебного материала; - в ходе освоения нового материала обучать собственной деятельности по изучению содержания, умениям и навыкам рационально учиться |
- сущность обучения не в изложении материала, а в изучении его уч-ся под руководством учителя; - МО по характеру познавательной деятельности учащихся: • объяснительно-иллюстративный; • проблемный; • проблемно-поисковый; • наглядный. - МО по стратегии взаимодействия Т и С: • изложение; • беседа; • лекция; • самостоятельная работа. - групповая и коллективная ОПД; - словарная работа |
Закрепление новых знаний |
- закрепление знаний на уровне репродукции; - углубление осмысления учащимися учебного материала, проверка понимания сущности новых понятий; - закрепление в нестандартных ситуациях |
- тестовые задания; - проблемные вопросы; - дифференцированные задания; - вопросы от противного; - выделение главного в теме |
Информация учащимся о домашнем задании, инструкции по его выполнению |
- подведение итогов урока; - мотивирование домашнего задания; - подробный, но сжатый инструктаж по выполнению домашнего задания; - проверка, как учащиеся поняли содержание работы |
- выполнение этапа в пределах урока; - дифференцированные задания; - индивидуальные задания; - добровольные задания как воспитательное средство |
Схема урока усвоения нового материала:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
- этап освоения новых знаний;
- этап закрепления новых знаний;
- этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Схема урока закрепления изучаемого материала:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
- этап закрепления знаний;
- этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Схема урока повторения:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
- этап повторения;
- этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Урок систематизации и обобщения изученного материала:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний; -этап обобщения и систематизации изученного;
- этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
Урок проверки и оценки знаний:
- организационный этап;
- этап подготовки учащихся к усвоению новых знаний;
- этап всесторонней проверки знаний;
- этап информации учащихся о домашнем задании. Независимо от типа урока молодому учителю полезно овладеть
разработанными практиками.
Алгоритм подготовки к уроку.
1. Определить и сформулировать тему урока.
2. Определить место данного урока в системе уроков.
3. Определить и сформулировать целевые установки для себя и в действиях учащихся.
4. Спланировать учебный материал:
- отобрать содержание учебного материала по теме;
- определить уровень его усвоения учащимися (знакомство репродуктивный, творческий);
- выявить связи данного учебного материала с другими предметами;
- определить целесообразность использования дополнительной литературы.
5. Подобрать учебные задания, исходя из планируемого уровня усвоения учебного материала учащимися в соответствии с принципом «от простого к сложному»:
• задания на узнавание нового материала;
• задания на его воспроизведение;
• на применение в знакомой ситуации;
• на применение в измененной ситуации;
• на применение на творческом уровне.
6. Сгруппировать отобранный материал, определить последовательность его предъявления.
7. Найти адекватные целям и содержанию учебного материала методы обучения и формы организации деятельности учащихся
8. Спланировать контроль за деятельностью учащихся, ответив себе на вопросы:
-что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
9. Подготовить оборудование для урока: учебно-наглядные пособия, аудио- и видеоматериалы, приборы и т. д. Особое внимание уделить роли классной доски (что и как на ней разместить).
10. Продумать формы подведения итогов урока.
11. Продумать домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Процесс самостоятельного конструирования урока в общем виде можно представить себе как установление связей между его этапами. Ниже приводится карта конструирования урока (учебного занятия), разработанная Т. И. Шамовой и Т. М. Давыденко.
Карта конструирования урока (учебного занятия)
Образовательные задачи этапа урока |
Содержание этапа |
Показатели выполнения образовательных задач этапа |
Условия выполнения образовательных задач этапа |
Возможные методы и приемы обучения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Организационный этап |
||||
- Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности учащихся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьника; - раскрытие общей цели урока и плана его проведения
|
|
- Доброжелательный настрой учителя и учащихся; - кратковременность этапа; - полная готовность класса к уроку; -быстрое включение учащихся в деловой ритм; - формулирование целевых установок урока и плана работы |
- Собранность учителя; - последовательность в предъявлении требований; - использование небольшой психологической паузы и вопросов, побуждающих внимание учащихся к теме урока; - спокойная и уверенная манера держаться при появлении в классе; - отсутствие многословия
|
1. «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами!» «Хорошего вам настроения». 2. «Ладошка к ладошке». 3. Рапортичка (определение отсутствующих). 4. Приветствие учеников, которые после долгого отсутствия появились в классе |
2. Этап проверки выполнения домашнего задания |
||||
I.Установить правильность, полноту и осознанность выполнения домашних заданий всеми (большинством учащихся). 2. Выявить пробелы в знаниях и способах деятельности учащихся и определить причины их возникновения. 3. Устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы |
1. Выяснение степени усвоения учащимися заданного учебного материала (выявление знаний о фактах, понятиях, законах, свойствах, правилах, теориях, следствиях из теорий, способов действий (умений). 2. Выяснение причин невыполнения домашнего задания отдельными учениками. 3. Определение типичных недостатков в знаниях и способах действий учащихся и причин их появления. 4. Ликвидация обнаруженных недостатков |
- Проверка учителем за короткий промежуток времени знаний и способов действий учащихся, установление пробелов в их усвоении (5-7 минут); - обнаружение причин невыполнения домашних заданий отдельными учащимися и принятие мер для их ликвидации; - оптимальность сочетания контроля учителя, взаимоконтроля и самоконтроля учащихся |
- Использование учителем системы приемов, позволяющих определить уровень выполнения домашних заданий большинством учащихся; - использование различных 1 форм контроля в зависимости от содержания, вида и цели домашнего задания, а также в зависимости от отношения учащихся конкретного класса к выполнению домашней работы; - создание содержательных и организационных условий формирования осознанности у школьников связи выполнения их домашней работы с результатами своего обучения вообще; - постановка требования перед учащимися не только знаний фактов и отдельных понятий, но и знаний способов действий, связей между отдельными компонентами структуры предметного знания (факты - понятия - законы - теория - следствия -приложения)
|
1. Тестовые задания (задания закрытой и открытой форм, задания на соответствие и установление правильной последовательности). 2. Выполнение учащимися заданий, подобных домашним упражнениям. 3. Постановка дополнительных вопросов. 4. Проверка домашних заданий под копирку. 5. Обращение к учащимся с просьбой продолжить ответ ученика, находящегося у доски. 6. Вызов к доске нескольких учащихся по составлению планов своего ответа и опрос по отдельным пунктам плана. 7. Разноуровневые самостоятельные работы. 8. Метод обучения с опорой на ошибки. 9. «Торт решений» (фиксация своих затруднений). 10. «Гирлянда ассоциаций». П. «Кубики». |
3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе |
||||
1. Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока. 2. Актуализация субъектного опыта учащиеся (личностных смыслов, опорных знаний и способов действий, ценностных отношений) |
- Сообщение темы учебного занятия; - формулирование целей урока вместе с учащимися; - показ социальной и практической значимости изучаемого материала; - постановка перед учащимися учебной проблемы; - актуализация субъектного опыта учащихся |
- Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности; - формулировка целей урока вместе с учащимися; - вариативность приемов сообщения темы и целей урока; - преемственность и перспективность в постановке целей урока; - формулировка целей урока в действиях учащихся; - понимание учащимися социальной и практической ценности изучаемого материала; - сообщение ученикам не только темы урока (его содержания), но и целей, форм организации их деятельности |
- Предварительное обдумывание учителем формулировки цели, задач, социальной и практической значимости для учащихся изучаемого материала и фиксация этого в поурочном плане; - умение учителя формулировать цели урока в действиях учащихся; - владение многообразием приемов формирования социально-ценностных отношений учащихся к объектам окружающей действительности; - использование учителем многообразных приемов актуализации знаний и способов действий, обеспечивающих выделение ключевых идей ведущих принципов построения учебного предмета; - умение учителя представлять основное содержание учебного материала, необходимого для главного этапа урока, в виде разнообразных структурно-логических схем; -сформированность у школьников понимания, что без четко поставленной цели трудно оценить результат их учебной деятельности на уроке; - отражение в целях урока не только знаний и умений, которые должны усвоить учащиеся, а, прежде всего, развитие личностно-смысловой сферы учащихся, их интеллектуальной, исследовательской, коммуникативной культуры, а также культуры учения; - ознакомление сначала с явлениями природы |
1. Объяснение учащимся целей урока одновременно с сообщением темы. 2. Сообщение цели в виде проблемного задания. 3. Сообщение цели в виде эвристического вопроса. 4. Указание целей на специальном стенде «Что сегодня на уроке?». 5. Использование технологической карты. 6. Ассоциативный ряд. 7. Использование результатов предварительного социологического опроса. 8. Постановка целей по СЛС изучения явлений, процессов и др. 9. Постановка целей через показ конечных результатов. 10. Постановка целей посредством опоры на последовательность изучения материала. 11. Составление карт мысле-деятелыюсти. 12. Устный счет, математический диктант. 13. Метод целесообразных задач. 14. «Нарисуй картину». 15. Мозговая атака. 16. Постановка привлекательной цели. 17. В начале урока дается загадка, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом. 18. Дополнение реальной ситуации фантастикой. |
|
|
|||
1.Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание учащимися изучаемого материала; - существенных признаков понятий, законов, теорий и др.; - правил и построенных на их основе алгоритмов. 2. Содействовать усвоению учащимися способов, средств, которые привели к определенному выводу (обобщению). Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися методики воспроизведения изучаемого материала |
-Организация внимания учащихся; - сообщение основной идеи изучаемого материала (принципа, правила, закона и др.); - обеспечение осмысления метода исследования изучаемых знаний, способов и средств, которые привели к сделанным выводам; - обеспечение усвоения методики воспроизведения изучаемого материала (с чего и как начинать, из чего исходить, к чему переходить и как аргументировать выводы) |
-Максимальное использование самостоятельности учащихся в добывании знаний и овладении способами действий; - если учитель использовал метод рассказа, лекции, объяснения, самостоятельной работы учащихся по учебнику и дополнительной литературе, то показателем выполнения дидактической задачи может служить качество (правильность, полнота, осознанность, действенность, систематичность) ответов учащихся на последующих этапах урока; - при использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы учащихся в сочетании с методом беседы, компьютеров и программированных учебников, модулей показателем эффективности усвоения школьниками знаний и спосо- бов действий является правильность и осознанность ответов в процессе беседы и выполнения заданий в модулях, а также активное участие класса в подведении итогов беседы или самостоятельной работы
|
-Полное и точное определение ведущих признаков изучаемых познавательных объектов; - включение в содержание изучаемого материала субъектного опыта учащихся; -учет индивидуальных способов проработки учащимися изучаемого материала; - подача материала логически завершенными частями, блоками; - реализация дифференцированного подхода в процессе изложения нового материала; - осуществление этапа посредством создания ситуаций, в которых ученик является субъектом деятельности; - обеспечение вариативности взаимодействия учителя с учащимися (экстроактивный, интроактивный и интерактивный режимы); - ориентация в процессе изложения нового материала на структуру предметного знания, а не на объем информации, - включение в содержание проблем человека и его деятельности, механизмов познания; - выделение и поддержка тонкости жизненных наблюдений учащихся; - «сталкивание» ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса; - создание условий для освоения учащимися знаний преимущественно в форме |
1. Работа с определением вводимых понятий {родовое слово + видовые признаки). аналогий как способа включения в содержание субъектного опыта учащихся. 3. Представление основного материала одновременно в словесной, знаковосимволи-ческой формах. 4. Представление изучаемого материала в сравнительных или классификационных таблицах. 5. Экстроактивный режим (рассказ, лекция, сообщение, объяснение). 6. Интроактивный режим (модульное обучение, проблемно-модульное, программированное, компьютерное обучение как формы самостоятельной работы учащихся). 7. Интерактивный режим (проблемное обучение, адаптивное обучение, коллективные способы обучения, проектное обучение). 8. Построение структурнологических схем изучаемого материала. 9. Генетический метод обучения (посредством показа логики возникновения понятия в науке или практической деятельности). 10. Метод целесообразных задач. 11. Метод информационной накачки. 12. Обучение на концептуальной основе. |
5. Этап первичной проверки понимания изученного |
||||
1. Установить правильность и осознанность изученного материала. 2. Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся. 3. Провести коррекцию выявленных пробелов в осмыслении учащимися изученного материала. |
Проверка учителем понимания учащимися того, что является сущностью основного содержания; - проверка полноты и осознанности усвоения учащимися новых знаний и способов действий; - выявление пробелов первичного осмысления учащимися изученного материала; - ликвидация неясностей осмысления учащимися изученного материала |
- Правильность и осознанность основного содержания изученного материала большинством учащихся репродуктивного (минимального) и конструктивного (общего) уровней; - привлечение класса к дополнению и корректировке ответов учащихся; - устранение пробелов в понимании учащимися нового материала или нацеливание на их устранение на последующих этапах урока |
- Постановка учителем вопросов репродуктивного характера, а также многофункциональных вопросов, требующих мыслительной активности учащихся; - постоянное обращение учителя к классу с просьбой дополнить, уточнить или исправить ответ ученика |
1. Ассоциативный ряд. 2. «Пчелиный улей». 3. Опорный текст. 4. Использование заданий на узнавание учащимися изученных познавательных объектов. 5. «Опрос эксперта». 6. Подготовка учащимися своих примеров по новому материалу. 7. «Мудрые совы». |
6. Этап закрепления новых знаний и способов действий |
||||
1. Обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. 2. Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания |
- Организация деятельности учащихся по воспроизведению существенных признаков изученных познавательных объектов; - организация деятельности учащихся по отработке изученных знаний и способов действий посредством их применения в ситуациях по образцу и измененных ситуациях; - закрепление методики изучения нового материала; - закрепление методики ответа при очередной проверке знаний; - отработка логики алгоритма изученных правил |
- Умения учащихся соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи (структура знания); - умения учащихся распознавать и воспроизводить изученные познавательные объекты; - умения воспроизводить алгоритмы и пользоваться ими в стандартных и измененных ситуациях; - прочность знаний учащихся |
- Использование системы заданий, в основе которой лежит четко спланированная последовательность действий (на узнавание, на применение знаний по образцу и в измененной ситуации); - использование разнообразных методов и форм закрепления знаний и способов действий учащихся; - использование вопросов, требующих интеллектуальной активности, самостоятельной мыслительной деятельности; - обеспечение дозированной помощи учащимся
|
. Использование на уроке взаимообратных задач. 2. Составление карты мысле-деятельности. 3. «Опрос эксперта». 4. «Разбери слово по буквам». 5. Вопросно-ответное общение. 6. «Высокопоставленный дилетант». 7. Структурная модель. 8. «Что было бы, если... (человечество не знало...)». 9. «Придумай свои задания». 10. Интеллектуальный марафон |
7.Этап применения знаний и способов действий |
||||
1. Обеспечить усвоение учащимися знаний и способов действий на уровне применения их в разнообразных ситуациях. 2. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях |
- Организация деятельности учащихся по применению знаний в измененных и новых ситуациях |
- Правильность, полнота, осознанность, действенность знаний учащихся; - самостоятельность учащихся в выполнении заданий; - углубление знаний и способов действий учащихся |
- Использование системы заданий, предусматривающих постепенное нарастание сложности упражнений и самостоятельности учащихся в их выполнении; - использование разнообразных методов и форм организации деятельности учащихся по применению знаний в разнообразных ситуациях; - использование заданий на поиск нескольких способов получения одного результата; - стимулирование учащихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на уроке без боязни ошибиться, получить неправильный ответ; - поощрение стремления ученика предлагать свой способ работы (решения задачи); - применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую); - использование открытых задач.
|
1. Разноуровневые самостоятельные работы. 2. Лабиринт действий. 3. Проектное обучение. 4. Деловая игра. 5. «Три цвета - три формы». 6. Вопросно-ответное общение. 7. Учебные станции. 8. Рынок возможностей. 9. Двойные ассоциации. 10. «Цветные шары». 11. Групповая работа. 12. «Дебаты "за'" и "против"». 13. Задания на самостоятельное построение алгоритма решения определенных типов задач. 14. «Задания по кругу» |
8 Этап обобщения и систематизации знаний |
||||
1. Обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся. 2. Обеспечить установление учащимися внут-рипредметных и межпредметных связей. 3. Обеспечить формирование у школьников обобщенных понятий |
- Организация деятельности учащихся по переводу отдельных знаний и способов действий в целостные системы знаний и умений |
- Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний; - выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей - выделение мировоззренческих идей |
-Построение структурно-логических схем изученной темы; - использование вопросов, требующих классификации изученных познавательных объектов; - обобщение и систематизация на различных уровнях: а) понятийном; б) меж понятийном; в) тематическом; г) итоговом; д) межпредметном; - выделение сквозных идей и принципов: симметрии и асимметрии, относительности, направленности природных процессов, соответствия дополнительности и др.; - использование обобщающих таблиц |
1. Метод кооперации. 2. Составление карты мысле-деятельности. 3. Моделирование. 4. Построение «дерева» темы. 5. Построения «здания» темы. 6. «Паучок». 7. Построение блок-формулы. 8. «Мозговая атака» в письменной форме. 9. Учебные станции. 10.Задания на определение учащимися в списке слов фактов, понятий, правил, законов. 11. «Пересечение тем». 12. Рефлексивная позицио-нальная дискуссия
|
9. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий |
||||
1. Выявление качества и уровня усвоения учащимися знаний и способов действий. 2. Выявить недостатки в знаниях и способах действий учащихся. 3. Установить причины выявленных недостатков. 4. Обеспечить развитие у школьников способности к оценочным действиям |
- Глубокая и всесторонняя проверка знаний и способов действий учащихся; - проверка образа мышления учащихся; - проверка сформированное общих учебных умений; - комментирование ответов учащихся |
- Проверка учителем не только объема и правильности знаний, но также их глубины, осознанности, гибкости и действенности; - активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся; - рецензирование ответов учащихся |
- Использование различных методов контроля знаний и способов действий учащихся; - постановка дополнительных вопросов для проверки системности, осознанности, действенности и прочности знаний; - разъяснение учителем своего подхода к оцениванию знаний учащихся; - при опросе анализировать не только правильность ответа, но и его самостоятельность, оригинальность, стремление ученика искать и находить разнообразные способы выполнения заданий
|
1. Разноуровневые контрольные и самостоятельные работы. 2. Тестовые задания. 3. Задания па выделение всех признаков понятия и их связи друг с другом (проверяется полнота знаний). 4. Задания на выделение существенных признаков (глубина). 5. Задания на конструирование нескольких способов решения одной и той же задачи (гибкость). 6. Задания с избыточными данными, с противоречивыми данными (способность к оценочным действиям) |
10. Этап коррекции знаний и способов действий |
||||
1. Откорректировать выявленные пробелы в знаниях и способах действий учащихся в рамках изученной темы
|
- Организация деятельности учащихся по коррекции своих выявленных недостатков
|
- Динамика перехода учащихся с более низкого на более высокий уровень усвоения знаний |
- Организация деятельности учащихся: а) минимального и общего уровня усвоения знаний по выявлению своих ошибок на основе поставленной учителем оценки и их коррекции; б) вариативного (творческого) уровня усвоения знаний по решению нестандартных заданий или оказанию помощи другим учащимся в поиске и коррекции своих ошибок |
1. Использование специально разделенных на мелкие этапы и звенья упражнений. 2. Применение развернутых инструкций с регулярным контролем. 3. Тестовые задания. 4. Задания «с пропусками». 5. Структурно-логические схемы «с пропусками»
|
11. Этап информации о домашнем задании |
||||
1. Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
- Информация о домашнем задании; - мотивирование выполнения домашнего задания; - инструктаж по выполнению домашнего задания; - проверка понимания учащимися содержания и способов выполнения домашней работы |
- Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития; - наличие индивидуальных заданий(по интересам или но степени сложности); - наличие возможностей выбора домашних заданий |
- Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; - соответствие содержания домашней работы уровню обученности учащихся (актуальному уровню развития) -репродуктивному, конструктивному или вариативному; - создание условий для выбора учащимися домашних заданий; - подробные рекомендации по рациональной организации учебной работы, обеспечивающей выполнение домашнего задания |
1. Интересная постановка учебной проблемы, если речь идет о познавательных заданиях. 2. Три уровня домашних заданий. 3. Задание массивом. 4. Особое задание. 5. «Необычная обычность». 6. Идеальное задание |
12. Этап подведения итогов занятия |
||||
1. Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся |
- Подведение итогов учебного занятия |
- Четкость и краткость этапа |
- Умение учителя давать качественную характеристику работы класса
|
1. Сообщение учителя. Подведение итогов самими учащимися |
13. Этап рефлексни |
||||
1. Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации, своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками. 2. Обеспечить усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества |
- Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения |
- Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке; - прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества |
- Развитие способностей учащихся к рефлексии; - стимулирование учащихся к осмыслению того, как другие (учащиеся, учителя) знают и понимают его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные представления; - реализация рефлексивного алгоритма: «Я» (как чувствовал себя, с каким настроением работал, доволен ли собой), «Мы» (комфортно ли было работать в малой ipyn-пе, какие затруднения были в общении), «Дело» (достиг ли цели учения, какие затруднения возникли, как преодолел свои учебные проблемы) |
1. Ассоциативный ряд. 2. Незаконченные предложения. 3. «Торт решений». 4. «Разговор на бумаге». 5. «Солнышко». 6. «Координаты». 7. «Лист обратной связи». 8. «Заключительная дискуссия». 9. «Выбери дистанцию». 10. Интерпретация изображений на открытках. 11. «Свет молнии». 12. «Письмо самому себе». 13. «Ну что, как прошло занятие?». 14. Барометр настроения. 15. «Телеграмма». 16. «Памятки». 17. «Птичий двор - зеркало настроения». 18. «Пейзаж - зеркало настроения» |
Важно! Используя вышеприведенные схемы и таблицы, нетрудно самостоятельно спланировать проведение конкретного учебного занятия, следуя алгоритму:
- определить тему урока (учебного занятия);
- сформулировать цель урока (см, алгоритм формулирования
цели) в действиях учащихся;
- определить содержание учебного материала (СУМ), исходя из поставленной цели урока;
- определить способы выявления субъектного опыта уч-ся на каждом этапе урока;
- определить характер учебной деятельности в соответствии с уровнем усвоения учебного материала;
- определить методы обучения, цели занятия, адекватные содержанию учебного материала.
Педагогические технологии.
В настоящее время одним из основополагающих понятий в методике является понятие «педагогической технологии». Существует ряд определений, каждое из которых претендует на полноту и содержательность. Молодому учителю, возможно, нелегко разобраться в обилии трактовок, поэтому ограничимся необходимым минимумом.
Итак:
• Педагогическая технология - это «организационно-методический инструментарий» педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
• педагогическая технология - это «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию организации и проведению учебного процесса, с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В. М. Монахов).
Структуру педагогической технологии составляют:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения:
- цели обучения;
- содержание учебного материала.
- процессуальная часть (собственно технологический процесс):
• организация учебного материала;
• методы и формы учебной деятельности учащихся;
• методы и формы работы учителя;
• деятельность учителя по управлению процессом усвоения учебного материала;
• диагностика учебного процесса.
Для того чтобы быть технологией, она должна отвечать следующим принципам (по Г. К. Селевко):
Принципы |
Сущность |
Концептуальность |
Опора на определенную научную концепцию, которая включала бы психологическое, дидактическое, социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей |
Системность |
Наличие признаков системы: взаимосвязь составляющих ее частей, целостность |
Управляемость |
Возможность диагностического целеполагания, планирования учебного процесса, поэтапной диагностики, вариативности средств и методов с целью коррекции результатов |
Эффективность |
Гарантия достижения определенного результата при оптимальных затратах |
Воспроизводимость |
Возможность применения в других локальных образованиях |
Источниками педагогических технологий являются:
- наука;
- социальные преобразования и новое педагогическое мышление;
- передовой педагогический опыт;
- опыт прошлого;
- народная педагогика.
В результате мы имеем сегодня достаточно много педагогических технологий, которые тем не менее поддаются классификации. Г. К. Селевко выделяет 12 оснований (перечислим без комментариев):
• по уровню применения;
• по философской основе;
• по ведущему фактору психического развития;
• по наглядной концепции усвоения;
• по ориентации на личностные структуры;
• по характеру содержания;
• по ориентационным формам;
• по типу управления познавательной деятельностью;
• по подходу к ребенку;
• по преобладающему методу;
• по направлению модернизации существующей традиционной системы;
• по категории обучающихся.
Разумеется, учителю, тем более делающему в профессии первые шаги, не приходится в своей ежедневной практике иметь дело, например, с технологией вероятностного образования (А. М. Лобок) или технологией авторской Школы самоопределения (А. Н. Тубельский).
Молодому учителю, делающему в профессии первые шаги, придется основательно разобраться прежде всего в традиционной классно-урочной технологии.
Вот ее признаки:
1) постоянный состав учащихся в рамках класса;
2) основная единица занятий - урок;
3) работой учащихся на уроке руководит учитель: он знакомит учащихся с новым учебным материалом, определяет уровень обученности учащихся, организует учебный процесс по своему учебному предмету.
Все кажется знакомым еще с собственных школьных лет. Но давайте теперь посмотрим на прописные истины глазами не ученика, а учителя. Помните структуру педагогической технологии? Тогда вперед!
Элемент структуры технологии традиционного обучения |
Описание сущности элемента |
|
Концептуальная основа |
Принципы Я. А. Коменского: - научность знаний; - природосообразность; - последовательность и систематичность процесса обучения; - доступность (от легкого к трудному); - прочность знаний; - сознательность и активность учащихся в процессе обучения; - наглядность; - связь теории с практикой; - учет возрастных и индивидуальных особенностей уч-ся |
|
Цели обучения |
- ориентация на усвоение ЗУН; - «Школа знаний» |
|
Содержание учебного материала |
Технократическое. Планирование СУМ - централизовано и основано на базисном учебном плане |
|
Технологический блок |
- Позиция учащихся: «объект обучения». - Позиция учителя: «информатор, транслятор знаний». - методы передачи знаний учащимся: • сообщение готовых знаний; • обучение по образцу (т. е. репродуктивный уровень усвоения); • логика познания: от частного к общему. - В составе учебной деятельности уч-ся отсутствует самостоятельное целеполагание. - Деятельность учителя ориентирована на среднего ученика и в целом авторитарна. - 5-балльная система оценки знаний, умений и навыков |
|
Несмотря на перечисленные негативные стороны традиционной классно-урочной технологии, она царствует на просторах образовательного процесса с XVII века и, похоже, не собирается в отставку.
Статус долгожительницы ей обеспечивают такие сильные стороны технологии, как:
- систематический характер обучения;
- упорядоченная, логически правильная подача учебного материала;
- организационная четкость;
-оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении;
- реализация принципов эффективности и воспроизводимости. Нельзя не признать, что традиционное обучение не игнорирует ориентацию на активизацию деятельности учащихся, а значит, является основой разработки новых технологий, например игровых.
Молодому учителю, хотя бы в силу своих возрастных особенностей, несомненно, будет интересно, а с профессиональной точки зрения, и полезно познакомиться с основными идеями игровых технологий, которые обеспечивают практико-ориентированную составляющую учебного процесса и при определенных условиях способны формировать ключевые компоненты обучающихся.
Игровые технологии
Элемент структуры игровой технологии |
Описание сущности элемента |
Концептуальная основа |
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении. Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок (Я. С. Выгодский) |
Цели |
Дидактические: познавательная деятельность, применение ЗУН в практической деятельности, развитие общеучебной компетенции. Развивающие: развитие внимания, мышления, памяти, творческих способностей. Воспитательные: формирование самостоятельности, навыков групповой работы |
Технологический процесс |
Определяется формой игровой деятельности (деловая игра, дидактическая игра и т. д.) |
Урок-игра относится к так называемым нестандартным этапам урока, самостоятельная разработка и проведение которого подчиняются следующему алгоритму:
• этап подготовки:
- разработка сценария как средства достижения цели урока-игры;
- составление описания игры;
- подготовка необходимого оборудования;
- разработка уровня игры;
- распределение ролей.
• этап проведения (собственно игра);
• этап анализа и рефлексии.
Это модное слово «проект».
Одним из самых у потребительных слов сегодня в учительской среде является слово «проект». Ничего не знать о проектной деятельности учителю, даже начинающему, просто неприлично. Будем исправлять ситуацию.
Проекты, кстати, существовали всегда, но как термин это слово появилось в конце 19-го века. У истоков теоретического обоснования метода проектов в педагогии стоял Дж. Дьюн.
Проект - это, по сути дела, просто специальное задание.
Проект - это совокупность определенных действий, замысел для создания реального объекта, предмета или иного продукта. Проект существует для того, чтобы создавать что-то новое. Как только это новое становится реальностью, проект прекращает свое существование. Проекты выполняются в различных сферах жизнедеятельности человека.
Образовательный проект - это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.
Метод проектов целесообразно применять в учебном процессе, если:
- существует значимая проблема, требующая решения;
- есть значимость результата (теоретическая или практическая);
- предполагается самостоятельная деятельность уч-ся;
- используются исследовательские методы:
• формулировка задач;
• выдвижение гипотез их решения;
• обсуждение методов исследования;
• обсуждение способов представления результатов;
• сбор данных, их систематизация и анализ;
• выводы.
Метод проектов нужен в системе образовательного процесса, для того чтобы научить учащихся:
- самостоятельному, критическому мышлению;
- ориентироваться в информационном пространстве;
- делать обоснованные выводы и принимать самостоятельные аргументированные решения;
- работать в команде;
- деятельности.
Проекты бывают разные по содержанию, доминирующей в ней деятельности, продолжительности разработки, количеству участников и т. д.
Рассмотрим таблицу «Типология проектов».
Основание типологизации |
Виды проектов в данном типе |
Доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная) |
- исследовательские; - информационные; - творческие; - ролевые (игровые); - практико-ориентированные |
Предметно-содержательная область |
- монопроект (в рамках одной области знаний); - межпредметный (в двух и более областях знаний); - надпредметный |
Характер координации проекта |
- открытая; - скрытая |
Характер контактов |
- внутришкольный; - региональный; -международный |
Количество участников проекта |
- индивидуальные; - парные; - групповые |
Продолжительность выполнения |
- краткосрочные; - средней продолжительности; - долгосрочные |
Структура образовательного проекта.
1. Название.
2. Цитата (лозунг).
3. Аннотация.
4. Цели и задачи.
5. Участники.
6. Сроки реализации проекта.
7. Этапы проведения проекта.
8. Условия участия.
9. Виды деятельности.
10. Критерии оценивания результатов.
11. Результаты.
12. Возможное продолжение проекта.
13. Авторы, координаторы, организаторы.
Этапы проведения проекта.
1. Представление проблемной ситуации. Определение темы, цели, задач.
2. Разработка сценария. Выдвижение гипотез и планирование деятельности.
3. Проведение практической работы: сбор информации, аналитическая работа. Самостоятельная научно-исследовательская деятельность учащихся в соответствии со своим заданием.
4. Предварительная защита (промежуточное обсуждение).
5. Оформление результатов проектной деятельности.
6. Защита проекта, оппонирование, дискуссия.
7. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов.
8. Самооценка, внешняя оценка.
Важно! Учебный проект начинается, как мы уже знаем, с проблемы. Формулирование проблемных вопросов и основного вопроса проекта - дело крайне важное и, как показывает практика, непосредственно влияет на исход проведения проекта.
Характеристики основного (главного) вопроса проекта |
Характеристика проблемных вопросов проекта |
- находятся в глубине учебной темы; - возникают снова и снова в процессе обучения |
- являются конкретными предметными предпосылками к ответам на основной вопрос; - не имеют однозначного правильного ответа |
Интересной формой работы в проекте может стать «визитная карточка» проекта, которую предлагаем оформить следующим образом:
1. Автор проекта.
2. Тема проекта.
3. Дидактические (обучающие) цели проекта.
4. Формируемые компетентности.
5. Методические задачи (т. е. задачи, связанные с формированием у учащихся определенных ЗУН).
6. Основной вопрос (проблема) и вопросы учебной темы.
7. Темы самостоятельных исследований учащихся в проекте.
8. Предметная (межпредметная, надпредметная) область, в рамках которой будет проводиться проект.
9. Возрастная категория учащихся.
10. Форма оформления результатов проекта.
11. Аннотация проекта.
12. Время выполнения проекта.
13. Условия проведения контроля и оценка деятельности учащихся.
Визитная карточка может быть предъявлена в форме публичного выступления, в виде видеоряда или через компьютерную презентацию перед заинтересованной аудиторией как приглашение к работе в проекте. Кроме того, учителю крайне необходимо составить лист планирования содержания и этапов проекта, включающий следующие позиции:
• Продумывание учителем темы проекта.
• Выбор возрастной группы учащихся.
• Формулирование основополагающего вопроса и проблемных вопросов учебной темы. • Формулирование дидактических целей проекта.
• Формулирование методических задач.
• Формулирование проблемы (выбор тем индивидуальных исследований учащихся).
• Выдвижение гипотез решения проблем.
• Определение творческого названия проекта.
• Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов.
• Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе.
• Обсуждение с учащимися возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав.
• Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе.
• Самостоятельная работа групп.
• Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе.
• Защита полученных результатов и выводов.
• Оценивание результатов проекта учащимися и учителями.
При разработке проекта целесообразно учитывать следующие требования к его содержанию и организации проведения:
- связь с программой и учебным планом;
- содержание проекта;
- оригинальность;
- мультимедийные средства;
- графический дизайн;
- организация применения проекта в ОУ.
Алгоритм реализации проекта
1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП. (Определяю тему и цели.)
• Выберите тему проекта, сформулируйте его цель.
• Выделите ключевые составляющие темы, разбейте на этапы её изучение.
• Определите необходимые источники информации.
• Подберите рабочую группу.
2. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Выбираю средства и собираю информацию.)
• Обсудите задание в группе.
• Уточните задачи и цель проекта (выделите и оставьте существенные сопоставимые задачи, отбросив несущественные).
• Определите коллективные средства достижения цели и источники информации (решите вопрос о справочной, дополнительной литературе и иллюстрациях, музыкальном сопровождении и т. д.).
• Обоснуйте свои критерии успеха.
• Распределите роли в команде.
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ И СОЗДАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЕКТА. (Составляю план своей работы.)
• Систематизируйте собранную информацию.
• Проведите анализ и синтез идей (прослушайте и оцените сообщения всех членов команды, отберите действительно яркий материал).
• Выберите оптимальный вариант деятельности рабочей группы (отдайте предпочтение той форме проекта, которая покажется целесообразной всем членам команды)-
• Перераспределите роли (если это необходимо).
• Составьте и уточните план деятельности каждого члена команды, сообразно общим целям.
4. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА. (Выполняю свою часть работы. Репетируем вместе.)
• Выполните намеченное исследование по своему индивидуальному плану (внимательно изучите свою часть задания, выделите его ключевые положения; соотнесите сделанное с общими задачами и целью проекта; сопоставьте результат своей работы с деятельностью других членов команды).
• Проведите работу над проектом.
• Оформите проект, завершая своё выступление четко сформулированными выводами.
5. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ. (Справился ли я? Исправляем ошибки.)
• Проанализируйте свою работу, оценивая её сильные и слабые стороны.
• Определите научный уровень проекта.
• Ответьте на вопрос: удалось ли показать связь проблемы/идеи проекта с изучаемой темой.
• Покажите уровень самостоятельности группы при раскрытии темы.
• Подтвердите актуальность проекта.
• Внесите коррективы в проект.
6. ЗАЩИТА ПРОЕКТА. (Мы выступаем!)
• Представьте проект аудитории.
• Проведите самоанализ выступления.
• Оцените проект (устные и письменные рецензии-эссе).
Алгоритм действий учителя в ходе реализации проекта
1. Определите тему урока-обобщения.
2. Наметьте проблемы, которые должны быть раскрыты учащимися в проектах, подберите примерные темы проектов.
3. Обозначьте задачи, цели и планируемый результат урока-обобщения.
4. Организуйте начало работы над проектами.
5. Проведите индивидуальные консультации в группах, окажите методическую помощь учащимся в подборе литературы, музыки и т. д.
6. Присутствуйте на всех этапах работы над проектами как наблюдатель - консультант.
7. Помогите учащимся в выборе формы проекта, организации репетиций, выборе рецензента.
Новые информационные технологии в работе учителя.
Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:
• организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;
• организация внутриклассной координации и активизации;
• индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи;
• подготовка компонентов информационной среды, связь их с предметным содержанием определенного учебного курса.
Информатизация обучения требует от учителей компьютерной грамотности, которую можно рассматривать как особую часть содержания компьютерной технологии. Рассмотрим подходы к применению информационно-компьютерной технологии (ИКТ) в обучении.