Педагогический проект
Заповедник творчества: нестандартные решения стандартных задач
Королёва Алла Васильевна
учитель английского языка школы № 156 г. Санкт- Петербурга
Титова Елена Юрьевна
учитель математики школы №156 г. Санкт-Петербурга
Введение
«….любая организация будет процветать до тех пор,
пока темпы обучения ее будут больше или равны изменениям во внешней среде»
Р.Реванс
Школа № 156 всегда развивалась в ногу со временем:
в 1991 году одна из первых в городе стала участницей проекта «Пилотные школы» и ввела предмет «Информатика» в учебный план
в 1996 году получила статус школы с углубленным изучением информатики
с 2007 года работает в статусе опытно-экспериментальной площадки
с 2010 года по теме «Создание школьной среды для поддержки талантливых детей и развития социальных компетенций различных возрастных групп учащихся»
Современная школа живет и развивается в динамично меняющемся мире, который ставит перед ней новые задачи.
Противоречие.
Традиционная классно-урочная система образования не справляется с решением образовательной задачи«… социализации подрастающего поколения» (ФГОС основного общего образования)
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих выпускнику школы ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.
Проблема.
Требуются новые способы образования и педагогические технологии
Каждая школа подходит к решению данной проблемы с учетом своей специфики и возможностей.
С 2007 года школа № 156 включилась в международную образовательную программу по развитию креативности и творческого мышления «Одиссея Разума», в рамках которой учащимся предоставлена возможность развития и реализации своих способностей в разных видах деятельности.
Гипотеза.
Участие в международной образовательной программе «Одиссея разума» позволяет решать задачи, поставленные ФГОС основного общего образования через развитие социальных компетенций и метапредметных умений.
Цель проекта: создание системы по подготовке учащихся к конкурсу в рамках международной образовательной программы «Одиссея разума»
Задачи:1) формирование опыта проектной творческой деятельности учащихся как средство социализации
2) освоение универсальных учебных действий в процессе подготовки к конкурсу
Новизна проектазаключается в том, что школа №156 рассматривает участие в международной образовательной программе как средство достижения задач, поставленных ФГОС и программой развития школы. В Калининском районе в программе «Одиссея разума» участвуют 12 ОУ, но только в 156 школе участие в программе принимает такой массовый характер (более 15% учащихся являются участниками программы)
Ожидаемый результат.
o увеличение до 55% удельного веса численности участников проекта, у которых сформированы базовые компетентности.
o увеличение до 14% доли учащихся 2-11 классов, участвующих в проекте «Одиссея разума»
o увеличение до 60% удельного веса численности участников проекта, участвующих в оценке качества образовательных услуг.
o создание условий для внедрения и реализации модели учета внеучебных достижений обучающихся.
o развитие системы поддержки профессионального роста педагогических кадров.
Ключевые особенности международной образовательной программы «Одиссея разума».
«Воображение гораздо важнее знания. Знание имеет предел, воображение бесконечно. Воображение движет миром». (А. Эйнштейн)
В рамках международной образовательной программы «Одиссея разума» участники соревнуются в конкурсе креативности.
· Конкурс проходит в три тура: региональный, европейский и мировой
· В конкурсе принимают участие команды учащихся разных возрастных групп (1 – 11 классы)
· Команды участвуют в двух видах соревнований:
1. Долгосрочная проблема.
На этом этапе осуществляется решение творческой задачи по одной из пяти предложенных проблем: от науки и техники до литературы и искусства, т.е. участникам необходимо использовать знания из разных областей (в том числе из различных предметов школьной программы). Например:
- «Диноистории». Творческая задача базируется на созданной командой теории причин вымирания динозавров, технической презентации вымирающей эпохи
- «Потерянный подвиг Геракла». Творческая задача: придумать потерянный подвиг Геракла, причину, по которой он был забыт в истории.
- «Чувствительное средство передвижения». Творческая задача: спроектировать, построить и научиться управлять средством передвижения, которое едет по курсу и изменяется, для того, чтобы продемонстрировать различные человеческие эмоции.
При решении долгосрочной проблемы устанавливаются метапредметные связи, формируются метапредметные умения, развивается способность творчески мыслить и находить нестандартные решения стандартных задач, приобретается опыт проектной деятельности.
2. Спонтанная проблема.
На данном этапе участники осуществляют поиск множества возможных решений по одному из трех типов заданий (вербальный, мануальный, смешанный) в условиях ограниченного времени. Задание становится известным в день соревнования.
Например:
Из набора канцелярских принадлежностей участники должны создать сайт команды (за 7 минут) и провести его презентацию оригинальным способом.
Решая спонтанные проблемы, участники должны «думать на ходу», быстро принимать креативные решения, действовать в команде. В спонтанном конкурсе у ребят развивается способность находить множество возможных решений задач, способность по-разному интерпретировать условия задачи, то есть использовать дивергентное мышление, как обязательное условие для творчества.
· Командам необходимо соблюдать условия конкурса:
- лимит времени выступления по долгосрочной проблеме – 8 минут
- ограниченное место выступления – сцена размерами 2,1 * 3 метра
- отсутствие посторонней помощи во время выступления
- ограничение стоимости декораций, костюмов (приветствуется изготовление костюмов из подручных материалов)
Такие требования направлены на формирование у участников навыков само регуляции и самоорганизации.
· Каждый год, в разных странах Европы проходит Европейский фестиваль, на который приезжают около 70 команд – победительниц региональных соревнований. В конкурсах международного уровня происходит взаимодействие интернациональных команд при решении творческой проблемы. В сжатые сроки в результате совместной работы участники создают представление на тему, которая становится известной только в день открытия Европейского фестиваля.
Например:
Команда, состоящая из участников из 3 разных стран должна представить одно многонациональное государство, которое готовится к международной выставке современных изобретений и разрабатывает появление нового «продукта», удовлетворяющего потребность современных людей. Эта потребность пока не имеет материальных средств удовлетворения.
В таких условиях, прежде всего, развивается умение коммуникативной компетенции, включая умение взаимодействовать с окружающими на иностранном (английском) языке, выполняя разные социальные роли.
· Для успешной подготовки участников к конкурсу существует система педагогического сопровождения: тренеры по долгосрочной и спонтанной проблеме. Тренер является со-участником и координатором подготовки к конкурсу, он консультирует учащихся на разных этапах деятельности, корректирует осуществление практических задач, ищет способы включить в творческий процесс каждого участника. Очень важно, что осуществление подготовки ребят к конкурсу идет через совместную деятельность.
Особенности конкурса позволяют осуществлять развитие личности учащихся на основе освоения универсальных способов деятельности. В своей работе мы рассматриваем процесс подготовки учащихся к конкурсу как реализацию проектной деятельности, т.к. он имеет признаки проекта:
-направлен на достижение конкретных целей
-включает себя координированное выполнение взаимосвязанных действий
-имеет ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом
-в определенной степени неповторим
В дальнейшем мы будем называть процесс подготовки к конкурсу и участие в конкурсе проектом.
Готовность к распространению нашего проекта определена разработанными:
· алгоритмом подготовки участников проекта «Одиссея разума»,
· индикаторами достижения результатов,
Заключение.
В основном документе модернизации российского образования «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится: «Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации». Именно на это направлена сложившая система работы школы №156 в рамках Программы развития «Через образовательные достижения к информационной культуре» на 2011-2015 годы.
Перед школой ставится задача: подготовить ученика к новым, быстро меняющимся условиям, что требует создания:
o обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно искать, добывать, обрабатывать информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве;
o условий, содействующих наиболее полному развитию способностей учащихся.
Проект «Заповедник творчества: нестандартные решения стандартных задач» способствует решению, поставленных перед школой задач.
В дальнейшем проект изменит образовательную среду, позволяя учащимся приблизиться к той идеальной модели выпускника, которую определило государство: это выпускник, осознающий себя личностью, социально активным носителем идеалов гражданского общества, уважающий ценности других культур, конфессий и мировоззрений, креативно и критически мыслящий, мотивированный к познанию, творчеству и самообразованию, умеющий организовать саморазвитие.