Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.
В практике развития образования направлением такого поиска становится переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности.
В этой логике, в качестве приоритетов образования для модернизации общества выступают:
1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.
2. Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.
3. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
4. Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.
5. Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.
Современная государственная политика в области образование, рассматривает содержание, процесс и требования к результатам образования как продукт общественного договора между семьей, обществом и государством.
Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагает следующим образом классифицировать индивидуальные, общественные и государственные потребности в области образования:
Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.
Ø Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.
Ø Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.
Ø Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.
Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.
Ø Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.
Ø Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.
Ø Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.
Ø Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.
Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.
Ø Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.
Ø Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.
Ø Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.
Анализ приведенных выше требований к результатам образования позволяет констатировать, что их лейтмотивом является понятие «успех»
В известной работе «Диалог на лестнице успеха» петербургские исследователи А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова отмечают, что «успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Опираясь же на отечественную традицию, можно сказать, что успех (достижение) — это получение результата в «зоне ближайшего развития». Отсюда ориентация на успех — субъективно переживаемое отношение к возможности достижения успеха, проявляющее себя в выборе направленности и степени активности в деятельности. В системе ориентиров, на базе которых формируется эта ориентация, должны доминировать ориентиры успеха».
Рассматривая сквозь призму теоретических основ «педагогики успеха» развитие образовательных систем различного уровня, представляется логичным обратиться к работе У. Глассера «Школы без неудачников», в которой проблематика успеха рассматривается в тесной связи со школьным развитием:
1. Проблему успеха и неудачи автор рассматривает как социальную, полагая, что человеку не присуще смешанное самосознание, то есть наличие как устойчивой ориентации на успех, так и параллельной ориентации на избегание неудачи. «Либо человек живет с ощущением успеха, испытывая уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, либо считает себя неудачником, отчаянно пытаясь избавиться от преследующего его чувства психологического дискомфорта. Редко, когда в человеке уживаются оба начала, обычно верх одерживает что-то одно». Глассер подчеркивает, что не существует другого оптимального решения проблемы неудачников по всему социальному спектру, кроме «приобретения опыта успеха в школе».
2. По мнению Глассера, в структуре базовых потребностей личности необходимо выделить потребность в любви и потребность в чувстве собственного достоинства, причиной же всех неудач являются взаимосвязанные недостаток любви и заниженная самооценка. Автор подчеркивает значение школы, как места приобретения опыта любить и быть любимым и места, где формируется чувство собственного достоинства.
3. Не менее значимо выделение особой роли, которую играет успех в жизни человека. «Благодаря этому опыту, - пишет Глассер, - я пришел к важному выводу: независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи и уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле этого слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы»
4. Автор путем сопоставления опыта работы ряда школ приходит к выводу о непродуктивности анализа неудач ребенка и значимости создания ситуации достижения успеха, при этом ситуация достижения успеха тесно связана с личностью кого-то «заслуживающего доверия». Сама по себе высокая самооценка (или стремление к успеху) ничего не значит, важно, чтобы существовала возможность реализовать выбор, обусловленный этим стремлением, то есть речь идет не столько о самооценке, сколько об ориентации на успех в конкретной ситуации.
Приведенные выше положения, как нельзя лучше согласуются с целями модернизации образования, определенными Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
Как отметил Д. А. Медведев в своем выступлении перед Федеральным собранием, суть и смысл этой инициативы «в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».
Программы развития региональных и муниципальных систем образования, а также программы развития отдельных образовательных учреждений сегодня разрабатываются с учетом этого стратегического документа.
Обращаясь непосредственно к Программе развития системы образования Кронштадтского района «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений для обеспечения доступности и качества образования», отметим, что идейной основой развития системы образования района является опора на понимание образования как ведущей социальной деятельности общества, развитие которой направлено на достижение следующих эффектов:
Ø консолидация общества в условиях роста его разнообразия;
Ø повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества;
Ø формирование гражданской идентичности личности;
Ø взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;
Ø конкурентоспособность личности, общества и государства.
В основе программы лежит согласованное представление о назначении образования как:
Ø образование для жизни: привитие утилитарных умений и навыков, ориентация в социальной сфере;
Ø образование для духовного самосовершенствования: для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;
Ø образование для личностного роста;
Ø образование для личного удовлетворения: предоставление средств и условий для достижения личной автономии и счастья.
Систематизирующими идеями развития районной системы образования являются:
Ø идея опоры на базовые потребности субъектов образовательного процесса;
Ø идея формирования единого образовательного пространства для жизнетворчества субъектов образовательного процесса на основе средового подхода;
Ø идея гуманитарно-аксиологической ориентации в осмыслении путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства;
Ø идея технологичности, предусматривающая наличие в системе множества разнообразных образовательных механизмов (технологий) реализации поставленных целей и задач;
Ø идея устойчивого развития в образовательном контексте, ориентирующая на организацию образовательного процесса в режиме саморазвития.
Становление нового качества образования возможно в контурах новой образовательной парадигмы, для которой характерны:
Ø личностная ориентация образовательного процесса – направленность его на максимальную самореализацию личности и индивидуальности всех субъектов образовательного процесса;
Ø субъект-субъектные отношения между участниками образовательного процесса;
Ø гуманизация и гуманитаризация образования, его демократический характер;
Ø введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий.
Взаимопроникновение этих новых парадигм образует «поле» развития районной системы образования, целью которого становится целостное развитие личности каждого ребенка.
Завершая, отметим, что образовательная система района – пространство и результат жизнедеятельности субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и общества, а потому жизненный успех выпускника является не только результатом, но и условием успешности социального развития района, залогом высокой конкурентоспособности личности, общества и государства.