Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

 

Проблемы гражданского и патриотического воспитания являются одними из наиболее важных в теории и практике современной отечественной педагогике.

Еще в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А. Медведев, обращаясь к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики, «выстраданы и выверены за века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну», назвал важнейшие из этих ценностей:

Ø                 справедливость;

Ø                 свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий;

Ø                 жизнь человека; межнациональный мир;

Ø                 семейные традиции; любовь и верность;

Ø                 забота о младших и старших;

Ø                 патриотизм; вера в Россию;

Ø                 единство российской нации.

«Таковы наши ценности, — подчеркнул Президент, — таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры, а, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации, Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», Концепция воспитания в системе образования Санкт-Петербурга «Воспитание Петербуржца XXIвека» и Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников определяют основные задачи гражданско-патриотического воспитания, выдвигая в качестве важнейших из них:

Ø                 обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

Ø                 воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

Ø                 формирование культуры мира и межличностных отношений; разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализацию личности;

Ø                 формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений[1].

Решение этих задач ориентировано на достижение современного национального идеала личности, в качестве которого выступает «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа».

Вместе с тем, нельзя не отметить и ряд серьезных проблем, с которыми сталкивается воспитательная деятельность в рамках существующих ныне подходов к гражданско-патриотическому воспитанию и, которые приводят к тому, что, по данным Института социологии РАН, часто отождествляют себя с россиянами лишь 35% респондентов, 50% — иногда, 15% имеют отрицательную гражданскую идентичность[2]. До сих пор многие россияне в полной мере не ощущают себя гражданами России, т.е. не обладают полноценной российской идентичностью, а каждый шестой относится к своей стране негативно.

Мы видим четыре такие ключевые проблемы:

Ø                 во-первых, понимание гражданско-патриотического патриотического воспитания, как одного из видов воспитательной деятельности, традиционно сохраняющееся с советских времен, нарушает принцип целостности воспитательного процесса, так как не объясняет, каким образом оно соотносится с другими видами воспитательной деятельности.

Ø                 во-вторых, гражданско-патриотическое воспитание с необходимостью должно опираться на определенные идеологические установки, определяющие какой смысл, вкладывается в понятие «патриотизм», что в условиях идеологического плюрализма, провозглашаемого в российском обществе, представляет определенную проблему.

Сущность ее заключается в том, что понимание патриотизма как «любви к Родине, преданности своему Отечеству стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к ее защите» может конкретизироваться различным образом, в зависимости от особенностей ценностных ориентаций конкретных субъектов.

Ø                 в-третьих, проблемным представляется и вопрос соотношения «гражданско-патриотического» и «поликультурного» воспитания. Так как их концептуальные основы, опять таки в зависимости от специфики ценностных ориентаций могут противоречить друг другу.

Ø                 в-четвертых, современная педагогическая действительность характеризуется снижением значения в образовании личности формального и неформального образования и возрастанием роли информального и инцидентального образования. Ценностные и целевые установки в области гражданско-патриотического воспитания последних двух типа образования, связанных с образовательными эффектами деятельности формально не преследующей образовательные цели (информальное) и образовательными последствиями повседневной жизни человека (инцидентальное), зачастую находятся в противоречии с аналогичными установками школьного образования.

Перспективным путем решения указанных проблем нам представляется использование в качестве методологии проектирования системы гражданско-патриотического воспитания сферного подхода.

Опираясь на ключевые идеи «сферной философии», предложенные Л.М. Семашко[3] представляется возможным сформулировать следующие концептуальные положения этого подхода к проектированию системы воспитания:

1.                  Система воспитания, понимаемая как «устойчивый, обладающий свойствами целостности социально-педагогический механизм, обеспечивающий воспроизведение социально-признанного, спрогнозированного, устойчиво проявляющегося результата в виде определенных  личностных свойств, качеств, черт»[4], рассматривается как совокупность «сферных компонентов»

2.                  Целостная система сферных компонентов является источником саморазвития социально-педагогических систем, в том числе и системы гражданско-патриотического воспитания.

3.                  Каждый из выделяемых сферных компонентов в одном отношении есть целое для других, и часть других сферных компонентов в другом отношении.

4.                  Основой составляющей воспитательного процесса и его результатом является идентификация субъектов воспитательного процесса, рассматриваемая нами как «отождествление человеком самого себя с другими людьми на основе установления общих ценностей,  эмоциональных переживаний, структуры и направленности внутреннего мира»[5].

Новая «Концепция государственных стандартов общего образования», задает ценностные ориентиры образованиякак «ведущей социальной деятельности общества, обеспечивающей гармонию общечеловеческой идентичности, гражданской идентичности и этнической идентичности в процессе становления человека»[6].

Разделяя мнение о ключевом значении формирования указанной идентичности, нам представляется интересным обратиться к рассмотрению некоторых аспектов связанных с самим понятием «идентичность».

Традиционно идентичность означает быть способным переживать себя самого в согласии с самим собой, ощущать чувство уважения к самому себе и быть уверенным в том, что в сообществе можно достичь конкретного будущего[7] Эта личная идентичность развивается на протяжении различных фаз жизни, в которых отдельному человеку приходится выполнять специфические задачи. От того, как он их выполняет, зависит, как он развивается и какой степени зрелости он достигает. Идентичность Я наступает тогда, когда задачи различных ступеней развития могли быть выполнены более-менее в согласии с его соответствующими партнерами.

Однако, по мнению немецкого философа Х. Гайсельхарта, «эта концепция идентичности проявляет признаки разрушения. Люди, которые соответствовали бы его образу интегрированной личности, испытали бы огромные проблемы относительно приспособления. Условия, в которых люди растут и живут, все менее пригодны для того, чтобы поддерживать формирование стабильной идентичности. Принадлежность к слоям и классам, роли полов и религиозные связи становятся все менее обязывающими в качестве вышестоящих моделей»[8].

Большие религиозные, философские, культурные и политические модели толкования подвергаются процессу эрозии и теряют свою конструктивную силу, так что становится все более проблематично развивать личную идентичность за счет того, чтобы принимать стабилизирующие традиции, усваивать принимаемые на веру нормы и унаследованные ценности.

Идентичность проявлялась до сих пор в том, что отдельный человек брал на себя ответственность за свои действия, и посредством дисциплинированного поведения вырабатывал характер и совесть. В качестве вышестоящей инстанции они обеспечивали устойчивость личности. Однако детрадиционализация и уничтожение границ не предоставляют более стабильных рамочных условий, чтобы сформировать такую идентичность. Люди нашего времени должны, более чем прежде, сам» вырабатывать свою идентичность. Они должны сами управлять своими жизненными проектами. Это становится все труднее, потому что стабильное окружение с надежными партнерами становится все более редким.

«Члены социальной системы действуют и общаются на основе социально произведенных моделей действительности и изменяют такие модели посредством социальной деятельности. Мы общаемся в социально сконструированных действительностях, а не в реальности. Культура, таким образом, представляет собой социальную модель действительности, созданную общением»[9].

Следовательно, смысл культуры состоит теперь не в том, чтобы гарантировать собственную идентичность путем усвоения традиционных правил, обычаев и норм.

Скорее, становится ясно, насколько культура в ее современной форме создается нами, как сильно мы сами, из-за нашего конструирования действительности, ответственны за соответствующие культурные образы, в какой мере от нас требуется, через наше общение и наши действия в социальном контексте, способствовать тому, чтобы наша культура была подвергнута критической проверке, осмыслению и углублению.

Мировое общество немыслимо более при наличии понятия культуры, плененного традицией, и с идентичностью, основанной на единстве с традицией. В качестве конструктора действительности нам нужна модель культуры, обосновывающая этику, которая может быть общей для всех культур и тем не менее, уважает отдельные культуры.

5.                  Гражданско-патриотическое воспитание рассматривается как системообразующий вид воспитательной деятельности, и, следовательно:

Ø                 он должен выражать доминирующую коллективную потребность и быть престижным в глазах, если не всех, то большинства воспитанников;

Ø                 этот вид деятельности должен не формально, а естественно соответствовать главной цели и задачам системы;

Ø                 педагоги должны быть компетентными в вопросах его использования в целях воспитания;

Ø                 должно быть точно определено место данного вида деятельности в общей целостности и сформированы системообразующие связи с другими видами деятельности;

Ø                 он должен учитывать историю развития и субкультуру школы, опираться на ее традиции[10].

Таким образом, система гражданско-патриотического воспитания в контексте сферного подхода выступает как совокупность следующих сферных компонентов:

Ø                 этнокультурная сфера;

Ø                 историко-культурная сфера;

Ø                 социокультурная сфера;

Ø                 поликультурная сфера.

В качестве ведущего процесса и результата гражданско-патриотического воспитания выступает идентификация субъектов воспитательного процесса в этих сферах, которая предусматривает:

Ø                 в этнокультурной сфере:осознание субъектами воспитательного процесса сопричастности к определенному этносу во всей совокупности семейных, трудовых и поло-ролевых отношений;

Ø                 в историко-культурной сфере: восприятие истории своей страны и ее культуры как личностно-значимого контекста жизнедеятельности;

Ø                 в социокультурной сфере: формирование правовой культуры субъектов образовательного процесса, осознание ими необходимости выполнения гражданских обязанностей и соблюдения правовых норм, принятых в государстве; осознание себя субъектом гражанско-правовых отношений, стремление к высокой социальной активности в различных сферах жизни;

Ø                 в поликультурной сфере: понимание  того, что этнос, с которым идентифицируется конкретный субъект, существует в окружении иных этносов, с которыми у него существуют как традиционные, так и вновь возникающие связи и отношения; формирование толерантности и кросс-культурной грамотности.

Сферный подход к проектированию системы гражданско-правового воспитания опирается на следующую совокупность  принципов:

1.                  Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех субъектов воспитательного процесса в системе гражданско-патриотического воспитания.

2.                  Принцип адресного подходауказывает на разноуровневую включенность в воспитание гражданина-патриота таких факторов, как семья, ближнее окружение, учебное заведение, этнокультурная среда, производственный коллектив, регион проживания, с его экономическими, социальными, культурными и другими особенностями, обществом в целом.

3.                  Принцип активности и наступательности, который предусматривает настойчивость и разумную инициативу в трансформации мировоззрения граждан и их ценностных установок, ориентированных на национальные интересы России.

4.                  Принцип универсальностиосновных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает необходимость задействовать такие факторы формирования патриотизма, как социально-ценный опыт прошлых поколений, который культивирует чувство гордости за своих предков, национальные традиции в быту, внутрисемейных отношениях, учебе, подходах к труду и его мотивации, методах творчества. Только такой целостный, комплексный подход позволит восстановить историческую преемственность поколений, наше общее, российское интеллектуально-нравственное поле.

5.                  Принцип учета региональных условийв пропаганде гражданско-патриотических идей и ценностей — означает пропаганду идей и ценностей не только российского патриотизма, но и местного или регионального, характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, предприятию, спортивной команде и так далее.

Таким образом, воспитательный процесс обретает черты целостной системы, центральным элементом, которой выступает гражданско-патриотическое воспитание. Результатом воспитательной деятельности здесь является становление гражданина-патриота — человека духовный мир, которого является целостной совокупностью трех сфер: рациональной, духовно-нравственной и эмоционально-образной, человек способный не только осознавать свою принадлежность к определенной стране, этносу и культуре, но и участвовать в их творческом развитии.



[1]Национальная доктрина образования в Российской Федерации. — М.: «Образование», 2002. — С. 2.

[2]Российская идентичность в социологическом измерении. Аналитический доклад. — М.: РАН, Институт социологии. 2007. С. 35

 

[3] Семашко Л.М. Сферный подход. — СПб.: Нотабене, 1992. — 386 с.

[4] Барышников Е.Н., Колесникова И.А. О воспитании и воспитательных системах. — СПб.: ЦПИ, 1996 — С. 36 — 37

[5] Новейший философский словарь. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. — С. 256

[6]Концепция государственных стандартов общего образования. М., 2006. – С. 18

[7] Гайсельхарт Х.Обучающееся предприятие в XXI веке. – Калуга, 2004. – С.113

 

[8] Там же

[9] schmidt h.j. Kognitive Autonomie und soziale Orientierung, Frankfurt am Main, 1994

[10]Ширяев П.Т. Формирование гуманистической воспитательной системы «семейного» типа в условиях школы-интерната: Автореф. дисс... канд. пед. наук. — М.: ИТОП РАО, 1998. — С. 10

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»