Смирнова Елена Михайловна
В начале XXI века появилась потребность в вечерней школе нового типа, которая была бы способна выполнить общеобразовательную и воспитательную, компенсаторную и адаптационную, реабилитационную, творчески-развивающую и информационную функции в эпоху модернизации образования. К таким моделям школ, бесспорно, относятся и Центры образования.
Эти учреждения в современной социообразовательной ситуации оказались чрезвычайно востребованными населением, нашли своего «социального заказчика».
Центр образования – модель личностно-ориентированной образовательной системы с многоаспектной дифференциацией обучения и организацией дополнительного образования — предполагает создать условия для качественного повышения образования, улучшения психологической комфортности каждого обучающегося, сделать школу подлинным культурно-эстетическим центром социума. Центр образования – открытое общеобразовательное учреждение, в котором общее образование могут получить все желающие, независимо от возраста и уровня полученного ранее образования, реализующее как общеобразовательные программы различного уровня, так и другие социально значимые программы, позволяющие обеспечивать образовательные потребности населения без учета возраста и уровня образования.
Центры образования, находящиеся на острие тягот социально-экономической и социально-педагогической ситуации, вынуждены в этих условиях решать одновременно две одинаково общественно важные задачи: обучения взрослого населения и обучения, воспитания дезадаптированных подростков, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации.
Указанные задачи могут быть решены в образовательном пространстве Центра образования, отличающегося от традиционной вечерней школы взрослых в следующих параметрах:
Параметры образовательного процесса, специфические для Центра образования
Параметр образовательного процесса |
Содержание параметра |
Социальная |
Получение образования по месту жительства, очно, заочно или дистанционно, независимо от социального происхождения и положения, национальности, вероисповедания, возраста, семейного состояния, состояния здоровья. Гарантия бесплатного получения различных вариантов базисного общего образования и первой профессии, возможность получения оплачиваемых дополнительных образовательных услуг в широком ассортименте. Прием на любую ступень обучения, начиная с основной школы, в любое время года. Открытость хода и результатов образовательного процесса: публичное обнародование ежегодных итогов работы. Языковая открытость обучения при наличии массового спроса со стороны национальных диаспор. Открытость для финансирования учреждениями, фирмами и отдельными лицами. |
Территориальная открытость. |
Обучение населения вне зависимости от места проживания, от условного распределения микрорайонов между школами. Возможность обучения в образовательных учреждениях других территорий, в том числе заочно, параллельно и дистанционно. |
Вариативность базового образования. |
Многоуровневость обучения, профилизация и специализация, наличие компенсирующего компонента, углубленное изучение предметов. |
Наличие и вариативность образовательных услуг за рамками базисного образования. |
Репетиторство, параллельное обучение в других учебных заведениях, подготовка к поступлению в вуз или техникум. Общеразвивающая подготовка: специфическое физическое развитие, культурно-эстетическое и т.п. Подготовка к индивидуальной трудовой деятельности, допрофессиональная и профессиональная подготовка. |
Возможность выбора темпов обучения. |
Наличие учебных групп с разным темпом обучения. Возможность перехода в следующий класс в течение учебного года. Ускоренное или замедленное обучение по индивидуальным учебным планам и программам. Возможность сдачи экзаменов экстерном за любой период обучения или полный курс по базовым или углубленным программам. |
Разнообразие форм обучения. |
Наличие очной, заочной, очно-заочной, семестровой форм обучения, экстерната. Возможность организации дневного, вечернего, сменного обучения. Возможность получения образования дистанционно. Организационное обеспечение параллельного обучения в других образовательных учреждениях и прием на такое же обучение к себе. Организация обучения на дому. Курсовое обучение (платные курсы дополнительного образования). |
Разнородность контингента обучающихся предопределяет специфику дидактической парадигмы Центра образования: его дидактическая система должна обеспечивать нестандартно социализирующейся личности возможность получения образования адекватно нестандартными и максимально индивидуализированными способами. Это возможно лишь в условиях образовательного учреждения с максимально широким спектром образовательных услуг – открытом многопрофильном и разноуровневом учебном заведении с варьируемым темпом обучения.
За обучающимися Центров образования тянется шлейф социально-психологических следствий отставания личности от возрастного образовательного слоя. В абсолютном большинстве случаев так называемые «трудные» подростки начинают свое антиобщественное формирование с обыкновенных учебных провалов на ранних стадиях школьной жизни. Социальной запущенности почти всегда предшествует запущенность дидактическая.
Имея это в виду, можно выстроить обратную закономерность: социальной реабилитации личности может и должна предшествовать ее дидактическая реабилитация.
В такой социальной реабилитации личности средствами образования и состоит миссия Центра образования.