Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

 

Педагогический проект

Заповедник творчества: нестандартные решения стандартных задач

 

Королёва Алла Васильевна

учитель английского языка школы № 156 г. Санкт- Петербурга

Титова Елена Юрьевна

учитель математики школы №156 г. Санкт-Петербурга

 

Введение

«….любая организация будет процветать до тех пор,

пока темпы обучения ее будут больше или равны изменениям  во внешней среде»

Р.Реванс

 

Школа № 156 всегда развивалась в ногу со временем:

в 1991 году одна из первых в городе стала участницей проекта «Пилотные школы» и ввела предмет «Информатика» в учебный план

в 1996 году получила статус школы с углубленным изучением информатики

с 2007 года работает в статусе опытно-экспериментальной площадки

с 2010 года по теме «Создание школьной среды для поддержки талантливых детей и развития социальных компетенций различных возрастных групп учащихся»

 

Современная школа живет и развивается в динамично меняющемся мире, который ставит перед ней  новые задачи.

Противоречие.

Традиционная классно-урочная система образования не справляется с решением  образовательной задачи«… социализации подрастающего поколения» (ФГОС основного общего образования)

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих выпускнику школы ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Проблема.

Требуются новые способы образования и педагогические технологии

Каждая школа подходит к решению данной проблемы с учетом своей специфики и возможностей.

С 2007 года  школа № 156 включилась в  международную  образовательную программу по развитию креативности и творческого мышления «Одиссея Разума», в рамках которой учащимся предоставлена возможность развития и реализации своих способностей в разных видах деятельности.

Гипотеза.

Участие в международной образовательной программе «Одиссея разума» позволяет решать задачи, поставленные ФГОС основного общего образования через развитие социальных компетенций и метапредметных умений.

Цель проекта: создание системы по подготовке учащихся к конкурсу в рамках международной образовательной программы «Одиссея разума»

Задачи:1) формирование опыта проектной творческой деятельности учащихся как средство социализации

2) освоение  универсальных учебных действий в процессе подготовки к конкурсу

Новизна проектазаключается в том, что школа №156 рассматривает участие в международной образовательной программе как средство достижения задач, поставленных ФГОС и программой развития школы. В Калининском районе в программе «Одиссея разума» участвуют 12 ОУ, но только в 156 школе участие в программе принимает такой массовый характер (более 15% учащихся являются участниками программы)

Ожидаемый результат.

o       увеличение до 55% удельного веса численности участников проекта, у которых сформированы базовые компетентности.

o       увеличение до 14% доли учащихся 2-11 классов, участвующих в проекте «Одиссея разума»

o       увеличение до 60% удельного веса численности участников проекта, участвующих в оценке качества образовательных  услуг.

o       создание условий для внедрения и реализации модели учета внеучебных достижений обучающихся.

o       развитие системы поддержки профессионального роста педагогических кадров.

 

Ключевые особенности международной образовательной программы «Одиссея разума».

 

«Воображение гораздо важнее знания. Знание имеет предел, воображение бесконечно. Воображение движет миром». (А. Эйнштейн)

В рамках международной образовательной программы «Одиссея разума» участники соревнуются в конкурсе креативности.

·       Конкурс проходит в три тура: региональный, европейский и мировой

·       В конкурсе принимают участие команды учащихся разных возрастных групп (1 – 11 классы)

·       Команды участвуют в двух видах соревнований:

1.     Долгосрочная проблема.

На этом этапе осуществляется решение творческой задачи по одной из пяти предложенных проблем: от науки и техники до литературы и искусства, т.е. участникам необходимо использовать знания из разных областей (в том числе из различных предметов школьной программы). Например:

- «Диноистории». Творческая задача базируется на созданной командой теории причин вымирания динозавров, технической презентации вымирающей эпохи

- «Потерянный подвиг Геракла». Творческая задача: придумать потерянный подвиг Геракла, причину, по которой он был забыт в истории.

- «Чувствительное средство передвижения». Творческая задача: спроектировать, построить и научиться управлять средством передвижения, которое едет по курсу и изменяется, для того, чтобы продемонстрировать различные человеческие эмоции.

При решении долгосрочной проблемы устанавливаются метапредметные связи, формируются метапредметные умения, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения стандартных задач, приобретается опыт проектной деятельности.

2.     Спонтанная проблема.

На данном этапе участники осуществляют поиск множества возможных решений по одному из трех типов заданий (вербальный, мануальный, смешанный) в условиях ограниченного времени. Задание становится известным в день соревнования.

Например:

Из набора канцелярских принадлежностей участники должны создать сайт команды (за 7 минут) и провести его презентацию оригинальным способом.

Решая спонтанные проблемы, участники должны «думать на ходу», быстро принимать креативные решения, действовать в команде. В спонтанном конкурсе у ребят развивается способность находить множество возможных решений задач, способность по-разному интерпретировать условия задачи, то есть использовать дивергентное мышление, как обязательное условие для творчества.

·       Командам необходимо соблюдать условия конкурса:

- лимит времени выступления по долгосрочной проблеме – 8 минут

- ограниченное место выступления – сцена размерами 2,1 * 3 метра

- отсутствие посторонней помощи во время выступления

- ограничение стоимости декораций, костюмов (приветствуется изготовление костюмов из подручных материалов)

Такие требования направлены на формирование у участников навыков само регуляции и самоорганизации.

·       Каждый год, в разных странах Европы проходит Европейский фестиваль, на который приезжают около 70 команд – победительниц региональных соревнований. В конкурсах международного уровня происходит взаимодействие интернациональных команд  при решении творческой проблемы. В сжатые сроки в результате совместной работы участники создают представление на тему, которая становится известной только в день открытия Европейского фестиваля.

Например:

Команда, состоящая из участников из 3 разных стран должна представить одно многонациональное государство, которое готовится к международной выставке современных изобретений и разрабатывает появление нового «продукта», удовлетворяющего потребность современных людей. Эта потребность пока не имеет материальных средств удовлетворения.

В таких условиях, прежде всего, развивается умение коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими на иностранном (английском) языке, выполняя разные социальные роли.

·       Для успешной подготовки участников к конкурсу существует система педагогического сопровождения: тренеры по долгосрочной и спонтанной проблеме. Тренер является со-участником и координатором подготовки к конкурсу, он консультирует учащихся на разных этапах деятельности, корректирует осуществление практических задач, ищет способы включить в творческий процесс каждого участника. Очень важно, что осуществление подготовки ребят к конкурсу идет через совместную деятельность.

Особенности конкурса позволяют осуществлять развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. В своей работе мы рассматриваем процесс подготовки учащихся к конкурсу как реализацию проектной деятельности, т.к. он имеет признаки проекта:

-направлен на достижение конкретных целей

-включает  себя координированное выполнение взаимосвязанных действий

-имеет ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом

-в определенной степени неповторим

В дальнейшем мы будем называть процесс подготовки к  конкурсу и участие в конкурсе проектом.

 

Готовность к распространению нашего проекта определена разработанными:

·       алгоритмом подготовки участников проекта «Одиссея разума»,

·       индикаторами достижения результатов,

 

Заключение.

В основном документе модернизации российского образования  «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Именно на это направлена сложившая система работы школы №156 в рамках Программы развития «Через образовательные достижения к информационной культуре» на 2011-2015 годы.

Перед школой ставится  задача: подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям, что требует создания:

o       обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;

o       условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.

Проект «Заповедник творчества: нестандартные решения стандартных задач»  способствует решению, поставленных перед школой задач.

В дальнейшем проект изменит образовательную среду, позволяя учащимся приблизиться к той идеальной модели выпускника, которую определило государство: это выпускник, осознающий себя личностью, социально активным носителем идеалов гражданского общества, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений, креативно и критически мыслящий, мотивированный к познанию, творчеству и самообразованию, умеющий организовать саморазвитие.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»