Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Перемены, происходящие в России, требуют активного поиска общественных ориентиров, отражающих как преемственность исторического развития, так и необходимость определения цели, способной соединить государственные, общественные и личные потребности и интересы, достижения мировой цивилизации и самобытность отечественной культуры.

В практике развития образования направлением такого поиска становится переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально-ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех; развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально-ответственной личности.

В этой логике, в качестве приоритетов образования для модернизации общества выступают:

1.                Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества через освоение молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

2.                Противодействие негативным социальным процессам, таким как распространение алкоголизма, наркомании и криминогенности в молодежной среде; вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.

3.                Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей, независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей, в том числе через развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4.                Поддержка вхождения новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образовании должны занять центральное место коммуникативность: информатика, иностранные языки, межкультурное обучение.

5.                Образование должно реализовать ресурс свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование, инвестирующего в себя. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Современная государственная политика в области образование, рассматривает  содержание, процесс и требования к результатам образования как продукт общественного договора между семьей, обществом и государством.

Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения предлагает следующим образом классифицировать индивидуальные, общественные и государственные потребности в области образования:

Индивидуальные потребности личности (семьи) в области общего образования интегрируют потенциал личностной, социальной и профессиональной успешности обучающихся.

Ø                Личностная успешность – полноценное и разнообразное личностное становление и развитие с учетом индивидуальных склонностей, интересов, мотивов и способностей.

Ø                Социальная успешность – органичное вхождение в социальное окружение и участие в жизни общества.

Ø                Профессиональная успешность – развитость универсальных трудовых и практических умений, готовность к выбору профессии.

Социальный заказ – общественные запросы в области общего образования – интегрирует потребности личности и семьи и обобщает их до уровня социальных потребностей. К их числу относятся следующие.

Ø                Безопасный и здоровый образ жизни – следование принципам безопасного и здорового образа жизни, готовность к соответствующему поведению на основе полученных знаний и умений.

Ø                Свобода и ответственность – осознание нравственного смысла свободы в неразрывной связи с ответственностью, развитость правосознания, умения делать осознанный и ответственный личностный выбор.

Ø                Социальная справедливость – освоение и принятие идеалов равенства, социальной справедливости, гармонии и разнообразия культур как демократических и гражданских ценностей.

Ø                Благосостояние – активная жизненная позиция, готовность к трудовой деятельности, обеспечивающей личное благополучие в условиях рыночной экономики.

Государственный заказ – государственные запросы в области общего образования – представляет собой наиболее общую характеристику индивидуальных и общественных потребностей. Государственный заказ направлен на обеспечение следующих приоритетов.

Ø                Национальное единство и безопасность – формирование системы ценностей и идеалов в результате освоения нравственных ценностей, единого государственного языка и образцов национальной культуры, воспитание патриотизма, стремления обустроить и защитить Родину.

Ø                Развитие человеческого капитала – подготовку поколения нравственно и духовно зрелых, самостоятельных, активных и компетентных граждан, живущих и работающих в свободной демократической стране в условиях информационного общества и рыночной экономики.

Ø                Конкурентоспособность – фундаментальную общекультурную подготовку как базу профессионального образования, прикладную и практическую ориентацию общего образования.

Анализ приведенных выше требований к результатам образования позволяет констатировать, что их лейтмотивом является понятие «успех»

В известной работе «Диалог на лестнице успеха» петербургские исследователи А.П. Тряпицына и Е.И. Казакова отмечают, что «успех представляет собой субъективно переживаемое состояние радости в ситуации совпадения ожидаемого и достигнутого (максимальное приближение результата к уровню притязаний по отношению к идеальному представлению о цели). Опираясь же на отечественную традицию, можно сказать, что успех (достижение) — это получение результата в «зоне ближайшего развития». Отсюда ориентация на успех — субъективно переживаемое отношение к возможности достижения успеха, проявляющее себя в выборе направленности и степени активности в деятельности. В системе ориентиров, на базе которых формируется эта ориентация, должны доминировать ориентиры успеха».

Рассматривая сквозь призму теоретических основ «педагогики успеха» развитие образовательных систем различного уровня, представляется логичным обратиться к работе У. Глассера «Школы без неудачников», в которой проблематика успеха рассматривается в тесной связи со школьным развитием:

1.                Проблему успеха и неудачи автор рассматривает как социальную, полагая, что человеку не присуще смешанное самосознание, то есть наличие как устойчивой ориентации  на успех, так и параллельной ориентации на избегание неудачи. «Либо человек живет с ощущением успеха, испытывая уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, либо считает себя неудачником, отчаянно пытаясь избавиться от преследующего его чувства психологического дискомфорта. Редко, когда в человеке уживаются оба начала, обычно верх одерживает что-то одно». Глассер подчеркивает, что не существует другого оптимального решения проблемы неудачников по всему социальному спектру, кроме «приобретения опыта успеха в школе».

2.                По мнению  Глассера, в структуре базовых потребностей личности необходимо выделить потребность в любви и потребность в чувстве собственного достоинства, причиной же всех неудач являются взаимосвязанные недостаток любви и заниженная самооценка. Автор подчеркивает значение школы, как места приобретения опыта любить и быть любимым и места, где формируется чувство собственного достоинства.

3.                Не менее значимо выделение особой роли, которую играет успех в жизни человека. «Благодаря этому опыту, - пишет Глассер, - я пришел к важному выводу: независимо от количества прошлых неудач, происхождения, культуры, цвета кожи и уровня материального благосостояния человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле этого слова, если однажды не познает успеха в чем-то для него важном. Первого, по-настоящему реального успеха достаточно, чтобы все те неблагоприятные факторы, о которых резонно говорят социологи, могли быть нейтрализованы»

4.                Автор путем сопоставления опыта работы ряда школ приходит к выводу о непродуктивности анализа неудач ребенка и значимости создания ситуации достижения успеха, при этом ситуация достижения успеха тесно связана с личностью кого-то «заслуживающего доверия». Сама по себе высокая самооценка (или стремление к успеху) ничего не значит, важно, чтобы существовала возможность реализовать выбор, обусловленный  этим стремлением, то есть речь идет не столько о самооценке, сколько об ориентации на успех в конкретной ситуации.

Приведенные выше положения, как нельзя лучше согласуются с целями модернизации образования, определенными Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».

Как отметил Д. А. Медведев в своем выступлении перед Федеральным собранием, суть и смысл этой инициативы «в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны».

Программы развития региональных  и муниципальных систем образования, а также программы развития отдельных образовательных учреждений сегодня разрабатываются с учетом этого стратегического документа.

Обращаясь непосредственно к Программе развития системы образования Кронштадтского района «Сетевое взаимодействие образовательных учреждений для обеспечения доступности и качества образования», отметим, что идейной основой развития системы образования района является опора на понимание образования как ведущей социальной деятельности общества, развитие которой направлено на достижение следующих эффектов:

Ø     консолидация общества в условиях роста его разнообразия;

Ø     повышение роли образования как механизма социальной стратификация общества;

Ø     формирование гражданской идентичности личности;

Ø     взаимопонимание и доверие друг к другу представителей различных социальных групп, религиозных и национальных культур;

Ø     конкурентоспособность личности, общества и государства.

В основе программы лежит согласованное представление о назначении образования как:

Ø                образование для жизни: привитие  утилитарных умений и навыков, ориентация в социальной сфере;

Ø                образование для духовного самосовершенствования: для развития душевных сил, способностей, умений, позволяющих преодолевать жизненные препятствия;

Ø                образование для личностного роста;

Ø                образование для личного удовлетворения: предоставление средств и условий для достижения личной автономии и счастья.

Систематизирующими идеями развития районной системы образования являются:

Ø    идея опоры на базовые потребности субъектов образовательного процесса;

Ø    идея формирования единого образовательного пространства для жизнетворчества субъектов образовательного процесса  на основе средового подхода;

Ø    идея гуманитарно-аксиологической ориентации в осмыслении путей и технологий гуманизации и гуманитаризации образовательного пространства;

Ø    идея технологичности, предусматривающая наличие в системе множества разнообразных образовательных механизмов (технологий) реализации поставленных целей и задач;

Ø    идея устойчивого развития в образовательном контексте, ориентирующая на организацию образовательного процесса в режиме саморазвития.

Становление нового качества образования возможно в контурах новой образовательной парадигмы, для которой характерны:

Ø         личностная ориентация образовательного процесса – направленность его на максимальную самореализацию личности и индивидуальности всех субъектов образовательного процесса;

Ø         субъект-субъектные отношения между участниками  образовательного процесса;

Ø         гуманизация и гуманитаризация образования, его демократический характер;

Ø         введение новых здоровьесберегающих образовательных технологий.

Взаимопроникновение этих новых парадигм образует «поле» развития районной системы образования, целью которого становится целостное развитие личности каждого ребенка.

Завершая, отметим, что образовательная система района – пространство и результат жизнедеятельности субъектов образовательного процесса: педагогов, учащихся, родителей и общества, а потому жизненный успех выпускника является не только результатом, но и условием успешности социального развития района, залогом высокой конкурентоспособности личности, общества и государства.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»